Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019года Черемховский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Дрон А.В.
с участием прокурора Муклинова А.Р.,
рассмотрев административное дело № 2а-103/2019 по административному исковому заявлению ФИО1, зарегистрированного кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования к Черемховской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и об отмене решения Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 30 января 2019 года №89/779 о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования-,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, зарегистрированный кандидат на должность мэра Черемховского районного муниципального образования обратилась с административным исковым заявлением к Черемховской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и об отмене решения Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 30 января 2019 года №89/779 о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования.Административный истец считает решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 30 января 2019 года №89/779 "О регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования" не законным, принятым с нарушением материальных и процессуальных норм действующего избирательного законодательства и нарушающим ее права в связи с использованием кандидатомФИО2 служебного и должностного положения, а именно: мероприятие по выдвижению ФИО2 кандидатом от избирательного объединения Черемховское районное местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проведено в актовом зале администрации Черемховского районного муниципального образования, по адресу: <...> с участием двух муниципальных служащих - ФИО2 и ФИО3; помещение предоставлено временно исполняющим обязанности мэра ЧРМО ФИО4, что нарушает положения ч.1, ч.3 статьи 65 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области", запрещающей использование кандидатами, находящимися на государственной или муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании своего должностного или служебного положения.
Другим кандидатам и избирательным объединениям актовый зал администрации Черемховского районного муниципального образования для выдвижения кандидатов не предоставлялся. Административный истец полагает, что кандидат ФИО2 использовала преимущества должностного и служебного положения, в нарушение положений пункта 2 части 4 статьи 65 Закона116-ОЗ, регламентирующей, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в том числе, использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких жеусловиях.
Административный истец считает, что при выдвижении ФИО2, ею, Черемховским районным местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", муниципальным служащим ФИО3, исполняющим обязанности мэра ЧРМО ФИО4 осуществлена деятельность, способствующая выдвижению кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования с использованием помещения, находящегося в муниципальной собственности. ФИО2, являющейся муниципальным служащим - заместителем мэра Черемховского районного муниципального образования, допущено злоупотребление должностным и служебным положением.
Кроме того, административный истец полагает, что после своего выдвижения кандидат в агитационный периодТ.И.АВ., злоупотребляя должностным и служебным положением осуществляла агитацию избирателей, путём использования информационных ресурсов для сообщения информации о себе и создания своего положительного образа. В период агитационного периода, вплоть до 05 февраля 2019 года на территории города Черемхово размещены баннеры: на пересечении улиц Ленина и Щелкунова, рядом с автозаправкой "Роснефть"; на улице Ленина между домами 17 и 21, в районе пешеходного перехода; на выезде из <...>. Все баннеры содержат изображение кандидата, сведения о занимаемой ею должности - первый заместитель мэра Черемховского района, номер телефона приёмной и адрес электронной почты.Размещение баннеров с указанной информацией по мнению стороны административного истца способствуют созданию положительного образа кандидата ФИО2. С момента обретения ФИО2 статуса кандидата она пользовалась баннерами администрации ЧРМО, фактически осуществляя агитацию избирателей, путём использования информационных ресурсов для сообщения информации о себе и создания своего положительного образа, и по мнению административного истца - злоупотребила должностным и служебным положением.
Кроме того, административный истец полагает, что избирательным объединением Политической партией «Единая Россия» и кандидатом ФИО2 в агитационный период с использованием должностного и служебного положения без оплаты за счет средств избирательного фонда вмуниципальной газете "Моё село Край Черемховский" от 17 января 2019 года №2 (718) на первой полосе страницы 1 опубликована статья "Праймериз определили кандидата на пост мэра от партии "Единая Россия". На второй полосе страницы 2 газеты опубликована статья "Разговор с сильной, надёжной, нашей".Учредителем газеты "Моё село Край Черемховский" является муниципальное унитарное предприятие Черемховского районного муниципального образования "Газета "Моё село, край Черемховский". Сторона административного истца полагает, что статья "Праймариз. определили кандидата на пост мэра от партии "Единая Россия" содержит предвыборную агитацию в пользу ФИО2 и избирательного объединения Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"на том основании, что в статье "Праймериз.определили кандидата на пост мэра от партии "Единая Россия" размещена фотография кандидата ФИО2, также содержатся позитивные комментарии автора статьи в отношении избирательного объединения и кандидата: "по количеству и сплочённости районная ячейка черемховских "единороссов" в регионе считается одной из самых сильных."; абзац 4 статьи полностью состоит из позитивного комментария по поводу личности ФИО2; далее по тексту "... Она показала убедительную победу ФИО2 - абсолютное большинство доверило ей бороться...". Административный истец полагает, что в печатном издании опубликована информация с явным преобладанием сведений исключительно о Черемховском районном местном отделении ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и кандидате Т.И.АБ., что является агитацией с использованием служебного и должностного положения.В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 74 Закона 116-ОЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. В статье содержится информация о том, что ФИО2 поучаствовала в предварительном внутрипартийном голосовании политической партии и была выдвинута на должность мэра Черемховского районного муниципального образования.
