Дело № 2а-103/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» апреля 2019года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при секретаре Болотиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Севского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий по исполнению законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Севского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий по исполнению законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами, указав, что прокуратурой Севского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами администрацией Севского муниципального района, по результатам которой установлено следующее.
В нарушение требований законодательства администрацией Севского муниципального района обязанность по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Севского муниципального района не исполнена.
Прокуратурой Севского района 28.02.2019 года в адрес главы администрации района было направлено представление об устранении указанных нарушений действующего законодательства. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Неисполнение обязанности по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Севского муниципального района препятствует в последующем деятельности по их по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, и утилизации, что ведет к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» по неопределению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составлению их реестра на территории Севского муниципального района;
- обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составить реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Севского муниципального района;
- сообщить в течение одного месяца с момента исполнения решения суда об исполнении данного решения в суд и административному истцу в лице прокурора Севского района Брянской области, действующего в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц;
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Севского района Брянской области Снятко-Журкина А.Н. заявленные требования поддержалав полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» ФИО1 (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования признал частично и пояснил, что реестр мест накопления твердых коммунальных отходов утвержден, схема размещения мест накопления будет разрабатываться. Срок 3 месяца для исполнения требований не достаточный.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ определено, что кполномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми, коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации определены исключительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, каждого уровня муниципального самоуправления, которые могут быть изменены Законом субъекта Российской Федерации.
На основании Закона Брянской области от 05.12.2014 № 80-3 («О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения, в частности участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Следовательно, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений является исключительной компетенцией органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 13(1) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает полученную от регионального оператора информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 11 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Как видно из материалов дела, 28.02.2019 года, прокурором Севского района Брянской области в адрес главы администрации Севского муниципального района было вынесено представление «Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами» по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Севского муниципального района (л.д.4-5).
Согласно сообщению администрации Севского муниципального района от ДАТА. №и, по итогам рассмотрения представления «Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами» приняты меры по устранению выявленных нарушений, усилен контроль за исполнением законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами (л.д.6).
Из договоров № от ДАТА, заключенных между администрацией Севского муниципального района и ООО «Энергетическое Агентство» следует, что ООО «Энергетическое Агентство» разрабатывает Генеральные схемы санитарной очистки территории муниципальный образований г. Севск, Доброводского сельского поселения, Косицского сельского поселения, Новоямского сельского поселения Подлесноновосельского сельского поселения, Троебортновского сельского поселения, Чемлыжского сельского поселения. Срок окончания работ 04.06.2019 года.
Неисполнение обязанности по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Севского муниципального района без учета Генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований препятствует в последующем деятельности по их накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, и утилизации, что ведет к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что срок исполнения разработки Генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований определен до 04.06.2019 года, суд устанавливает срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 173-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Севского района Брянской области удовлетворить.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» по неопределению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составлению их реестра на территории Севского муниципального района.
Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составить реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Севского муниципального района.
Сообщить в течение одного месяца с момента исполнения решения суда об исполнении данного решения в суд и административному истцу в лице прокурора Севского района Брянской области, действующего в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.И. Рухмаков