адм. дело № 2а-1038/084 – 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 год г. Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Бабкиной О.С.,
при секретаре Лантратовой В.О.,
с участием старшего помощника прокурора Курского района Курской области Ховалкина Е.С.,
представителя административного ответчика администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.09.2017г. № 355,
депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области ФИО2 и ФИО3,
представителя Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области - адвоката Метелкина Н.И., представившего удостоверение №, выданное Управлением Минюста РФ в Курской области 30.09.2015г., и ордер № от 11.09.2017г.,
заинтересованного лица ФИО4,
представителя заинтересованного лица ФИО4 – адвоката Боброва В.Г., представившего удостоверение №, выданное Управлением Минюста РФ в Курской области 13.05.2003г., и ордер № от 04.09.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Курского района Курской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Лебяженский сельсовет» Курского района Курской области, к Собранию депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области, администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными решений Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016г. №200-5-63 «Об утверждении протокола №2 счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» и от 02.12.2016г. №201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», постановления администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 08.12.2016г. №398 «О вступлении в должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Курского района Курской области (далее – прокурор) обратился в суд с вышеупомянутым административным иском, мотивируя тем, что в ходе проверки обращения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 10.07.2017 № 606ж-2017 были выявлены нарушения в проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области. Ссылаясь на нормы ст. 3 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона Курской области от 19.11.2014 N72-ЗКО «О порядке избрания, месте в системе органов местного самоуправления и сроках полномочий глав муниципальных образований», п. 8 ч. 2 ст. 22, ч. 2, ч. 3.1 ст. 31 Устава Лебяженского сельсовета Курского района Курской области, принятого Решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета от 27.04.2012 № 14-5-3 (в ред. Решения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета от 20.01.2017 № 211-5-65), указал на то, что 24.10.2016 Собранием депутатов Лебяженского сельсовета Курского района принято Решение № 193-5-60 «Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района» (далее – Порядок), и в силу абз. 3 п. 4.1 Раздела 4 данного Порядка, конкурс проводится при условии наличия не менее 2 кандидатур, соответствующих требованиям, установленным в разделе 2 Порядка и допущенных к участию в конкурсе. Там же, в соответствии с п. 5.2, п.5.4 Порядка, по кандидатам, представленным в Собрание депутатов Лебяженского сельсовета для избрания на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района, проводится тайное голосование. Победителем признается кандидат, за которого проголосовали более половины от установленной численности депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района. Установленная численность депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета, согласно ч. 2 ст. 21 Устава, составляет 10 человек, и соответственно, победителем конкурса на должность главы может быть признан кандидат, за которого проголосовало более 5 депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета. В то же время, фактическая численность депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района составляет 8 человек (в связи с досрочным прекращением полномочий двух депутатов: ФИО5 – с отставкой по собственному желанию и ФИО6 – с осуждением и вступлением в законную силу в отношении нее обвинительного приговора суда). Согласно протоколу № 2 заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 21.11.2016, в комиссию были представлены документы трех кандидатов на должность главы Лебяженского сельсовета: ФИО7, ФИО8, ФИО4, которые путем открытого голосования членов комиссии, единогласно, были допущены к участию в дальнейшем конкурсном отборе на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области, после чего кандидатам были направлены уведомления о допуске к участию в конкурсе. Решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского
района Курской области от 02.12.2016 № 198-5-63 утверждена форма
бюллетеня для тайного голосования по выборам главы Лебяженского
сельсовета Курского района Курской области. Решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета от 02.12.2016 № 199-5-63 в бюллетень для тайного голосования по выборам главы Лебяженского сельсовета были внесены две кандидатуры: ФИО7 и ФИО4
02.12.2016г. в день выборов главы Лебяженского сельсовета, следуя реестру выдачи бюллетеней, все 8 депутатов получили по одному бюллетеню для голосования. В соответствии с протоколом заседания счетной комиссии от 02.12.2016 № 2 «О результатах подсчета голосов, набранных каждым из кандидатов на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» счетной комиссией проведен подсчет бюллетеней, заполненных депутатами Собрания в ходе тайного голосования за кандидатов на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района: всего бюллетеней - 8, недействительных бюллетеней нет. Количество голосов по кандидатам: ФИО7 - 3, ФИО4 - 5. Указанный протокол утвержден Решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета 02.12.2016 за № 200-5-63 и, на основании протокола № 2 заседания счетной комиссии Собранием депутатов принято решение 02.12.2016 № 201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района», в силу п. 1 которого, считать ФИО4 избранным главой Лебяженского сельсовета Курского района». Учитывая, что за кандидатуру ФИО4, согласно протоколу счетной комиссии от 02.12.2016 №2, проголосовало 5 депутатов, что в соответствии с установленной ч. 2 ст. 21 Устава численностью депутатов