В статье "Разговор с сильной, надёжной, нашей" содержится предвыборная агитация в пользу ФИО2. Статья "Разговор с сильной, надёжной, нашей" содержит следующие сведения о кандидате, сочетающиеся с позитивными комментариями: "... строгий руководитель и образцовая мать двоих детей", "Вас в Черемховской районе знают многие, особенно главы поселений...", "действительно, первое впечатление обманчиво...". "...внешне строгая и требовательная, а внутри.. . добрая и отзывчивая, а ещё откровенно отвечающая на вопросы, искренне и честно".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 74 Закона 116-ОЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. В статье содержится информация о том, что ФИО2 в школьные годы занималась дзюдо и её сын им занимается. Абзац после третьего вопроса содержит рассказ ФИО2 о своей семье. Абзац после вопроса 4 - рассказ ФИО2 о её характере.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 65 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в том числе, обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. В статье "Разговор с сильной, надёжной, нашей" содержит отчёт о деятельности и достижениях ФИО2 во время работы в администрации Черемховского районного муниципального образования. То есть ФИО2 обнародовала отчёт о своей деятельности в СМИ, не оплаченный из средств избирательного фонда.
Кроме того, административным истцом заявлены доводы о том, чтокандидат ФИО2 и выдвинувшее её избирательное объединение Черемховское районное отделение ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" использовали муниципального служащего, назначенного уполномоченным представителем избирательного объединения, в рабочее время для деятельности, способствующей выдвижению кандидата ФИО2, а именно для представления части документов, необходимых для получения ФИО2 статуса кандидата.Согласно подтверждению от 16 января 2019 года от Черемховского районного местного отделения ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", у уполномоченной партии С. в 10 часов 20 минут (в рабочее время) приняты документы, представление которых предусмотрено статьёй 51 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области". Принимая от муниципального служащего – ответственного секретаря административной комиссии Черемховского района документы о выдвижении избирательным объединением кандидата ФИО2, избирательная комиссия нарушилапункт 1 части 4 статьи 65 указанного закона. Первый заместитель мэра Черемховского районного муниципального образования ФИО2 является вторым по рангу и значимости муниципальным служащим в администрации Черемховского районного муниципального образования. Большая часть муниципальных служащих находятся в служебной зависимости от неё. Учитывая тот факт, что первый заместитель мэра Черемховского РМО курирует экономический и финансовый блок, то все муниципальные служащие находятся в служебной зависимости от курируемых ею структур, так как получают заработную плату.В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 65 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в том числе, привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, муниципальных списков кандидатов и (или) избранию кандидатов.
Административный истец полагает, что посколькууказанные выше обстоятельства рассматривались Черемховской районной ТИК, но неверно, без учёта норм пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О политических партиях", частей 1,3, пунктов 1,2,3,4,5,8 части 4 статьи 65 Закона 116-ОЗ, и фактических обстоятельств, дала оценку наличию злоупотребления своим должностным и служебным положением кандидатом на должность мэра Черемховского РМО ФИО2, Черемховским районным местным отделением ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ", муниципальными служащими ФИО3С., ФИО4. Комиссией не были исследованы структуру администрации ЧРМО, разделение полномочий между заместителями мэра Черемховского районного муниципального образования, должностные инструкции ФИО2 и С., пояснения С. и главного редактора муниципальной газеты ФИО5, доказательства оснований и причин размещения статьи "Праймариз определили кандидата на пост мэра от партии "Единая Россия" и "Разговор с сильной, надёжной, нашей". Без изучения указанных доказательств документов, Черемховская РТИК не обладала необходимым объёмом информации для вынесения законного решения по нарушениям ФИО2 в части использования ею должностного и служебного положения. Административный истец полагает, что ФИО2 неоднократно, а именно пять раз, использовала преимущества своего служебного и должностного положения. При определении наличия оснований для отказа в регистрации кандидату ФИО2 по пункту 13 части 1 статьи 63 Закона 116-ОЗ, а именно неоднократного использования ею преимуществ своего должностного или служебного положения Черемховская РТИК неверно истолковала нормы действующего избирательного законодательства, в частности комиссией не учтено, что нарушение совершено пять раз, характер и содержание указанных нарушений подпадает под содержание пунктов 1,2,3,8 части 4 статьи 65 Закона 116-ОЗ, целью совершения этих действий была деятельность, способствующая выдвижению кандидата и предвыборная агитация за кандидата ФИО2, не в полном объёме исследовала все имеющие значение для дела обстоятельства и нарушив права третьих лиц, незаконно зарегистрировала ФИО2 кандидатом на должность мэра Черемховского районного МО.
