ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-103/16 от 06.01.2016 Тункинского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Кырен 06 января 2016 года

Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:

судьи Низовцева А.В.,

с участием прокурора Дырбеевой Л.Д.,

представителей административного истца Мержановой О.Ю., Бокмельдер Г.И.,

представителя административного ответчика Сковыра Д.О.,

представителей заинтересованного лица Миронова В.О., адвоката Эрдынеева А.Э.,

при секретаре Багуловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда административное дело по административному иску Шарханова СВ к территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>» Гармаева АВ»,

УСТАНОВИЛ:

Решением 18-й внеочередной сессии районного Совета депутатов МО «<адрес>» V созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении досрочных выборов главы муниципального образования «<адрес>» в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования «<адрес>» назначены досрочные выборы главы муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» (далее – ТИК МО «<адрес>») от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован кандидат на должность главы МО «<адрес>» Шарханов С.В.

Постановлением территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован кандидат на должность главы МО «<адрес>» Гармаев А.В.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шарханов С.В. обратился в районный суд с административным иском к ТИК МО «<адрес>» о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>» Гармаева АВ». В обоснование доводов исковых требований отметил, что регистрация Гармаева А.В. в качестве кандидата на избираемую выборную муниципальную должность произведена с существенными нарушениями действующего законодательства, так как представленные Гармаевым А.В. в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в его поддержку недействительны, поскольку вопреки требованиям Приложения 6 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.23 Устава МО «<адрес>» наименование главы муниципального района указано не в соответствии с Уставом муниципального образования. То есть, согласно Уставу МО «<адрес>» наименование «Глава муниципального образования «<адрес>» значится с заглавной буквы, в то время как во всех подписных листах, представленных Гармаевым А.В., наименование «глава муниципального образования «<адрес>» значится с прописной (строчной) буквы. Просит суд удовлетворить административное исковое заявление, полагая, что произведенная с нарушением закона регистрация кандидата Гармаева А.В., нарушает принцип единства прав кандидатов, в том числе заявителя, а также пассивное избирательное право граждан-избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе.

В ходе рассмотрения дела по существу административный истец Шарханов С.В. (в лице представителей Бокмельдер Г.И. и Мержановой О.Ю.) привел дополнительные доводы, по которым просил суд отменить оспариваемое решение избирательной комиссии, указав, что представленные в избирательную комиссию Гармаевым А.В. сведения о принадлежащем ему и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения об обязательствах его несовершеннолетнего ребенка, не соответствуют требованиям п.3 Указа Президента РФ № 546 от 06.06.2013 года. А именно: раздел 4 «Обязательства имущественного характера» справок не содержит сведений о наличии либо отсутствии у кандидата и его несовершеннолетнего сына обязательств имущественного характера за рубежом. В частности, в данном разделе справок кандидатом Гармаевым А.В. не указано слово «отсутствуют», либо не перечислены обязательства в случае их наличия, а поставлен прочерк, что не позволяет однозначно толковать такой графический символ, что расценивается существенным нарушением избирательного законодательства, являющимся безусловным основанием для признания регистрации Гармаева А.В. в качестве кандидата незаконным и его отмене.

На судебное заседание административный истец Шарханов С.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Представление своих интересов в судебном заседании поручил представителям Мержановой О.Ю. и Бокмельдер Г.И.

Представители административного истца Мержанова О.Ю., Бокмельдер Г.И. настаивали на удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к исковому заявлению.

Представитель административного ответчика – ТИК МО «<адрес>» Сковыра Д.О. не согласен с доводами административного истца о нарушениях избирательной комиссией, допущенных при проверке подписных листов, представленных Гармаевым А.В. для его регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального района, так как полагает, что указание в подписной листе наименования глава МО «<адрес>» с прописной (строчной) либо заглавной буквы не имеет принципиального значения и не вводит избирателей в заблуждение. Устав МО «<адрес>» допускает использование данного наименования муниципальной должности как со строчной так и с заглавной букв и не содержит императивного требования, что наименование глава муниципального образования «<адрес>» во всех документах должно использоваться исключительно с заглавной буквы. Доводы административного истца о нарушениях Гармаевым А.В. избирательного законодательства при предоставлении сведений о наличии либо отсутствии у него и его сына обязательств имущественного характера за пределами Российской Федерации находит состоятельными заслуживающими внимания, поскольку неуказание в разделе 4 Справок «Обязательства имущественного характера» слова «отсутствуют» и проставление графического символа «прочерк» является существенным нарушением законодательства о выборах главы муниципального образования, влекущем отмену регистрации такого кандидата. Считает заявленные Шархановым С.В. требования подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Гармаев А.В. и его представители Миронов В.О. (по устной доверенности), адвокат Эрдынеев А.Э. (представивший ордер № 5 от 06.01.2016 года и удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ) возражали против удовлетворения административного искового заявления в полном объеме, пояснив, что представленные Гармаевым А.В. в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в его поддержку соответствуют требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не искажает смыслового содержания сведений и не препятствует однозначному восприятию подписного листа. Устав МО «Тункинский район» допускает использование наименования глава муниципального образования «Тункинский район» как с заглавной, так и со строчной буквы, императивных требований об использовании наименования глава муниципального района исключительно как имя собственное, то есть его написание с заглавной буквы, Устав не содержит. Полагают, что при подаче Гармаевым А.В. в избирательную комиссию сведений о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, источниках его приобретения, о наличии имущественных обязательств кандидата и его несовершеннолетнего сына нарушений Указа Президента РФ от 06.06.2013 года № 546 не допущено. Проставив прочерк в Справках, в разделе 4 «Обязательства имущественного характера», Гармаев А.В. тем самым сообщил об отсутствии у него таковых обязательств за пределами территории Российской Федерации, поскольку п.3 Указа Президента РФ № 546 от 06.06.2013 года не содержит неукоснительного требования по обязательному указанию слова «отсутствует» в этом разделе справок.

Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора Дырбеевой Л.Д., полагавшей не подлежащим удовлетворению административного иска Шарханова С.В., исследовав материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Частью 2 ст.32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Из содержания п.2 ст.130 Конституции Российской Федерации следует, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Шарханов С.В. и заинтересованное лицо Гармаев А.В. зарегистрированы в качестве кандидатов на должность главы муниципального образования «<адрес>», досрочные выборы которого назначены на ДД.ММ.ГГГГ.

Оспаривая постановление ТИК МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>» Гармаева АВ», административный истец в качестве одного из доводов привел то обстоятельство, что подписные листы, представленные Гармаевым А.В. в избирательную комиссию, по своей форме не отвечают требованиям Приложения 6 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (далее Федеральный закон № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), то есть наименование главы муниципального образования указано не в соответствии с уставом муниципального образования, поскольку согласно ст.23 Устава МО «<адрес>» наименование главы муниципального образования должно воспроизводиться в документах как «Глава муниципального образования «<адрес>».

С данными доводами Шарханова С.В. и его представителей согласиться нельзя.

В силу ч.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Приложение 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ наименование главы муниципального образования в подписном листе должно быть указано в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно ст.23 Устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Совета депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют, в том числе: Глава муниципального образования «<адрес>», официальное сокращенное наименование – Глава МО «<адрес>» (далее - глава муниципального района).

Как видно из ряда правовых норм Устава МО «<адрес>» допускается использование и написание наименования глава муниципального образования как со строчной буквы, так и с заглавной буквы (ч.1 и ч.6 ст.3, ч.1 ст.11, ст.32 Устава и другие).

При этом Устав МО «<адрес>» не содержит прямого указания на то, что использование наименования глава муниципального образования «<адрес>» должно воспроизводиться и использоваться при его написании в различных документах исключительно с заглавной буквы, как собственное, а не нарицательное имя.

Следовательно, указание Гармаевым А.В. в подписных листах, представленных в ТИК МО «<адрес>», наименования главы муниципального образования «<адрес>» с прописной (строчной) буквы не противоречит требованиям Приложения 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ от 12.06.2002 года и Уставу МО «<адрес>» и не влечет неоднозначного восприятия данной должности.

В соответствии с п. 1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года).

Подпунктом «а» п.3.1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года предусмотрено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.

Указом Президента РФ от 06.06.2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» утверждена форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов;

Пунктом 3 вышеназванного Указа Президента РФ установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.

Судом установлено, что Гармаевым А.В. для уведомления о его выдвижении вместе с заявлением о согласии баллотироваться представлены сведения о размере и об источниках дохода кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; справки о принадлежащем кандидату, его несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справки о расходах кандидата, его несовершеннолетнего сына по каждой сделке по приобретению объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указанные сведения предоставлены по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в представленных Гармаевым А.В. справках о принадлежащем кандидату, его сыну недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" нет текстовой записи об отсутствии обязательствах имущественного характера, вместе с тем имеется графический символ в виде прочерка.

Пункт 3 Указа Президента РФ от 06.06.2013 года № 546 не содержит прямого указания каким именно образом (в текстовом либо графическом изображении, в написании определенного набора слов и т.д.) должна быть проставлена запись в соответствующих графах справок об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.

Согласно термину и значению «прочерка», используемому в различных словарях русского языка, под прочерком понимается черта в чем-либо предназначенном для заполнения, обозначающая отсутствие данных о ком-либо, о чем-либо (Толковый словарь Кузнецова, Малый академический словарь); прочёркнутое место, обозначающее отсутствие или пропуск чего-нибудь (Толковый словарь Ожегова) и другие.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что Гармаев А.В., проставив в представленных в ТИК МО «<адрес>» справках о принадлежащем кандидату, его сыну недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в разделе 4 "Обязательства имущественного характера", выполнил требования ст.33 Федерального закона № 67-Фз от ДД.ММ.ГГГГ и Указа Президента РФ от 06.06ю.2013 года № 546, то есть путем прочерка в разделе 4 "Обязательства имущественного характера" справок, Гармаев А.В. указал об отсутствии у него и его несовершеннолетнего сына обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175-182 и ст.244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска Шарханова СВ к территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «<адрес>» Гармаева АВ».

На решение может быть принесена апелляционная жалоба или подано апелляционное представление в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение 5 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Тункинского районного суда А.В.Низовцев