является половиной, то в нарушение требований п. 5.4 Порядка, указанный кандидат не мог быть признан победителем выборов и избран главой Лебяженского сельсовета, поскольку не набрал необходимого количества голосов (более половины от установленной численности). Полагает, что на основании незаконного решения Собрания депутатов
Лебяженского сельсовета Курского района, 08.12.2016 г. было вынесено, также, незаконное постановление № 398 «О вступлении в должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», в соответствии с которым, ФИО4 приступил на постоянной основе к осуществлению полномочий главы Лебяженского сельсовета с 08.12.2016 г. После официального опубликования общих результатов выборов главы Лебяженского сельсовета Курского района председатель Собрания депутатов выдает лицу, избранному на должность главы Лебяженского сельсовета, удостоверение об избрании в порядке, установленном решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района, и днем вступления в должность главы Лебяженского сельсовета Курского, района является день выдачи ему удостоверения об избрании на должность. Избрание главы Лебяженского сельсовета Курского района с нарушением требований действующего законодательства и муниципальных нормативных правовых актов нарушает права граждан на осуществление в их интересах функций местного самоуправления главой муниципального образования, надлежащим образом соблюдающим законодательство Российской Федерации. Продолжение деятельности в должности главы Лебяженского сельсовета ФИО4 влечет угрозу соблюдению прав, свобод и законных интересов жителей муниципального образования и лиц, пребывающих на территории Лебяженского сельсовета Курского района.
Считает, что нарушаются права МО «Лебяженский сельсовет», ввиду осуществления полномочий, предоставленных ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ, лицом, избранным с нарушением требований действующего законодательства, что в частности может повлечь издание им муниципальных нормативных правовых актов по решению вопросов местного значения, являющихся ничтожными. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 КАС РФ, выступая, в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Лебяженский сельсовет», просит признать незаконными: Решение Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016 № 200-5-63 «Об утверждении протокола № 2 счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области»; Решение Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016 №201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области»; Постановление администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 08.12.2016 № 398 «О вступлении в должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области». Обязать ФИО4 сдать удостоверение главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Курского района Курской области Ховалкин Е.С. иск поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Возражая против удовлетворения заявления представителя административного ответчика администрации Лебяженского сельсовета и ФИО4 о пропуске срока для обращения в суд, просил учесть, что, в соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, административный иск был подан в суд в течение трех месяцев со дня, когда прокурору стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту которых подан настоящий иск. О таких нарушениях стало известно прокурору 18.07.2017г.
Представитель административного ответчика – администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области ФИО1, ссылаясь на разъяснения, изложенные в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», и, считая оспариваемые решения правовыми актами ненормативного характера, полагала, что иск прокурора подан за пределами трехмесячного срока обращения в суд. Также, считала, что поскольку на прокуратуру, в соответствии с ФЗ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", возложена функция прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, то в руководстве с п. 3 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", прокурорский надзор за исполнением законов должен осуществляться органами прокуратуры в постоянном и непрерывном режиме, для чего прокурор должен пользоваться предоставленными ему законом полномочиями участия в заседаниях органов местного самоуправления, проведения проверок. Во исполнение требований закона, все принимаемые решения представительных органов местного самоуправления, в том числе и решения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области были сданы в прокуратуру Курского района по реестру до 10 января 2017 года. Правовой акт ненормативного характера - решение Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016 № 201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» был опубликован в установленном порядке в средствах массовой информации в газете «Сельская новь» 07 декабря 2016 года №98 (7393), и обнародованы путем размещения на официальном сайте Лебяженского сельсовета Курского района в разделе «Нормативные правовые акты Собрания депутатов» 05.12.2017. В связи с чем, считала, что срок для обжалования данных правовых актов истек 07.03.2017г. и 06.03.2017г., соответственно.