Кроме того, административный истец указывает, что кандидат ФИО2 не представила в Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию копию справки о месте ее работы и занимаемой должности. В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона 116-ОЗ одновременно с представлением уполномоченным представителем избирательного объединения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, кандидат лично представляет в избирательную комиссию муниципального образования заявление о согласии баллотироваться и иные документы, предусмотренные статьей 49 настоящего Закона.В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Закона 116-ОЗ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении, предусмотренном пунктом 1 настоящей части, сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.Согласно пункта 4 Подтверждения кандидат ФИО2 представиласправку Администрации Черемховского районного муниципального образования от 15 января 2019 года №2, в которой указано ее основное место работы и занимаемая должность.В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 63 Закона 116-ОЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.В документах, представленных для регистрации ФИО2, отсутствует копия справки администрации Черемховского районного муниципального образования от 15 января 2019 года №2. В письме уведомлении от 25 января 2019 года №01-10/59, выданном ФИО2 нет указания о непредставлении копии документа, подтверждающего основное место работы и занимаемую должность кандидата.
Административный истец полагает, что 30 января 2019 года Черемховская РТИК должна была отказать в регистрации ФИО2 на основании пункта 3 части 1 статьи 63 Закона 116-ОЗ, в связи с отсутствием копии документа, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона 116-ОЗ.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 на удовлетворении заявленных требований настаивал на основаниях, указанных в административном исковом заявлении. Кроме того, заявил о наличии дополнительных оснований к признанию незаконным и к отмене решения избирательной комиссии, мотивируя тем, что избирательным объединением местным отделением Политической партии «Единая Россия» не представлены доказательства о проведении предварительного голосования, праймериза, чем не доказано, что избирательным объединением соблюден установленный Уставом Политической партии обязательный порядок внутрипартийного голосования.
Представитель административного ответчика- Черемховской районной территориальной избирательной комиссии - ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении, являлись предметом рассмотрения Черемховского районного суда 5 февраля 2019 года по административному делу № 2А-85/2019 по административному исковому заявления ФИО8, зарегистрированного кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования, к ФИО2 об отмене регистрации в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования. Решение суда вступило в законную силу. В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.Преюдициальность судебного решения заключается в том, что факты, им установленные, не подлежат доказыванию и не могут быть оспорены никем из лиц, участвующих в деле.Решением по административному делу № 2А-85/2019 суд оценил публикацию «Праймериз. Определили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия», опубликованную в газете «Моё село, край Черемховский» от 17 января 2019 года № 2 (718), и пришел к выводу, что публикация не свидетельствует об использовании преимуществдолжностного или служебного положения кандидатом в мэры района, не содержит признаков агитации, не связана с агитационной целью, а направлена на информирование жителей Черемховского района о проведенном внутрипартийном голосовании, и о его результатах. Политическое мероприятие – внутрипартийное голосование – прошло 11 января 2019 года, газета вышла в тираж после ее подготовки 17 января 2019 года.Публикация интервью «Разговор с сильной, надёжной, нашей» представляет собой интервью с первым заместителем мэра Черемховского района, а не с кандидатом на должность мэра. Обе публикации в газете «Моё село, край Черемховский» не содержат признаков предвыборной агитации, предусмотренных ст. 48 ч. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи не содержат призывов голосовать за кого-либо на предстоящих выборах, не содержат сведений о возможных последствиях в случае победы на выборах кандидата, в статьях отсутствует информация, в которой явно преобладают сведения о ФИО2, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Публикации не связаны со специальной агитационной целью – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, объединению, и добиться конкретного результата на выборах; публикация направлена на информирование жителей Черемховского района о развитии различных сфер и областей социально-экономической жизни района, являются констатацией фактов о происходящих событиях, что само по себе не может расцениваться как предвыборная агитация.
