Дело №2а-1040/2021
УИД 18RS0003-01-2020-005754-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Прокофьевой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Пантелееву В.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МИФНС №10 по УР, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Пантелееву В.С. (далее – административный ответчик, налогоплательщик, Пантелеев В.С.) о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени. Административные исковые требования мотивированы тем, что Пантелеев В.С. является плательщиком налога на доходы физических лиц. <дата> года налогоплательщиком подана декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в соответствии с которой сумма налога к уплате составила 91000 руб. Исчисленные Пантелеевым В.С. суммы налога на доходы физических лиц за 2018 год уплачены не в полном объеме, в связи с чем начислены пени. Ввиду неисполнения указанной обязанности МИФНС №10 по УР выставила Пантелееву В.С. требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов. В установленный срок указанное требование налогоплательщиком не исполнено. В настоящий момент у налогоплательщика имеется недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 24000 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 560,92 руб., начисленных за период с 16.07.2019 по 11.08.2019. Определением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска от 20.04.2020 судебный приказ №2А-488/2020 отменен. Ссылаясь на ст.ст. 23, 31, 45, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) МИФНС №10 по УР просила взыскать с Пантелеева В.С. в доход бюджета недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 24000 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 560,92 руб.
Представитель административного истца МИФНС №10 по УР Торхова Я.Ю. в судебном заседании уменьшила размер исковых требований, просила взыскать с ответчика в доход бюджета недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 21687 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц в размере 560,92 руб. При этом пояснила, что Инспекцией в порядке ст. 78 НК РФ 28.12.2020 произведен зачет в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 2313 руб. С учетом данного зачета сумма задолженности по налогу у Пантелеева В.С. составила 21687 руб. (24000-2313 руб.).
Административный ответчик Пантелеев В.С. в судебном заседании с требованиями искового заявления согласился, при этом указал, что не отказывается платить налог и пени, с расчетом налога и пеней согласен, однако в настоящее время не имеет материальной возможности для их уплаты.
Выслушав мнение представителя административного истца и ответчика, изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела и приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Согласно п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Как следует из п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Исходя из п. 4 ст. 228 НК РФ, общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
11 февраля 2019 года Пантелеев В.С. представил в МИФНС №10 по УР налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, в соответствии с которой административным ответчиком получен доход в сумме 1700000 руб. за 2018 отчетный год, сумма налоговых вычетов 1000000 руб., налоговая база для исчисления налога 700000 руб. Налогоплательщиком по ставке 13% рассчитана сумма налога в размере 91000 руб., подлежащая уплате в бюджет.
В установленный п. 4 ст. 228 НК РФ срок, то есть не позднее 15 июля 2019 года, исчисленная Пантелеевым В.С. сумма налога на доходы физических лиц в размере 91000 руб., не уплачена.
26.07.2019 Пантелеев В.С. уплатил налог в сумме 11000 руб., 08.05.2020 – 40000 руб., 30.06.2020 – 5000 руб., 21.07.2020 – 5000 руб., 17.08.2020 – 2500 руб., 16.09.2020 – 3500 руб., 28.12.2020 произведен зачет в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год суммы в размере 2313 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В связи с наличием у административного ответчика недоимки по уплате налога на доходы физических лиц 15 августа 2019 года Пантелееву В.С. через его личный кабинет на официальном сайте налоговой службы в сети «Интернет» направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №<номер> по состоянию на 12 августа 2019 года со сроком уплаты до 15 октября 2019 года, где указана сумма налога в размере 80000 руб., пеней в размере 560,92 руб.
В установленный срок требование Инспекции налогоплательщиком в полном объеме не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца в суд.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 62, ч. 4 ст. 289 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, на момент предъявления Пантелееву В.С. требования от <данные изъяты> сумма недоимки по налогам на доходы физических лиц превышала 3 000,00 руб. В течение шестимесячного срока, начиная со дня, установленного для исполнения требования (15 октября 2019 года), то есть в срок до 15 апреля 2020 года, МИФНС №10 по УР мировому судье судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска направлено заявление о выдаче судебного приказа (29 января 2020 года).
29 января 2020 года мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска выдан судебный приказ №2А-488/2020 о взыскании с Пантелеева В.С. недоимки по налогу на доходы физических лиц и пеней. Определением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Ижевска от 20 апреля 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений административного ответчика.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок для подачи административного иска истек 20 октября 2020 года.
