ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-103/16 от 24.11.2016 Архангельского гарнизонного военного суда (Архангельская область)

2а-103/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2016 года город Архангельск

Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Панкове Д.В., в отсутствие сторон, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прапорщика Григорьева А. А., проходящего военную службу по контракту в войсковой части , об оспаривании действий начальника отделения территориального, г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО «Северрегионжилье»), связанных со снятием административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений,

установил:

Григорьев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника ТО «Северрегионжилье» от 19 сентября 2016 года о снятии его и членов его семьи: супруги – Григорьевой Н.В. и сына – Григорьева А.А., <данные изъяты> года рождения, с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо восстановить их на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства.

В судебное заседание Григорьев, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства не явился, в поданном в суд заявлении поясняет, что в настоящее время он проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части , в связи с увольнением с военной службы по организационно – штатным мероприятиям состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 3 человека, однако 19 сентября 2016 года решением начальника ТО «Северрегионжилье» он и члены его семьи были сняты с указанного учета. В обоснование принятого решения начальник ТО «Северергионжилье» указал те же доводы, которые уже были предметом судебного разбирательства и принятия решения Архангельского гарнизонного военного суда от 8 июня 2016 года, которым члены его семьи были восстановлены на учете нуждающихся в жилых помещениях, а кроме того, в оспариваемом решении указано, что 25 июня 2016 года его супруга и сын снялись с регистрационного учета по адресу: <адрес> зарегистрировались при войсковой части в городе Архангельске, что не может являться основанием для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку его жена и сын, проживают в городе Архангельске по месту прохождения им военной службы в жилом помещении на условиях договора коммерческого найма, и не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий снятие с регистрационного учета супруги и сына военнослужащего, выезжающих к месту службы супруга и отца, и это обстоятельство не может быть расценено, как добровольное ухудшение жилищных условий, просил заявленные требования удовлетворить.

Начальник ТО «Северрегионжилье», надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, в представленных возражениях представитель административного ответчика - Гарькавенко привела доводы, изложенные в оспариваемом решении.

Начальник филиала №1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» (далее – Управление), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие сторон, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы административного дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Решением Архангельского гарнизонного военного суда от 8 июня 2016 года, вступившим в законную силу 12 июля 2016 года, признаны незаконными действия начальника ТО «Северрегионжилье», связанные с принятием решения от 31 марта 2016 года о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма супруги Григорьева А. А.Григорьевой Н. В. и его сына – Григорьева А. АлексА.а, <данные изъяты> года рождения и на должностное лицо возложена обязанность включить последних в число нуждающихся в получении жилых помещений в составе семьи административного истца.

В указанном решении военный суд, установив юридически значимые обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что Григорьев, поступивший на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, в связи с чем относящийся к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, зачисленный в распоряжение командира войсковой части в связи с организационно-штатными мероприятиями и подлежащий увольнению с военной службы по указанному основанию, не обеспеченный жильем, проживающий по месту прохождения военной службы в городе Архангельске в жилом помещении на условиях договора коммерческого найма в качестве члена семьи арендатора вместе с членами своей семьи – женой и сыном, и, принятый на учет нуждающихся в жилых помещениях, имеет право состоять на этом учете составом семьи 3 человека - вместе со своими женой и сыном, поскольку считать их членами семьи собственника другого жилого помещения, которое находится на значительном удалении (более чем в 250 километрах) от их фактического места жительства и в котором они фактически не проживают, оснований не имеется, при этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Не повлияли на выводы суда сведения о том, что Григорьева Н.В. являлась владельцем ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 116,6 кв. м., поскольку 21 июля 2010 года Григорьева Н.В. утратила право на указанную долю в праве в связи с её отчуждением, поэтому на дату принятия решения об исключении её с учета нуждающихся в жилых помещениях (31 марта 2016 года) пятилетний срок с даты намеренного ухудшения ею своих жилищных условий уже истек.

Из решения начальника ТО «Северрегионжилье» от 19 сентября 2016 года следует, что прапорщик Григорьев А.А. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в избранном месте жительства, поскольку 25 июня 2016 года его супруга - Григорьева Н.В. и сын - Григорьев А.А. снялись с регистрационного учета по адресу: <адрес> зарегистрировались при войсковой части в городе Архангельске, указанные действия членов семьи прапорщика Григорьева расцениваются как добровольное ухудшение жилищных условий, связанное с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому норматив общей площади жилого помещения уменьшен на общую площадь, приходящуюся на супругу и сына Григорьева, а именно на 58,3 кв.м. (116,6/4*2), с учетом норматива предоставления жилого помещения Григорьеву и членам его семьи 54 кв.м. (18*3) получается, что это меньше общей площади доли жены и сына в указанном жилом помещении.

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Тем же пунктом установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Федерального закона.

В соответствии с тем же пунктом военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра Обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Подпункт «а» того же пункта устанавливает, что не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Анализируя изложенное выше суд считает, что обстоятельства, установленные Архангельским гарнизонным военным судом и указанные в решении от 8 июня 2016 года имеют преюдициальный характер, и так как снятие Григорьева с регистрационного учета по адресу войсковой части , в которой он проходил военную службу ранее и его регистрация по адресу войсковой части , в которой он проходит военную службу по контракту в настоящее время, а также снятие членов его семьи с регистрационного учета по адресу: <адрес> их регистрация при войсковой части в городе Архангельске вместе с административным истцом, не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, а кроме того, поскольку не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий снятие с регистрационного учета супруги и сына военнослужащего, выезжающих к месту службы супруга и отца, и это обстоятельство не может быть расценено как добровольное ухудшение жилищных условий, при этом, как ранее установлено судом, Григорьев и члены его семьи проживают по месту прохождения им военной службы в городе Архангельске в жилом помещении на условиях договора коммерческого найма, в связи с чем жилое помещение по адресу: <адрес>, право пользования которым членами семьи административного истца утрачено, не подлежит учету при расчете жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а поэтому оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене, а требования Григорьева подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Григорьева А. А. удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника отделения территориального, г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 19 сентября 2016 года о снятии Григорьева А. А., и членов его семьи: супруги – Григорьевой Н. В. и сына – Григорьева А. АлексА.а, с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма и обязать должностное лицо восстановить административного истца и членов его семьи на этом учете.

Возложить на начальника отделения территориального, г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность сообщить в военный суд и Григорьеву А.А. об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.С. Веселовский