Размещенные в городе Черемхово баннеры с изображением ФИО2 и текстом: «ФИО2. Первый заместитель мэра Черемховского района. Телефон приемной <***>. Электронная почта: tugarinova.chrmo@yandex.ru», убраны. При этом в ранее принятом судом решениипризнано, что признаки предвыборной агитации в них отсутствуют, поскольку фактически на данных баннерах размещены координаты мэра Черемховского района, что носит информационный характер. Упоминания о предстоящих досрочных выборах мэра Черемховского района, об участии в этих выборах в качестве кандидата ФИО2 тексты баннеров не содержат.Баннеры не связаны с целями избирательной кампании, размещены на рекламных конструкциях, которые переданы администрации Черемховского районного муниципального образования в безвозмездное пользование на период с 01.10.2018 по 31.08.2019 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово для размещения рабочих контактов на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 01 октября 2018 года, т.е. задолго до начала выборной кампании.Договор от имени администрации Черемховского районного муниципального образования заключен временно замещающим должность мэра района ФИО4, а не первым заместителем мэра ФИО2 Доказательств размещения агитационного материала на баннерах именно ФИО2 не представлено. Полагает, что в действиях ФИО2 отсутствуют признаки использования должностного и служебного положения в период выдвижения кандидатом на должность мэра и в агитационный период. Административный ответчик полагает, что стороной административного истца не представлено доказательств использования должностного и служебного положения кандидатом ФИО2, связанных с использованием в предвыборной кампании муниципального служащего С., которая назначена уполномоченным представителем избирательного объединения - Черемховское районное местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» решением Местного политического совета данного избирательного объединения от 15 января 2019 года, предварительно самостоятельно изъявив письменное согласие на это назначение. ФИО2 никаких распоряжений относительно данного назначения не издавала.В соответствии с организационной структурой администрации Черемховского районного муниципального образования специалист– ответственный секретарь административной комиссии Черемховского района С. подчиняется руководителю Аппарата Администрации и находится в отпуске с 16 января 2019 года на основании распоряжения № 10 от 15.01.2019.
Кроме того, С. является уполномоченным представителем избирательного объединения, а не кандидата ФИО2, следовательно, ограничения, связанные с должностным или со служебным положением, установленные статьей 65 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», на С. не распространяются. Представитель административного ответчика считает ошибочными доводы административного истца о том, что непредставление кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию копии справки, подтверждающей ее занятость, является основанием для отказа в регистрации.Подтверждение указанных в заявлении сведений оригиналом документа не является нарушением требований закона.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 адвокат Масаев Т.И., действующий на основании доверенности.возражал против административного искового заявления, подтвердил, что мероприятия по выдвижению кандидата ФИО2 от избирательного объединения Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проводились в здании Администрации Черемховского районного муниципального образования по адресу: <...>, кабинет 2, на основании заявления секретаря Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» П. о предоставлении указанного помещения и согласия исполняющего обязанности мэра Черемховского районного муниципального образования ФИО4. Заинтересованное лицо – первый заместитель мэра Черемховского районного муниципального образования ФИО2 не имеет отношения к организации и проведению этих мероприятий, так как не является членом Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и должностным лицом Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Кроме того, запрет, установленный в статье 40 Федерального закона, распространяется на кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании.В соответствии спунктом 20 статьи 2ФЗ-67, избирательная кампания кандидата, избирательного объединения - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.ФИО2 уведомила Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию о своем выдвижении16 января 2019 года, предоставив соответствующие документы, тем самым приобрела статус кандидата и приступила к проведению избирательной кампании с указанной даты. На момент проведения внутрипартийного предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения кандидатов на должность мэра Черемховского районного муниципального образования от Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заседания Местного политического совета Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросу выдвижениякандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования от Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», не являлась субъектом ограничений, предусмотренных статьей 40 Федерального закона.
Опубликованные в газете «Мое село,край Черемховский» статья по своему содержанию и характеру является интервью с первым заместителем мэра Черемховского района ФИО2 и не является агитационной, поскольку никакого упоминания о предстоящих выборах мэра Черемховского районного муниципального образования, назначенных на 3 марта 2019 года, о том, что ФИО2 является кандидатом на должность мэра района, в ней не содержится. Публикации в газете «Моё село, край Черемховский» от 17 января 2019 года № 2 (718) и размещенные в городе Черемхово баннеры не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, на побуждение избирателей голосовать за ФИО2 либо на создание у избирателей положительного отношения к ней именно как к кандидату.
Поскольку публикация и установленные баннеры не связаны с предвыборной агитацией, они не должны быть оплачены из средств избирательного фонда.
