№ 2а-1038/2021
УИД 53RS№-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 19 июля 2021 года
Боровичский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Константиновой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Волгиной Е.Н.,
с участием представителя административного истца ТСН «Южное», - адвоката Гетманова С.В.,
представителя заинтересованного лица Администрации Боровичского муниципального района, - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости «Южное» к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области о признании незаконными уведомления № ЖИ-4066-И от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ТСН «Южное» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на положения ст.ст. 170, 172, 174 Жилищного кодекса РФ, просит признать уведомление Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области № ЖИ-4066-И от ДД.ММ.ГГГГ в части неизбрания и нереализации собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, незаконным, поскольку в соответствии с протоколом № Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Южное», на основании п.1 ч.3 ст. 170 ЖК РФ, избран способ формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Копия протокола общего собрания была направлена в адрес СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области».
С целью реализации прав собственников жилых помещений по способу формирования фонда капитального ремонта, ТСН «Южное» в Новгородском отделении № ПАО «Сбербанк» г.В.Новгород, ДД.ММ.ГГГГ был открыт специальный расчетный счет, на который ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» перевел денежные средства собственников жилых помещений ТСН «Южное» в сумме 829931 руб. 99 коп. и 25617 руб. 01 коп. соответственно, что подтверждается заявлением на открытие банковского счета, договором специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской ПАО «Сбербанк».
С этого же момента собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, оплата капитального ремонта производится на указанный специальный счет, что подтверждается выписками операций по лицевому счету с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, в связи с возникшей необходимостью проведения капитального ремонта дома, на основании протокола № общего собрания ТСН «Южное» принято решение о капитальном ремонте кровли указанного дома. Протоколом № общего собрания утверждены смета, сроки, а также источник финансирования (средства фонда капитального ремонта) проведения указанного капительного ремонта. В результате в 2018 году за счет средств капитального ремонта отремонтирована крыша <адрес>.
В 2019 году на основании решения собственников жилых помещений <адрес>, что отраженно в протоколе №, проведена реконструкция узла управления (теплового узла) дома.
Административный истец полагает, что собственниками жилых помещений <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, не только выбран способ формирования фонда капитального ремонта, но и выбранный способ полностью реализован.
ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Южное» направило в Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области сведения, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 6 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области».
Непредоставление сведений в Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ, между тем, ни физических, ни должностных лиц ТСН «Южное» к административной ответственности с момента открытия специального счета не привлекли, предупреждающих писем о необходимости устранить выявленные нарушения не поступало.
В судебном заседании представитель административного истца ТСН «Южное» адвокат Гетманов С.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, полагает, что уведомление № ЖИ-4066-И от 19.05.2020 года Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области за допущенные ТСН «Южное» нарушения отчетности, направленное Комитетом в Администрацию Боровичского муниципального района, повлекло применение к ТСН «Южное» лишение собственников права реализовать выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта.
