ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1038/20 от 21.01.2021 Калининского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23 RS 0018-01-2020-001667-35 К делу № 2а-203/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская

Краснодарский край 21 января 2021 года

Калининский районный суд в составе:

Председательствующего Осовик С.В.,

при секретаре Милёвой Е.А.,

с участием ст.пом. прокурора Калининского района Гришин Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района в интересах Российской Федерации обратился в Калининский районный суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в котором указал, что в целях выявления сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на Интернет-сайте: http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ имеется информация, содержащая сведения о том, как «правильно» брать «откаты», как прятать «откаты» в сметах, о схемах получения «откатов» при осуществлении госзакупок, а также информация о способах дачи «откатов» закупщикам, при этом в публикации разъясняется, как намекнуть закупщику о дополнительном поощрении при заключении контракта, приводятся примеры различных подходов к предложению «отката».

Вход на сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение – отсутствует.

Размещение указанной информации на сайте в свободном доступе способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий в области налогового и бюджетного законодательства с целью удовлетворения собственных потребностей, безнаказанно, кроме того, подрывает бюджетную систему России, а также дискредитирует исполнение законов Российской Федерации. Какая-либо общедоступная информация о владельцах и регистраторе сайта отсутствует.

В силу ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

На основании ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупцией признается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействием коррупции является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами ( ст. 3 указанного закона).

Профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п. 1 ст. 6 Закона).

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями ( ст.285), за нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1), за превышение должностных полномочий ( ст.286), за незаконное участие в предпринимательской деятельности ( ст.289), за служебный подлог ( ст.292), за получение взятки ( ст.290), за мошенничество ( ст.159), за присвоение или растрату ( ст.160), за вымогательство ( ст.163), за недопущение, ограничение или устранение конкуренции ( ст.178), за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения ( ст. 179), за коммерческий подкуп ( ст.204), за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок ( ст. 200.5), за дачу взятки ( ст.291).

Статьей 33 Уголовного кодекса Российской Федерации дано уголовноправовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.

Кроме того, ст. 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о схемах получения «откатов» при осуществлении госзакупок, а также информацию о способах дачи «откатов» закупщикам, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.

На вышеуказанном сайте и на интернет-страницах отсутствует юридически значимая информация о правообладателе и лице ее разместившем.

Сведения о владельце и администраторе интернет-страницы с адресом http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ в базе регистраторов доменных имен отсутствуют.

Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора http://eais.rkn.gov.ru/ интернет-страница http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащая информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом в соответствии с и. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, доступ к сайту, где размещен видеоматериал в рассматриваемой сфере, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В связи с изложенным, прокурор просит суд:

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице Интернет-сайта hhttp://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для включения указателя страницы сайта http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателя страницы сайта http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании ст. пом. прокурора Гришин Е.Е. поддержал доводы, указанные в административном исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в своих письменных заявлениях просили о рассмотрении дела без их участия. Суд принял решение о рассмотрении дела без участия представителей заинтересованных лиц.

Выслушав ст. пом. прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона от 27.06.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду воины, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями ( ст.285), за нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1), за превышение должностных полномочий ( ст.286), за незаконное участие в предпринимательской деятельности ( ст.289), за служебный подлог ( ст.292), за получение взятки ( ст.290), за мошенничество ( ст.159), за присвоение или растрату ( ст.160), за вымогательство ( ст.163), за недопущение, ограничение или устранение конкуренции ( ст.178), за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения ( ст. 179), за коммерческий подкуп ( ст.204), за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок ( ст. 200.5), за дачу взятки ( ст.291).

Статьей 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Таким образом, размещение в информационно - телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с адресом: http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ, запрещенной информации, а именно информации о схемах получения «откатов» при осуществлении госзакупок, информация о способах дачи «откатов» закупщикам, примеров различных подходов к предложению «отката», свидетельствует о нарушении действующего законодательства Российской Федерации в области налогового и бюджетного законодательства.

В целях ограничения доступа к странице в сети Интернет с интернет - адресом http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ, содержащими запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ.

Положениями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплен общий правовой запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ следует, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст.9 вышеуказанного Федерального закона, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для внесения в указанных Интернет-ссылок в единый сводный реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра, отнесены к компетенции Роскомнадзора.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает заявленные требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную на Интернет страницах с адресами http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.265.5 КАС РФ, суд:

РЕШИЛ:

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах Интернет-сайтов http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для включения указателей страниц сайтовhhttp://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателей страниц сайтов http://www.youtube.com/watc?v=w1OHzswel1UQ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.