Доказательств того, что ФИО2, являясь кандидатом, использовала преимущества своего должностного положения при проведении своей избирательной кампании, не представлено. Представитель заинтересованного лица полагает необоснованными доводы административного искового заявления ФИО1, которыми в вину кандидату ФИО2 вменяется привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов. В частности, в качестве такого лица указывается специалист – ответственный секретарь административной комиссии Черемховского района С.. Достаточных доказательств в подтверждение данного доводане имеется, так какС. назначенауполномоченным представителем избирательного объединения Черемховское районное местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» решением Местного политического совета данного избирательного объединения от 15 января 2019 года, предварительно самостоятельно изъявила письменное согласие на это назначение.ФИО2 никаких распоряжений относительно данного назначения не издавала.
В соответствии с организационной структурой Администрации Черемховского районного муниципального образования специалист – ответственный секретарь административной комиссии Черемховского района С. подчиняется руководителю Аппарата Администрации и с 16 января 2019 года находится в отпуске. В пункте 6 административного искового заявления ФИО1 фактически оспаривается решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 27 января 2019 года № 87/774 «О рассмотрении заявления Н. о нарушении избирательного законодательства».
В соответствии с решением Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 16 января 2019 года № 82/755, Н. назначена членом Черемховской районной территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования М..Решение 27 января 2019 года № 87/774 затрагивает права М. и Н., и в установленном законом порядке (статьи 75,76 Федерального закона, статья 239 КАС РФ) не оспаривалось, при этом права кандидата ФИО1 указанным решением не нарушаются и поэтому данный довод несостоятелен. Подоводам о представлении кандидатом в соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33ФЗ-67 представитель ФИО2 полагает, что ею представлена справка с места работы, которая подтверждаетуказанные в заявлении сведения о её работе в администрации Черемховского районного муниципального образования на должности первого заместителя мэра.Доводы административного истца о представление исключительно копии документа, подтверждающего сведения, основано на неверном толковании закона, так как в данном случае речь идет о невозможности предоставления оригинала документа.
Представитель избирательного объединения Иркутского регионального отделения Всероссийская Политическая партия «Единая Россия» ФИО9 возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2.
Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего признать требования административного иска необоснованными, исследовав представленные сторонами доказательства,суд не находит оснований к удовлетворению административного искового заявления по следующим основаниям.
4 декабря 2018 года решением Думы Черемховского районного муниципального образования №249 назначены досрочные выборы мэра Черемховского районного муниципального образования на 3 марта 2019 года.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Законом N 67-ФЗ.
Порядок организации и проведения выборов в муниципальные органы Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 14 декабря 2015 года №100/1174 сформирована Черемховская районная территориальная избирательная комиссия и определен ее состав. Постановлением избирательной комиссии Иркутской области 14 декабря 2015 года № 100/1175 назначен председатель Черемховской районной территориальной избирательной комиссии. Постановлением избирательной комиссии Иркутской области от 24 августа 2017 года №163/1702 внесены изменения в состав Черемховской районной территориальной избирательной комиссии.
Административный истец ФИО1 зарегистрированакандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования решением Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 25 января 2019 года № 86/767.
Кандидат на должность мэра Черемховского районного муниципального образования ФИО2 зарегистрирована решением Черемховской территориальной избирательной комиссии от 30 января 2019 года №87/776.ФИО2 выдвинута кандидатом на должность главы муниципального образования решением местного политического совета Черемховского районного местного отделения Всероссийской Политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 15 января 2019 года.
Согласно п.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественногообъединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со ст. 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, п.11 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным является его несоответствие требованиям действующего законодательства, либо принятие его с превышением установленной компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.6 ст.112 Закона Иркутской области от 11.11.2011 г. № 116-ОЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшейкандидата (муниципальной список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 63 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.
Оспаривая решение Черемховской районной территориальной избирательной комиссии, административный истец основывается на нарушении кандидатом ФИО2 требований о запрете использования должностного и служебного положения в период предвыборной кампании не менее пяти раз, а именно:
- при выдвижении кандидатом и Черемховским районным местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", муниципальным служащим ФИО3, исполняющим обязанности мэра ЧРМО ФИО4, осуществлена деятельность, способствующая выдвижению кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования с использованием помещения находящегося в муниципальной собственности;
- с момента обретения ФИО2 статуса кандидата она пользовалась баннерами Администрации ЧРМО, фактически осуществляя агитацию избирателей, путём использования информационных ресурсов для сообщения информации о себе и создания своего положительного образа - то есть предвыборной агитации;
- кандидатом ФИО2, используется муниципальная газета "Моё село Край Черемховский" для проведения предвыборной агитации в свою пользу не оплаченную из соответствующего избирательного фонда;
- ФИО2 обнародовала отчёт о своей деятельности в СМИ " Моё село Край Черемховский" от 17 января 2019 года №2 (718) не оплаченный из средств избирательного фонда;
-Т.И.АВ. и выдвинувшее её избирательное объединение Черемховское районное отделение ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" использовали муниципального служащего, назначенного уполномоченным представителем избирательного объединения, в рабочее время для деятельности способствующей выдвижению кандидата ФИО2, а именно для представления части документов, необходимых для получения ФИО2 статуса кандидата.