11 декабря 2020 года, то есть с пропуском срока 6 месяцев со дня отмены судебного приказа, МИФНС №10 по УР предъявлен настоящий административный иск.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Административный истец мотивирует пропуск срока обращения в суд с настоящим административным иском тем, что ранее он подавал аналогичный иск к этому же ответчику 20.10.2020 без пропуска срока обращения в суд. Судом вынесено определение от 23.10.2020 об оставлении административного иска без движения, где было предложено представить документ, подтверждающий вручение административному ответчику направленных ему в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к ним документов, представить сведения о государственной регистрации административного истца. 09.11.2020 административный истец посредством факсимильной связи направил в суд ходатайство об устранении недостатков, приложил почтовый идентификатор, согласно которому административный ответчик получил адресатом 31.10.2020, но уведомление административному истцу не вернулось. 10.11.2020 административный истец посредством факсимильной связи направил в суд ходатайство об устранении недостатков, где приложено уведомление о вручении административного искового заявления Пантелееву В.С. Корреспонденция направлялась факсимильной связью, поскольку судебные органы не принимали курьерскую корреспонденцию из-за сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране. Ходатайство о продлении срока устранения недостатков от 09.11.2020 и ходатайство об устранении недостатков от 10.11.2020 с оригиналом почтового уведомления были продублированы и направлены почтовой корреспонденцией. Считает, что налоговым органом предприняты все зависящие от него меры по устранению недостатков, представлены доказательства получения административного искового заявления ответчиком.
Судом установлено, что ранее административный истец подавал аналогичный иск к этому же ответчику 20.10.2020 в последний день срока обращения в суд. Определением от 23.10.2020 административный иск оставлен без движения, где было предложено представить документ, подтверждающий вручение административному ответчику направленных ему в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к ним документов, представить сведения о государственной регистрации административного истца. 30.10.2020 определение получено Инспекцией. Определением от 16.11.2020 административный иск возвращен в связи с неустранением недостатков административного искового заявления. 17.11.2020 инспекция представила в Октябрьский районный суд г. Ижевска ходатайство о продлении сроков от 09.11.2020, к которому приложила доказательства направления ответчику административного иска и скриншот отслеживания почтового отправления, из которого усматривается, что административных иск, направленный 20.10.2020, получен административным ответчиком 31.10.2020. 17.11.2020 инспекция направила в суд почтой ходатайство об устранении недостатков от 09.10.2020. Ходатайство получено судом 19.11.2020.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на доходы физического лица, а также пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего, что им было сделано.
Не исполнение налоговым органом определения об оставлении административного иска без движения связано со сроком хранения почтового отправления, который не истек на момент возвращения административного иска Инспекции определением суда. В разумный срок после получения уведомления о вручении административного иска ответчику Инспекция обратилась в суд с настоящим иском, что дает основания для вывода о том, что срок для предъявления административных исковых требований к Пантелееву В.С. Инспекцией нарушен по уважительной причине и восстановления этого срока.
Расчет налога на доходы физических лиц судом проверен, признан верным, в связи с чем сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год подлежит взысканию с административного ответчика в размере 21687 руб. Административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению. Размер задолженности Пантелеев В.С. не оспаривает.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 4 статьи 75 НК РФ установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц за 2018 год в установленный срок (15 июля 2019 года) на основании ст. 75 НК РФ на сумму задолженности Пантелеева В.С. по налогу на доходы физических лиц Инспекцией начислены пени в размере 560,92 руб. за период с 16 июля 2019 года по 11 августа 2019 года.
Суд учитывает, что пени, являясь способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налога, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее; начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.
Расчет пени судом проверен, признан верным, административным ответчиком не оспаривался, в связи с чем сумма пени по налогу на доходы физических лиц за период с 16 июля 2019 года по 11 августа 2019 года подлежит взысканию с административного ответчика в сумме 560,92 руб. Административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению. Доказательств об ином размере задолженности Пантелеевым В.С. суду не представлено.
Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, то с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 867 руб. 44 коп.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике к Пантелееву В.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Пантелеева В.С., зарегистрированного по месту пребывания по адресу: <адрес>, в доход бюджета на расчетный счет 40101810200000010001, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России №10 по Удмуртской Республике), ИНН 1831038252, КПП 183101001, ОКАТО 94701000, БИК 049401001
- недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 21687 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на доходы физических лиц за период с 16.07.2019 по 11.08.2019 в размере 560 руб. 92 коп.
Взыскать с Пантелеева В.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 867 руб. 44 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере 28.01.2021.
Председательствующий судья Стех Н.Э.