Представитель административного ответчика - Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил возражения относительно исковых требований административного истца, указав, что заявление ТСН «Южное» о том, что вся необходимая отчетная информация в Комитет представлена в полном объеме не соответствует действительности, поскольку представленные отчеты о формировании фонда капитального ремонта имеют существенные недостатки, такие как: не указаны начисления по взносам на капитальный ремонт. За все периоды указано значение начислений в размере 0,00 рублей. Печать ТСН «Южное» на отчете отсутствует. Подтверждение остатков на специальном счете предоставлением выписок из банка не проведено, что не позволяет комитету осуществить сверку представленных отчетных форм с данными банка, в котором открыт специальный счет. В указанной форме отчета ТСН «Южное» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан размер взноса 7 р. 73 к. на кв.м, в то время как Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Боровичского муниципального района установлен а размере 8 р. 46 к. в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Все указанное свидетельствует, что и/или TCН «Южное» не имеет необходимой квалификации для выполнения обязанностей владельца специального счета, результатом чего закономерно является нарушение прав граждан-собственников помещений МКД по адресу: <адрес>. ТСН «Южное» более пяти лет нарушались требования ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 6 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», - о своевременном предоставлении в Комитет отчетных ежемесячных форм, а также форм о списании денежных средств; по отчетным ежемесячным формам не выполнено в полном объеме по настоящее время; ч. 1 ст. 6 Закона №-ОЗ – ежегодное подтверждение остатков на спецсчете предоставлением выписки из банка. Кроне того, ТСН «Южное» допустило существенные злоупотребления при расходовании средств собственников помещений МКД, собранных ими на специальном счете, а именно: проведение работ, не предусмотренных региональной программой капитального ремонта (в нарушение требований ст. 168 ЖК РФ, ст. 8 областного закона №-ОЗ). Для проведения работ в более ранние сроки, чем предусмотрено региональной программой, необходимо региональную программу актуализировать в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», что не было сделано ТСН «Южное». Без проведения в установленном порядке актуализации региональной программы оснований полагать, что произведенные работы не могли быть выполнены в рамках текущего ремонта (без расходования фонда капитального ремонта) не имеется. В случае, если выполненные работы могли быть выполнены в рамках текущего ремонта произошло безосновательное расходование средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома, что существенно нарушает права собственников помещений дома. Комитет считает, что систематическое (более пяти лет) неисполнение ТСН «Южное» предусмотренных обязанностей владельца специального счета (непредоставление надлежащим образом заполненных отчетных форм, а также выписок из банка), а также злоупотребления при расходовании фонда капитального ремонта (проведение ремонтов без актуализации региональной программы) свидетельствуют о том, что способ формирования специального счета, предполагающий исполнение обязательных требований, регулирующих его формирование, выбранный ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений указанного МКД, ТСН «Южное» не был реализован. ТСН «Южное» осуществляет управление МКД в качестве своей основной деятельности и нежелание исполнять обязанности и/или не знание обязательных требований не освобождает ТСН «Южное» от обязанностей по их исполнению. ТСН «Южное» не является собственником помещений в МКД № по <адрес>. Само по себе уведомление комитета от ДД.ММ.ГГГГ №ЖИ-4066-И не формирует юридических последствий для ТСН «Южное» и не возлагает на него обязанностей по совершению каких-либо действий, тем более неисполнимых. Оспариваемые действия комитета (направление письма от ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ-4066-И) соответствуют обязательным требованиям, права, свободы и законные интересы ТСН «Южное» не нарушают, не создают препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, обязанностей не возлагают. Более того составление уведомления комитета от ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ-4066-И, направлено исключительно на защиту прав собственников МКД проживать в безопасных благоприятных для жизни условиях.
При к обязанностям органа государственного жилищного надзора рассылка предупреждающих писем о необходимости устранить выявленные нарушения не отнесена, в то же время информировать орган местного самоуправления о выявленных случаях нереализации выбранного способа формирования фонда капитального ремонта МКД для принятия предусмотренных жилищным законодательством мер комитет обязан. Позиция комитета подтверждается судебной практикой по делу № А44-2970/2020, а также № А44-3 807/2020. Выводы по делу № А82-19437/2014, решение по которому приложено к исковому заявлению ТСН «Южное», не могут быть применены в данном случае, так как в отличие от случая, рассмотренного в деле № А82-19437/2014, ТСН «Южное» длительное время (более 5 лет) допускал существенные злоупотребления правом: безосновательное (без актуализации региональной программы) расходование средств собственников помещений МКД, собранных на специальном счете. Такое злоупотребление стало возможным из-за многолетнего непредоставления установленных нормативными актами отчетных форм в комитет, свидетельствует о злоупотреблении ТСН «Южное» правом и в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ, ТСН «Южное» должно быть отказано в защите принадлежащего ему права.
Представитель заинтересованного лица Администрации Боровичского муниципального района, - ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать, поскольку непредставление документов, позволяющих контролировать реализацию программы свидетельствует о том, что в ходе выбранного способа формирования фонда капитального ремонта он не был реализован.