Согласно п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Оценивая доводы о том, что избирательная комиссия приняла неверное решение о регистрации кандидатаФИО2, на том основании, что при разрешении вопроса о ее выдвижении использовалось помещение актового зала администрации Черемховского районного муниципального образования суд исходит из следующего.
Представителем заинтересованного лица Масаевым Т.И. и представителем административного ответчика ФИО7 в судебном заседании не отрицался факт использования избирательным объединением помещения актового зала в администрации Черемховского районного муниципального образования. Доказательства договорных отношений по использованию актового зала администрации в суд стороной административного ответчика не представлено.
Согласно п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40 ФЗ-67 под использованием преимуществ должностного или служебного положения в данном Федеральном законе понимается, в том числе использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях.
Из содержания п.п. "б" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ следует, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения признается не всякое использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, а такое из них, которое допускает неравенство прав кандидатов. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 части 4 статьи 65 Закона 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Административный истец, заявляя о том, что избирательным объединением, выдвинувшим кандидата ФИО2, и самим кандидатом использовано помещение в здании муниципального образования, не представил доказательств, свидетельствующих об ущемлении прав других кандидатов при использовании данного помещения, об обращениях избирательных объединений в администрацию муниципального образования о предоставлении помещения и об отказах в предоставлении помещений.
Следовательно, доводы административного истца об ущемлении прав других лиц, связанных с предоставлением помещения, суд признает необоснованными, поскольку факт преимущественного использования кандидатом ФИО2 своего должностного или служебного положения может быть отнесен по смыслу ст. 40 п.5 пп «б» ФЗ-67 только в том случае, если другим кандидатам было отказано в предоставлении администрацией муниципального образования помещения на таких же условиях.
В силу ст. 40 ч.1 ФЗ-67 Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 названного федерального закона. В силу подпункта "е" пункта 5 статьи 40 названного федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения, в частности, понимается доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такойже доступ в соответствии с названным федеральным законом, иным законом.
Судом исследованы опубликованные в газете «Мое село, край Черемховский» №2 (718) от 17 января 2019 года на первой странице статья под заголовком «Праймериз. Определили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия» и на второй странице этой же газеты под заголовком «Разговор с сильной, надежной, нашей» интервью с ФИО2. Административный истец считает, что избирательное объединение и кандидат Т.И.АВ., используя газету для агитации воспользовались преимуществом ее должностного и служебного положения без оплаты за счет средств избирательного фонда в муниципальной газете. Учредителем газеты "Моё село, Край Черемховский" является муниципальное унитарное предприятие Черемховского районного муниципального образования "Газета "Моё село, край Черемховский", что установлено в судебном заседании, не оспорено стороной административного ответчика и заинтересованных лиц. Сторона административного истца полагает, что статья "Праймериз.определили кандидата на пост мэра от партии "Единая Россия" содержит предвыборную агитацию в пользу ФИО2 и избирательного объединения Черемховским районным местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на том основании что в статье "Праймериз.Определили кандидата на пост мэра от партии "Единая Россия" размещена фотография кандидата ФИО2, также содержатся позитивные комментарии автора статьи в отношении избирательного объединения и кандидата: "по количеству и сплочённости районная ячейка черемховских "единороссов" в регионе считается одной из самых сильных."; абзац 4 статьи полностью состоит из позитивного комментария по поводу личности ФИО2; далее по тексту "Она показала убедительную победу ФИО2 - абсолютное большинство доверило ей бороться...".
Под использованием преимуществ должностного или служебного в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктами 2, 7, 8 части 4 статьи 53 Федерального закона N 20-ФЗ понимается в том числе:
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
В силу положений, содержащихся в статье 40 Федерального закона N 67-ФЗ, статье 53 Федерального закона N 20-ФЗ, кандидаты, замещающие государственные должности, кандидаты, находящиеся на государственной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Вместе с тем, соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями (часть 6 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 5 статьи 53 Федерального закона N 20-ФЗ).
Исходя из положений, приведенных в пункте 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, части 1 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата либо против него;
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
При этом кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (часть 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 5 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ).