В судебном заседании ФИО4, в поддержание изложенной выше позиции представителя административного ответчика, считал, также, что срок для обращения в суд истек 02.03.2017г. и каких-либо уважительных причин для его восстановления прокурором не приведено и доказательств не представлено. Просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
В судебном заседании депутаты Лебяженского сельсовета Курского района Курской области пятого созыва - ФИО2 и ФИО3 административный иск признали, и, подтвердив, указанные в административном исковом заявлении, обстоятельства, пояснили, что мероприятия по вопросу незаконности выборов главы Лебяженского сельсовета инициировали ими они после того, как, получив соответствующие разъяснения действующего законодательства 09.07.2017г. в Управлении Минюста по Курской области, 10.07.2017г. обратились в прокуратуру Курского района Курской области. Просили иск удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно частям 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
По смыслу закона, под законностью муниципальных правовых актов понимается их строгое соответствие требованиям, предъявляемым к компетенции субъекта правотворчества, содержанию, форме и процедуре принятия муниципального нормативного правового акта. Нарушение рассматриваемых требований влечет признание муниципального правового акта незаконным.
Согласно ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования, и которое не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона Курской области от 19.11.2014 N 72-ЗКО «О порядке избрания, месте в системе органов местного самоуправления и сроках полномочий глав муниципальных образований» (далее - Закон Курской области от 19.11.2014 N 72-ЗКО), глава городского, сельского поселения в соответствии с уставом муниципального образования может избираться представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавлять местную администрацию.
Частью 2 ст. 31 Устава Лебяженского сельсовета Курского района Курской области, принятого Решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета от 27.04.2012 № 14-5-3 (в ред. Решения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета от 20.01.2017 № 211-5-65) (далее –Устав), глава Лебяженского сельсовета Курского района Курской области в соответствии с Законом Курской области от 19.11.2014 N72 и настоящим Уставом, избирается Собранием депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет администрацию Лебяженского сельсовета Курского района Курской области.
Абзац 2 ч. 2 ст. 31 Устава закрепляет, что порядок проведения
конкурса на замещение должности главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области устанавливается решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 31 Устава, лицо назначается на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Собранием депутатов сельсовета Курского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
После официального опубликования общих результатов выборов Главы Лебяженского сельсовета Председатель Собрания депутатов Лебяженского сельсовета выдает лицу, избранному на должность главы
Лебяженского сельсовета, удостоверение об избрании в порядке,
установленном решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета
Курского района.
Днем вступления в должность главы Лебяженского сельсовета Курского, района является день выдачи ему удостоверения об избрании на должность.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 21 Устава Собрание депутатов Лебяженского
сельсовета Курского района является представительным органом Лебяженского сельсовета Курского района.
Часть 2 указанной статьи Устава определяет, что Собрание депутатов
Лебяженского сельсовета Курского района состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одному общетерриториальному многомандатному избирательному округу, на основе всеобщего равного прямого избирательного права путем тайного голосования.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 22 Устава к компетенции Собрания депутатов
Лебяженского сельсовета относится избрание главы
Лебяженского сельсовета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
С целью реализации требований Федерального закона N131-ФЗ, Закона
Курской области N72-3КО, Устава муниципального образования, 24.10.2016 Собранием депутатов Лебяженского сельсовета Курского района принято
решение № 193-5-60 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района» (далее – Порядок).
