К делу № 2а-1038/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 октября 2019г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Тищенко Т.П.
с участием представителя административных истцов ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа от 09.10.2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления в собственность земельного участка,
установил:
ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа от 09.10.2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления в собственность указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований сослались на то, что административные истцы являются собственниками жилого дома литер А, а2, аЗ, общей площадью 89,1 кв.м., жилой 68,4 кв.м., по адресу: <адрес>.
ФИО3 принадлежит 1/3 и 11/34 долей указанного дома, а ФИО4 - 35/102 долей. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, площадью 612 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0303031:99, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ИЖС.
В целях приобретения указанного земельного участка в общую долевую собственность административные истцы обратились в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Однако получили отказ от 09.10.2018 г. №, поскольку территория данного земельного участка находится за красной линией (территория общего пользования).
Административные истцы считают данный отказ незаконным и необоснованным.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, согласно заявлениям ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов ФИО1, действующий на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела ФИО3 и ФИО4 являются собственниками в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 89,1 кв.м. с пристройками литер «А,А2,а3», расположенного по <адрес>, в ЦВО г. Краснодара. ФИО3 принадлежит 1/3 доля и 11/34 долей, а ФИО4 – 35/102 доли.
Жилой дом по указанному адресу находится на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0303031:99, площадью 612 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ИЖС.
В целях приобретения указанного земельного участка в общую долевую собственность административные истцы обратились в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Однако ответом администрации муниципального образования город Краснодар от 09.10.2018 г. за № им было отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку территория данного земельного участка находится за красной линией (территория общего пользования), и исходя из анализа судебной практики, предоставление в аренду территории общего пользования недопустимо, поскольку повлечет за собой нарушение прав неограниченного круга лиц (л.д.12-14).
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, ч.1 ст.11, ст.12 ГК РФ любое заинтересованное лицо, вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, охраняемого законом интереса, используя один или несколько способов защиты, предусмотренных ст.ст.12,13 ГК РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, а именно: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
То есть, административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия) и освобождается от представления доказательств в подтверждение этого обстоятельства. Вместе с тем он обязан не только указать в заявлении, но и доказать факт нарушения своих прав оспариваемым решением или действием.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По правилам ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Частью 1 ст. 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, административные истцы обладают исключительным правом на приобретение земельного участка, расположенного под принадлежащим им жилым домом, в собственность за плату без проведения торгов.
Согласно ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ч.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Из отказа администрации МО г. Краснодар следует, что земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> находится за красной линией (относится к территориям общего пользования).
Вместе с тем, данный довод не может быть признан судом состоятельным в связи со следующим.
В силу ст.64 КАС РФ ообстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, Первомайским районным судом г. Краснодара 25.01.2018г. было вынесено решение по административному иску ФИО3, ФИО4 к администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействующим постановления, которым было признано недействующим постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009г. «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» в части утверждения проекта планировки земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Из решения следует, что жилой дом по <адрес> в г. Краснодаре, является строением 1918 года постройки и на момент установления красных линий жилой дом был завершен строительство, введен в эксплуатацию, находился в собственности граждан, а действующим законодательством не предусмотрена возможность установления красных линий по уже существующим правомерным строением собственника.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Краснодарского краевого суда от 22.08.2019г. вышеуказанное решение оставлено без изменений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 09.10.2018г. № нельзя признать законным и обоснованным, поскольку вступившим в законную силу решением суда признано недействующим постановление администрации муниципального образования город Краснодар № от 18.03.2009г. «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» в части утверждения проекта планировки земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Соответственно административного ответчика следует обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения путем принятия законного и обоснованного решения относительно обращения ФИО3, ФИО4 по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка по <адрес> в г. Краснодаре.
Вместе с тем, оснований для возложения обязанности на административного ответчика по предварительному согласованию предоставления земельного участка по <адрес> в г. Краснодаре административным истцам не имеется.
Поскольку с учетом вышеуказанных положений закона, решение о предоставлении земельного участка в собственности принимается органом местного самоуправления, а не судом.
И суд не считает возможным вмешиваться в компетенцию органов, осуществляющих управление муниципальной собственностью.
Иное противоречило бы ст. 10 Конституции Российской Федерации, провозгласившей построение системы государственной власти на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Судом может быть лишь признан незаконным отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка и возложена обязанность по устранению указанных нарушений.
Принимая такое решение, суд руководствуется положениями ст.123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, суд исходит из представленных сторонами доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-179 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 09.10.2018г. за № в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить в полном объеме допущенные нарушения прав ФИО3, ФИО4 путем принятия законного и обоснованного решения относительно обращения ФИО3, ФИО4 по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> внутригородском округе г.Краснодара.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья
Составлено: 29.10.2019г.