Суд с учетом анализа приведенных выше норм права, оценивает публикацию «Праймериз. Определили кандидата на пост мэра от партии «Единая Россия»», на которую ссылается административный истец в подтверждение своих доводов, приходит к выводу, что данная публикация не свидетельствуют об использовании преимуществ должностного или служебного положения кандидата в мэры района ФИО2, поскольку не связана со специальной агитационной целью - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку либо противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению, и добиться конкретного результата на выборах; публикация направлена на информирование жителей Черемховского района о проведенном внутрипартийном голосовании и о его результатах. Разрешая заявленные исковые требования, суд также исходит из того, что в статье освещено политическое мероприятие – предварительное голосование, которое проведено 11 января 2019 года, газета вышла в тираж после ее подготовки 17 января 2019 года. Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании свидетель В.. Свидетель пояснила, что присутствовала при проведении внутрипартийного голосования, после чего опубликовала материал по собственной инициативе, обращений от избирательного объединения либо от ФИО2 о публикации результатов праймериза не было.
Кроме того, свидетель пояснила, что утверждения в статье : "по количеству и сплочённости районная ячейка черемховских "единороссов" в регионе считается одной из самых сильных.","... Она показала убедительную победу ФИО2 - абсолютное большинство доверило ей бороться..." она написала, исходя из своих впечатлений.
Публикация интервью на второй странице газеты «Разговор с сильной, надежной, нашей» - интервью с первым заместителем мэра Черемховского района, а не с кандидатом на должность мэра Черемховского района. Сведений в интервью о проведении выборов мэра Черемховского районного муниципального образования и об участии в них административного ответчика не установлено.
Обе публикации в газете «Мое село, край Черемховский» не содержат признаков предвыборной агитации, предусмотренных ст. 48 ч.2 ФЗ-67, статьи не содержат призывов голосовать за кого-либо на предстоящих выборах, не содержит сведений о возможных последствиях в случае победы на выборах кандидата, в статьях отсутствует информации, в которой явно преобладают сведения о ФИО2, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Публикация не связана со специальной агитационной целью - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, объединению, и добиться конкретного результата на выборах; публикация направлена на информирование жителей Черемховского района о развитии различных сфер и областей социально-экономической жизни района, являются констатацией фактов о происходящих событиях, что само по себе не может расцениваться как предвыборная агитация.
Свидетель В. в судебном заседании пояснила, что газета версталась 15 января 2019 года, вышла 17 января 2019 года, интервью с первым заместителем мэра Черемховского районного муниципального образования она проводила задолго до выхода газеты.
При таких обстоятельствах, суд не находит в действиях кандидата ФИО2 и выдвинувшего ее избирательного объединения злоупотреблений служебным и должностным положением в агитационный период без оплаты таковой за счет соответствующего избирательного фонда.
Оценивая доводы административного иска о размещении кандидатом ФИО2 баннеров с текстом «ФИО2 первый заместитель мэра Черемховского района» с указанием телефона приемной и адреса электронной почты, суд установил, что баннеры в количестве трех с аналогичной информацией, действительно установлены в городе Черемхово на въездах в город и в центре города. Это обстоятельство не отрицает представитель административного ответчика, как не отрицает и суть информации, опубликованной на баннерах.
Анализируя информацию, размещенную на баннерах, суд приходит к выводу, что признаки предвыборной агитации в них отсутствуют, поскольку фактически на данных баннерах размещены координаты заместителя мэра Черемховского района Иркутской области, что носит информационный характер. Упоминаний о предстоящих досрочных выборах мэра Черемховского района, об участии в этих выборах в качестве кандидата ФИО2 тексты баннеров не содержат.
Судом из представленных сторонами доказательств установлено, что рекламные конструкции с размещенными на них баннерами установлены до начала избирательной кампании. Договор на аренду рекламного места для рекламных баннеров заключен 1 октября 2018 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Черемхово и временно исполняющим обязанности мэра Черемховского района ФИО4. Доказательств о том, что баннеры установлены по инициативе кандидата ФИО2 или избирательного объединения в суд не представлены.
В соответствии спунктом 20 статьи 2 ФЗ-67, избирательная кампания кандидата, избирательного объединения - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
Заявлением о согласии баллотироваться и приобщенными к нему документами, датированными 16 января 2019 года, подтверждается, чтоФИО2 уведомила Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию о согласии баллотироваться 16 января 2019 года, приобрела статус кандидата и приступила к проведению избирательной кампании с указанной даты. При таких обстоятельствах, все действия кандидата ФИО2 до регистрации, в том числе присутствие ее и муниципальных служащих ФИО3, ФИО4 на внутрипартийном голосовании по выдвижению на момент проведения внутрипартийного предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения кандидатов на должность мэра Черемховского районного муниципального образования от Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заседания Местного политического совета Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросу выдвижениякандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования от Черемховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», не являлась субъектом ограничений, предусмотренных статьей 40 ФЗ-67.