В силу абз. 3 п. 4.1 раздела 4 Порядка, конкурс проводится при условии наличия не менее 2 кандидатур, соответствующих требованиям, установленным в разделе 2 Порядка и допущенных к участию в конкурсе.
В соответствии с п. 5.2 Порядка, по кандидатам, представленным в Собрание депутатов Лебяженского сельсовета Курского района для избрания на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района, проводится тайное голосование.
Пунктом 5.4 Порядка, установлено, что победителем признается кандидат, за которого проголосовали более половины от установленной численности
депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района.
Установленная численность депутатов Собрания депутатов Лебяженского
сельсовета Курского района согласно ч. 2 ст. 21 Устава составляет 10 человек.
Состав кандидатов установлен решением избирательной комиссии МО «Лебяженский сельсовет» Курского района Курской области от 05.03.2012г. № 91 «Об установлении общих итогов выборов депутатов Собрания Лебяженского сельсовета Курского района Курской по общетерриториальному десятимандатному избирательному округу».
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 21 Устава, победителем
конкурса на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района может быть признан кандидат, за которого проголосовало более 5 депутатов Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района.
Фактическая численность депутатов Собрания депутатов
Лебяженского сельсовета Курского района составляет 8 человек: ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО3, ФИО14
Два депутата: ФИО6 и ФИО5 досрочно прекратили свои полномочия, на основании решений Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района от 21.06.2012 № 24-5-5 и 04.09.2012 № 32-5-7.
Согласно Протоколу № 2 заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 21.11.2016, в комиссию были представлены документы трех кандидатов на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области: ФИО7, ФИО8, ФИО4
Все три кандидата путем открытого голосования членов комиссии,
единогласно, были допущены к участию в дальнейшем конкурсном отборе на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области, после чего кандидатам были направлены уведомления о допуске к участию в конкурсе.
Решением Собрания - депутатов Лебяженского сельсовета Курского
района Курской области от 02.12.2016 № 198-5-63 утверждена форма
бюллетеня для тайного голосования по выборам главы Лебяженского
сельсовета Курского района Курской области.
Согласно Решению Собрания депутатов Лебяженского сельсовета
Курского района Курской области от 02.12.2016 № 199-5-63 в бюллетень для
тайного голосования по выборам главы Лебяженского сельсовета Курского
района Курской области были внесены две кандидатуры: ФИО7 и ФИО4
02.12.2016 в день выборов главы Лебяженского сельсовета Курского
района Курской области, согласно реестру выдачи бюллетеней, все 8 депутатов получили по одному бюллетеню для голосования, что подтверждается
росписями в реестре.
В соответствии с протоколом заседания счетной комиссии от 02.12.2016
№ 2 «О результатах подсчета голосов, набранных каждым из кандидатов на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», счетной комиссией проведен подсчет бюллетеней, заполненных депутатами Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района в ходе тайного голосования за кандидатов на должность главы Лебяженского сельсовета Курского района. Всего бюллетеней - 8, недействительных бюллетеней нет. Количество голосов по кандидатам распределилось следующим образом: ФИО7 - 3, ФИО4 - 5.
Указанный протокол 02.12.2016 направлен на утверждение Собранию депутатов Лебяженского сельсовета Курского района. Решением Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района от 02.12.2016 № 200-5-63 протокол № 2 счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района был утвержден.
Пункт 1 указанного решения гласит: «Утвердить протокол заседания счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области ФИО4».
02.12.2016 на основании протокола № 2 заседания счетной комиссии Собранием депутатов Лебяженского сельсовета Курского района принято решение от 02.12.2016 № 201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района», в силу п. 1 которого, считать ФИО4 избранным главой Лебяженского сельсовета Курского района.