Представитель заинтересованного лица - СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил отзыв на административный иск, в котором указал следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции действующей в период смены способа формирования), решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления Региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в МКД. Вышеуказанный протокол поступил в адрес Регионального оператора ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение собственников о прекращении формирования фонда на счете Регионального оператора и его формировании на специальном счете вступило в силу через два года после его направления Региональному оператору.
Согласно части 3 статьи 172 ЖК РФ и статьи 6 областной закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 291-03 «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» владелец специального счета обязан в установленные сроки представлять в орган государственного жилищного надзора, ряд сведений, в том числе о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Данная отчетная информация, в том числе необходима для оперативного выявления и пресечения фактов, влияющих на своевременное исполнение положений Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, то есть создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Оспаривая уведомление Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Южное» обратилось с соблюдением установленного ст. 219 КАС РФ срока.
Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования закреплены в главе 15 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В соответствии с ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> определены Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Областного закона владелец специального счета, кроме требований, предъявляемых ст. 172 ЖК РФ, также обязан: ежегодно, в срок не позднее первого февраля, представлять в орган государственного жилищного надзора <адрес> сведения о размере остатка средств на специальном счете; ежемесячно, в срок до двадцать пятого числа, представлять в орган государственного жилищного надзора <адрес> сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Положения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете закреплены в гл. 16 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом № общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Южное» избран способ формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
ТСН «Южное» в Новгородском отделении № ПАО «Сбербанк» г. В.Новгород ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный расчетный счет, на который ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» были переведены денежные средства собственников жилых помещений ТСН «Южное» в сумме 829931 р. 99 к. и 25617 р. 01 к. соответственно, что подтверждается заявлением на открытие банковского счета, договором специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской ПАО «Сбербанк».
С этого же момента собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, оплата капитального ремонта производится на указанный специальный счет.
По сведениям, представленным Комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля <адрес>, представленные ТСН «Южное» отчеты о формировании фонда капитального ремонта имеют существенные недостатки: не указаны начисления по взносам на капитальный ремонт, отсутствует подтверждение остатков на специальном счете предоставлением выписок из банка, что не позволяет осуществить сверку. Указанные нарушения отчетности носят длящийся характер.
Из отчетов следует, что размер взноса на капитальный ремонт для собственников помещений в <адрес> составляет 7 р. 73 к. на 1 кв.м, тогда как Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Боровичского муниципального района на 2020 г. установлен в размере 8,46 руб. в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ст. 168 ЖК РФ).
Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» предусмотрено, что основаниями для актуализации региональной программы капитального ремонта может являться изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта (п. 6 ст. 8).
Согласно п. 4.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решения о проведении вышеуказанных ремонтных работ в более ранние сроки, принятые собственниками помещений в <адрес>, ТСН «Южное» исполняло с нарушением процедуры актуализации региональной программы капитального ремонта, поэтому суд находит несостоятельными доводы административного истца о расходовании денежных средств со специального счета на нужды собственников, поскольку были выполнены работы по капитальному ремонту кровли в 2018 г., реконструкции теплового узла в 2019 г.
Принимая во внимание неисполнение ТСН «Южное» обязанностей владельца специального счета, нарушения установленного порядка при расходовании фонда капитального ремонта, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что собственниками помещений в <адрес> не реализован способ формирования специального счета капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
С учетом изложенного, уведомление Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля <адрес>ДД.ММ.ГГГГ № ЖИ-4066-И, в адрес Администрации Боровичского муниципального района, которым со ссылкой на п.3 ч. 1 Областного закона №-ОЗ, предлагалось рассмотреть вопрос о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении <адрес>, суд находит обоснованным и соответствующим требованиям законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что исковые требования ТСН «Южное» удовлетворению не подлежат, поскольку действиями административного ответчика права истца не нарушены, при этом в соответствии с ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, собственники помещений в МКД вправе повторно принять решение о формировании фонда капитального ремонта дома на специальном счете.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников недвижимости «Южное» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд, через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Г. Константинова