ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1038/19 от 23.09.2019 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-1038/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Семилуки 23 сентября 2019 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Оболонской Ю.Ф.

при секретаре Весниной В.Д.,

с участием административного истца Рябченко С.В.,

представителя административного ответчика администрации Семилукского муниципального района Воронежской области по доверенности Карифанова Р.Н.

прокурора - помощника прокурора Семилукского района Воронежской области Василенко М.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Рябченко Светланы Викторовны к администрации Семилукского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Рябченко С.В. обратилась в суд с административным иском, в котором указывает, что постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.06.2017 №875 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков».

Пунктом 1.1. указанного регламента установлено, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителями и администрацией Семилукского муниципального района в связи с принятием на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для целее индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также определения состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур при предоставлении муниципальной услуги.

Также указанным регламентом определены льготные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и т.д.

В соответствии с п.п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан, в случаях предусмотренных законами субъектов РФ.

На территории Воронежской области льготные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установлены Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

В соответствии с п.2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Семилукский район субъектом Российской Федерации не является.

В ст. 5 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ закреплено, что установление случаев бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, установление порядка постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в п.п. 6 и 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, порядка снятия граждан с учета, порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, относится к полномочиям Воронежской областной Думы.

При принятии оспариваемого регламента присутствуют признаки коррупциогенных факторов в виде принятия нормативного акта за пределами компетенции, нормативных коллизиях.

Просит постановление от 27.06.2017 №875 администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» коррупциогенным, не соответствующим законодательству Российской Федерации; и отменить указанное постановление.

С учетом уточнения требований, просила признать нормативный акт, утвержденный постановлением от 27.06.2017 №875 администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» не соответствующим законодательству Российской Федерации и Закону Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ.

В судебном заседании административный истец Рябченко С.В. поддержала заявленные требования. Также пояснила, что оспариваемым регламентом ответчик устанавливает не порядок предоставления муниципальной услуги, а именно устанавливает сам порядок постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по основания, указанным в п.п. 6 и 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, что является нарушением действующего законодательства. Также указывает, что в 2018 году она, являясь инвалидом , обратилась в администрацию городского поселения - город Семилуки с заявлением о предоставлении земельного участка на льготных основаниях. В предоставлении земельного участка ей было отказано, в связи с чем, считает, что ее права были нарушены (л.д. 19,57-58, 80-81).

Представитель административного ответчика Карифанов Р.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что постановлением №875 от 27.06.2017 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков». В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В соответствии с ч.4 ст. 2 и ч.1 ст. 13 данного закона, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента). Оспариваемое истцом постановление принято администрацией Семилукского муниципального района в пределах ее компетенции и не противоречит положениям юридических актов, имеющих большую юридическую силу. Проект оспариваемого административного регламента принят администрацией Семилукского муниципального района после размещения в установленном порядке на официальном сайте администрации Семилукского муниципального района для проведения независимой общественной экспертизы и после согласования с прокуратурой Семилукского района. Опубликован надлежащим образом (л.д. 45-47, 55-56).

Прокурор Василенко М.М. полагала требования подлежащими частичному удовлетворению, в той части, в которой административный регламент регулирует отношения в связи с принятием на учет граждан, претендующих на льготное предоставление земельных участков.

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Рябченко С.В. является инвалидом , она обращалась в администрацию городского поселения – город Семилуки по вопросу предоставления земельного участка по льготам в соответствии со статьей 39.19 Земельного кодекса РФ (л.д. 20, 59-68, 79).

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В целях реализации полномочий органов государственной власти Воронежской области в сфере земельных отношений, установленных Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ 28.04.2008 Воронежской областной Думой принят и подписан губернатором Воронежской области 13.05.2008 Закон Воронежской области № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», определяющий условия предоставления и изъятия земельных участков.

В соответствии со статьями 12 и 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан РФ, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области.

Право на бесплатное предоставление земельных участков согласно настоящему Закону Воронежской области имеют инвалиды.

Рябченко С.В. считает, что ее права на бесплатное предоставление земельного участка были нарушены постановлением администрации Семилукского муниципального района от 27.06.2017 №875.

Постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 27.06.2017 № 875 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» (л.д. 5-13).Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. ст. 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с Уставом Семилукского муниципального района (статьи 43, 53, 57) глава администрации Семилукского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных Уставом Семилукского муниципального района, решениями Совета народных депутатов, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области, а также распоряжения по вопросам организации работы местной Администрации. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав Семилукского муниципального района; 2) правовые акты:

- решения, принятые на местном референдуме;

- решения Совета народных депутатов Семилукского муниципального района;

- постановления, распоряжения, принимаемые главой Семилукского муниципального района по вопросам организации деятельности Совета народных депутатов;

- постановления и распоряжения администрации района;

- распоряжения и приказы, принимаемые иными органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, за исключением нормативных правовых актов Совета народных депутатов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты Семилукского муниципального района подлежат опубликованию в газете «Семилукская жизнь» и размещению на официальном сайте в сети «Интернет».

Согласно представленным административным ответчиком документов, проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» 28.05.2017 направлялся в прокуратуру Семилукского района Воронежской области для проверки на соответствие действующему законодательству (л.д. 51). 07.06.2017 по результатам проведенной прокуратурой района проверкой, нарушений действующего законодательства в вышеуказанном проекте административного регламента не выявлено (л.д. 52).

Данный административный регламент размещен на официальном сайте администрации в сети «Интернет» и опубликован в газете «Семилукская жизнь» от 14.07.2017 (л.д. 77-78).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом № 131-ФЗ, 210-ФЗ, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта.

Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Обосновывая позицию о несоответствии оспариваемого регламента, административный истец ссылается на его противоречие ст. 5 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ и п.п 7 ст. 39.5 ЗК РФ, что порядок постановки граждан на учет, снятия с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ устанавливается законами субъектов РФ.

Суд находит данные доводы основанными на неверном толковании закона.

При этом суд не находит обоснованным доводы Рябченко С.В., что сведения о несоответствии нормативного акта действующему законодательству подтверждены прокуратурой района (л.д. 14, 69-79).

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в соответствии с подпунктом 7 ст.39.5 ЗК РФ возможно, если он относится к отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется однократно; если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по данному основанию, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации полномочий, предоставленных федеральным законодательством, Воронежской областной Думой 13 мая 2008 года был принят Закон Воронежской области N 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» с последующими изменениями (далее Закон).

Статьей 12 Закона закреплено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13.

Статьей 13 Закона определены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе граждане – инвалиды (п.7 ч.1 ст.13).

При этом, законодатель в ч.6 ст.13 Закона указал, что при осуществлении уполномоченными органами учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

При этом положениями ст.5 Закона определено, что Воронежская областная Дума устанавливает случаи бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, а также порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по указанным основаниям, снятия граждан с данного учета, порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Административный регламент, утвержденный постановлением администрации Семилукского муниципального района от 27.06.2017 №875, не определяет порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а определяет порядок предоставления муниципальной услуги.

Доказательств нарушения ее прав Административным регламентом истцом не представлено.

Отказ в предоставлении Рябченко С.В. земельного участка не был основан на нормах Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Семилукского муниципального района от 27.06.2017 №875, что также следует из решения Семилукского районного суда Воронежской области от 29.04.2019 (л.д. 82-85).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Семилукского муниципального района от 27.06.2017 №875, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав и законных интересов административного истца, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Рябченко Светлане Викторовне в удовлетворении административного иска о признании недействующим административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков», утвержденного постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 27.06.2017 №875 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2019