Таким образом, за кандидатуру ФИО4, согласно протоколу счетной комиссии от 02.12.2016 №2 об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района проголосовало 5 депутатов, что в соответствии с установленной ч. 2 ст. 21 Устава численностью депутатов
Собрания депутатов Лебяженского сельсовета, является
половиной, то есть, в нарушение требований п. 5.4 Порядка, указанный кандидат был признан победителем выборов и избран главой Лебяженского сельсовета Курского района, не набрав необходимого количества голосов - более половины от установленной численности.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным кодексом. Часть 2 этой статьи, устанавливая, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, вместе с тем предусматривает обязанность административного истца по таким административным делам подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
При таком положении, оспариваемые решения в системе правового регулирования рассматриваются судом, как нарушающие требования действующего законодательства и муниципальных нормативных правовых актов, влекут нарушения прав граждан на осуществление в их интересах функций местного самоуправления главой муниципального образования, соблюдающим законодательство Российской Федерации.
Продолжение деятельности главы Лебяженского сельсовета Курского района ФИО4 влечет угрозу соблюдению прав, свобод и законных интересов жителей муниципального образования и лиц, пребывающих на территории Лебяженского сельсовета Курского района Курской области.
Помимо этого, как считает суд, нарушаются права муниципального образования «Лебяженский сельсовет», ввиду осуществления полномочий, предоставленных ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, лицом, избранным с нарушением требований действующего законодательства, что в частности, может повлечь издание им муниципальных нормативных правовых актов по решению вопросов местного значения, являющихся ничтожными.
В связи с изложенным, административный иск прокурора Курского района Курской области суд признает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Принимая решение о признании незаконными Решения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района от 02.12.2016 № 200-5-63 «Об утверждении протокола № 2 счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» и № 201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», подлежит признанию недействительным постановление главы администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 08 декабря 2016 года № 398 «О вступлении в должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», в соответствии с которым, ФИО4 приступил к осуществлению полномочий главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области с 08.12.2016 на постоянной основе. Выданное, на основании недействительного постановления, удостоверение главы администрации ФИО4, подлежит сдаче в администрацию Лебяженского сельсовета.
Доводы стороны административных ответчиков администрации Лебяженского сельсовета Курского района и ФИО4 о пропуске прокурором срока для обращения суд считает не состоятельными.
В силу ч. 1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом, законодателем закреплено, что исчисление трехмесячного срока обращения в суд производится не с даты издания оспариваемых решений, а со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
В этой связи, официальное опубликование решения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016г. № 201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» в средствах массовой информации – газете «Сельская новь» 07.12.2016г. № 98 (7393), и его обнародование на официальном сайте Лебяженского сельсовета 05.12.2017г., убедительным мотивом пропуска срока для обращения в суд с указанным административным иском служить не может.
Административное исковое заявление прокурора Курского района Курской области поступило в Курский районный суд Курской области 15.08.2017г. вхд.номер 6342.
В материалы дела представлено заявление депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области ФИО2 и ФИО3, датированное 10.07.2017г. и зарегистрированное в прокуратуре Курского района 10.07.2017г. вх.номер 606-Ж-2017г., в котором выражался, как считает суд, депутатский запрос о проведении проверки законности избрания на должность главы Лебяженского сельсовета ФИО4
Доказательств другой дате суду представлено не было, равно как и обстоятельствам сдачи текстов оспариваемых решений Лебяженским сельсоветом по реестру в прокуратуру Курского района Курской области до 10.01.2017г.
Руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Курского района Курской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Лебяженский сельсовет» Курского района Курской области, к Собранию депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области, администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области о признании незаконными Решений Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016г. №200-5-63 «Об утверждении протокола №2 счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» и от 02.12.2016г. №201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», постановления администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 08.12.2016г. №398 «О вступлении в должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области», - удовлетворить.
Признать незаконными Решения Собрания депутатов Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 02.12.2016г. №200-5-63 «Об утверждении протокола №2 счетной комиссии об избрании главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области» и от 02.12.2016г. №201-5-63 «О главе Лебяженского сельсовета Курского района Курской области».
Признать недействительным постановление администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области от 08.12.2016г. №398 «О вступлении в должность главы Лебяженского сельсовета Курского района Курской области».
Обязать ФИО4 сдать удостоверение главы администрации Лебяженского сельсовета Курского района Курской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 22 сентября 2017 года.
Председательствующий-
судья О.С. Бабкина