РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2017 года город Иркутск
Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Транкевича О.Г., при секретаре Секериной М.А., с участием административного истца ФИО1, административного ответчика начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области ФИО2 и его представителя ФИО3, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело №2а-103/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области <...>ФИО1, об оспаривании действий начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска и восстановлении права на оставшуюся часть основного отпуска,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области, ему было отказано в предоставлении учебного отпуска для сдачи промежуточной аттестации в период с **/**/**** по **/**/****, в связи с чем, он вынужден был использовать 15 суток основного отпуска за 2017 год, для сдачи сессии.
ФИО1 считает указанное решение начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области (далее по тексту – Центр) незаконным и просит суд обязать его предоставить 15 суток основного отпуска за 2017 год.
ФИО1 в судебном заседании поддержал свои требования и пояснил, что в 1998 году он окончил <...> с присуждением квалификации «Экономист» по специальности «Финансовое обеспечение войск и экономика войскового хозяйства». В 2016 году он поступил в <...> по заочной форме обучения, по подготовке магистра по направлению «Экономика» по профилю «Бухгалтерский учёт, налогообложение, анализ и аудит» на базе высшего образования, со сроком обучения 2,5 года. Исходя из положений, указанных в постановлении Правительства РФ № 1156 от 3 ноября 2014 года, поскольку он получает указанное образование данного уровня, а именно магистра впервые, то имеет право на предоставление учебного отпуска для сдачи промежуточной аттестации, в чём ему начальником Центра было отказано. В связи с прохождением аттестации в период с **/**/**** по **/**/****, он был вынужден с 16 по 21 октября этого года использовать имеющиеся у него дополнительные сутки отдыха, а затем использовать 15 суток основного отпуска за 2017 год.
Начальник Центра ФИО2 и его представитель ФИО3 с требованиями административного истца не согласились и просили суд отказать в их удовлетворении. При этом они пояснили, что ФИО1, имея высшее образование с присвоением ему квалификации «дипломированный специалист», по своему желанию обучается по направлению подготовки «магистратура», а поскольку специалитет и магистратура отнесены к одному уровню высшего образования, то в соответствии с постановлением Правительства № 1156 от 3 ноября 2014 года, права на предоставление ему учебного отпуска он не имеет, поскольку учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам лишь при получении образования соответствующего уровня впервые, тогда как ФИО1 уже имеет высшее образование.
Выслушав объяснения сторон, военный суд приходит к следующим выводам.
Так из копии диплома следует, что ФИО1 в 1998 году окончил <...> с присуждением ему квалификации экономист по специальности «Финансовое обеспечение войск и экономика войскового хозяйства».
Согласно копии договора № от **/**/****, ФИО1 принят на платной основе по заочной форме обучения по подготовке магистра по направлению «Экономика» по профилю «Бухгалтерский учёт, налогообложение, анализ и аудит» на базе высшего образования, со сроком обучения 2,5 года.
Как видно из справки – вызова из <...>, имеющего свидетельство о государственной аккредитации, продолжительность прохождения промежуточной аттестации у ФИО1 на 2 курсе составляет 20 дней в период с **/**/**** по **/**/****.
Из рапорта ФИО1 от **/**/**** года на имя начальника Центра следует, что он на основании справки – вызова, просит предоставить учебный отпуск с **/**/**** по **/**/****, для прохождения промежуточной аттестации в <...>, в чём ему было отказано **/**/**** начальником Центра, со ссылкой на разъяснения Управления кадров ФСО России от 2015 года и Управления правового обеспечения ФСО России от 2017 года.
Согласно рапорту ФИО1 от **/**/****, на имя начальника Центра, в нём он просит в связи с отказом ему в предоставлении учебного отпуска, перенести оставшуюся часть основного отпуска за 2017 год на **/**/****, что ему было разрешено.
На основании выписки из графика отпусков за 2017 год, на октябрь этого года, у ФИО1 оставалась часть неиспользованного отпуска в количестве 15 суток.
Пунктом 1 ст.43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование.
Более того, как указано в ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, получение дополнительного профессионального образования не только с учетом интересов военной службы, но и по их собственному выбору.
Согласно п.2 ст.19 данного Закона, офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
В соответствии с п.3 Правил реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее по тексту Правила), утверждёнными постановлением Правительства РФ № 1156 от 3 ноября 2014 года, учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также офицерам, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 Правил установлено, что документом, подтверждающим право офицеров на учебные отпуска и другие социальные гарантии для прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение и в период обучения в образовательных организациях, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования.
При этом в соответствии с п.6 Правил, офицерам, поступившим в гражданские образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной форме обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения: промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней и государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев.
В соответствии с ч.15 ст.108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
На основании вышеприведённых положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право обучаться в магистратуре, что не отрицает административный ответчик, и имеет право на учебный отпуск для прохождения промежуточной аттестации и другие социальные гарантии, поскольку, несмотря на то, что он уже имеет высшее образование с присуждением ему квалификации «дипломированный специалист», обучение его в магистратуре, не может рассматриваться как получение им второго высшего образования, поскольку образование соответствующего уровня он получает впервые.
Таким образом, суд считает ошибочными и несостоятельными приведённые административным ответчиком доводы, по которым он на основании разъяснений Управления кадров ФСО России от 2015 года и Управления правового обеспечения ФСО России от 2017 года, отказал ФИО1 в предоставлении учебного отпуска в период с **/**/**** по **/**/**** и соответственно данные действия начальника Центра, суд признаёт незаконными.
Что же касается требований ФИО1 об обязании начальника Центра предоставить ему 15 суток отпуска, то данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку как установлено в ходе судебного заседания, в том числе из пояснений самого ФИО1, он по своей инициативе использовал данную часть основного отпуска за 2017 год на сдачу промежуточной аттестации в вузе, что непосредственно подтверждается его рапортом от 17 октября 2017 года, в связи с чем, суд не усматривает каких-либо неправомерных действий в этом начальника Центра.
Согласно ст. 111 КАС РФ суд полагает необходимым взыскать с Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области в пользу административного истца сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1, об оспаривании действий начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска и восстановлении права на оставшуюся часть основного отпуска, удовлетворить частично.
Действия начальника Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области, связанные с отказом в предоставлении учебного отпуска, признать незаконными.
В остальной части административного искового заявления, а именно в требовании ФИО1 о предоставлении ему 15 суток основного отпуска за 2017 год, использованных им для прохождения промежуточной аттестации, отказать.
Взыскать с Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Иркутской области в пользу ФИО1, сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Транкевич