По доводам иска об использовании должностного и служебного положения кандидата с привлечением муниципального служащего С., назначенную уполномоченным представителем избирательного объединения кандидатом ФИО2 и избирательным объединением при выдвижении кандидата. По мнению стороны административного истца С., работающая в должности ответственного секретаря административной комиссии Черемховского районного муниципального образования находится в подчинении у кандидата ФИО2, которая с использованием преимуществ должностного положения привлекла муниципального служащего к работе в качестве уполномоченного представителя.
С. назначена уполномоченным представителем избирательного объединения Черемховское районное местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» решением Местного политического совета данного избирательного объединения от 15 января 2019 года, самостоятельно изъявив письменное согласие на это назначение. Доказательств о том, что кандидат ФИО2 выдавала распоряжения о назначении уполномоченного представителя партии не представлено.
Судом исследована структура Администрации Черемховского районного муниципального образования, утвержденная решением Думы ЧРМО от 26 февраля 2014 года № 300 и должностные инструкции первого заместителя мэра Черемховского районного муниципального образования и ответственного секретаря административной комиссии. Из исследованных документов следует, что специалист– ответственный секретарь административной комиссии Черемховского района С. подчиняется руководителю Аппарата Администрации.
Кроме того, С. назначена уполномоченным представителем избирательного объединения, а не кандидата ФИО2, а потому ограничения, установленные статьей 65 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», на нее не распространяются.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для признания незаконным решения избирательной комиссии о регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Черемховского районного муниципального образования по мотивам неоднократного использования преимуществ должностного и служебного положения.
Относительно доводов административного иска о неподтверждениидостаточными документами сведений о занятости кандидата ФИО2, представленных в Черемховскую районную территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться. Судом исследованы представленные сторонами доказательства, с учетом анализа которых, суд признает доводы административного иска в этой части необоснованными по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата
16 января 2019 года в соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 ФЗ-67 Т.И.АВ. с заявлением о согласии баллотироваться представила в Черемховскую районную ТИК справку с места работы, подтверждающую указанные в заявлении сведения о её работе в администрации Черемховского районного муниципального образования в должности первого заместителя мэра.
Доводы административного истца о необходимости представления копии документа, подтверждающего сведения о месте работы и занимаемой должности в виде копии справки с места работы, основано на неверном толковании закона.
Кроме того, в судебном заседании представителем административного истца дополнены требования о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2 в связи с нарушением Устава Всероссийской Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», требующего обязательного проведения предварительного внутрипартийного голосования по выдвижению кандидата от избирательного объединения.
В соответствии с п.25 ст.2 ФЗ-67 избирательное объединение – это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или структурное подразделение политической партии, имеющего в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с п.2 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В соответствии с пп "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе, подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата. Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 указанного федерального закона для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно положений статьи 25 пункта 4 ФЗ «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
В подтверждение выдвижения кандидата ФИО2 Черемховским районным местным отделением Всероссийской Политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в избирательную комиссию представлено решение местного политического совета Черемховского районного местного отделения Всероссийской Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 15 января 2019 года, исходя из которого, по результатам тайного голосования выдвинута ФИО2.
Решение о выдвижении ФИО2 кандидатом на должность мэра муниципального района, принятое местным политическим советом Черемховского районного местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», недействительным не признано. Оснований для отмены решения избирательной комиссии в связи с непредставлением в суд доказательств проведения внутрипартийного голосования не имеется.
Кроме того, рассматривая доводы стороны административного истца об отмене решения избирательной комиссии о регистрации ФИО2 кандидатом на должность мэра Черемховского района по причине нарушенияпорядка выдвижения кандидата избирательным объединением, суд также исходит из того, что в административном исковом заявлении, направленном стороной административного истца в суд, не оспаривался порядок выдвижения кандидата избирательным объединением в части проведения предварительного внутрипартийного голосования. Дополнительные основания для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным заявлены после возбуждения административного дела, за пределами установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пресекательного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований по таким основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, зарегистрированного кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования к Черемховской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и об отмене решения Черемховской районной территориальной избирательной комиссии от 30 января 2019 года №89/779 о регистрации ФИО2 в качестве кандидата на должность мэра Черемховского районного муниципального образования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд в течение пяти дней.
Судья