ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1040/2022 от 25.08.2022 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

дело №2а-1040/2022

УИД 18RS0027-01-2022-001507-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,

с участием старшего помощника прокурора Увинского района Волковой А.А.,

при секретаре Пантюхиной И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Увинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на страницах с URL адресами: https://airsoft-rus.ru/news/usilenie-pnevmaticheskij-vintovki/, https://seo-tank.ru/ognestrelnoe/spuskovoj-mehanizm-vozdushki.html, https://arena-pilotage.ru/oruzhie/usilenie-pnevmatiki.html, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

У с т а н о в и л:

Прокурор Увинского района Удмуртской Республики, действующий в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Увинского района Удмуртской Республики в рамках надзора за исполнением требований федерального законодательства, в части исполнения требований законодательства по контролю за оборотом оружия осуществлен мониторинг сети Интернет, в результате которого выявлен сайты с доменными именами URL адресами: https://airsoft-rus.ru/news/usilenie-pnevmaticheskij-vintovki/, https://seo-tank.ru/ognestrelnoe/spuskovoj-mehanizm-vozdushki.html, https://arena-pilotage.ru/oruzhie/usilenie-pnevmatiki.html, на которых размещена информация о способах увеличения мощности пневматического оружия (расширение пневматической камеры, удлинение ствола, установка усиленной пружины, увеличение массы поршня и т.д.), что противоречит действующему федеральному законодательству.

В силу ст. 15.1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ), в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствие со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон № 150-ФЗ) под пневматическим оружием понимается оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.

Переделка оружия - замена или изменение формы и (или) размеров основных частей огнестрельного оружия либо деталей ударного и спускового механизмов оружия, замена или изменение частей списанного оружия, пневматического оружия, сигнального оружия, газового оружия или метательного стрелкового оружия, учитываемых при сертификации оружия (обязательном подтверждении соответствия), уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера и (или) клейма оружия.

В частности, на территории Российской Федерации запрещается переделка оружия (п. 15 ст. 6 Федерального закона № 150-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное оружие ограниченного поражения и охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж, охотничье метательное стрелковое оружие подлежат регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, предусматривает запрет на распространение в средствах массовой информации и сети Интернете инструкций по незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия.

Частью 4 статьи 223 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, холодного оружия, метательного оружия, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о способах увеличения мощности пневматического оружия, являются преступными действиями, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность.

В ходе проведенной проверки установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» не органичен доступ к интернет-страницам URL адресами:

ttps://airsoft-rus.ru/news/usilenie-pnevmaticheskij-vintovki/, https://seo-tank.ru/ognestrelnoe/spuskovoj-mehanizm-vozdushki.html, https://arena-pilotage.ru/oruzhie/usilenie-pnevmatiki.html, содержащим вышеуказанную информацию.

Посещение указанных сайтов свободно для всех без исключения граждан, не требует предварительной регистрации и введения пароля. Информация на сайте распространяется бесплатно, какое-либо ограничения на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствуют.

Заявленные Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

Обеспечение доступа к интернет-ресурсам, распространяющим вышеуказанные материалы противоправного характера, является прямым нарушением требований действующего законодательства.

С учетом изложенных правовых норм в их взаимосвязи, информация о способах увеличения мощности пневматического оружия, размещенная на выявленном Интернет-сайте, является незаконной и фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации.

Прокурор Увинского района просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах с URL адресами: https://airsoft-rus.ru/news/usilenie-pnevmaticheskij-vintovki/, https://seo-tank.ru/ognestrelnoe/spuskovoj-mehanizm-vozdushki.html, https://arena-pilotage.ru/oruzhie/usilenie-pnevmatiki.html информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и указал, что по состоянию на 24.08.2022 года указанные прокурором интернет –ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которых в Российской Федерации запрещено, не значится, указанная на сайтах информация доступна.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ), с учетом мнения помощника прокурора, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании старший помощник прокурора Волкова А.А. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Изучив материалы административного дела, выслушав позицию помощника прокурора, учитывая мнение заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети "Интернет", запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределённого круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Увинского района в ходе проведенной проверки установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» не органичен доступ к интернет-страницам с URL адресами: https://airsoft-rus.ru/news/usilenie-pnevmaticheskij-vintovki/, https://seo-tank.ru/ ognestrelnoe/spuskovoj-mehanizm-vozdushki.html, https://arena-pilotage.ru/oruzhie/

usilenie-pnevmatiki.html, содержащими запрещенную к распространению информацию о способах увеличения мощности пневматического оружия (расширение пневматической камеры, удлинение ствола, установка усиленной пружины, увеличение массы поршня и т.д.). Посещение указанных сайтов свободно для всех без исключения граждан, не требует предварительной регистрации и введения пароля. Информация на сайте распространяется бесплатно, какое-либо ограничения на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствуют. Заявленные Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

В судебном заседании установлено, что доступ к вышеуказанным сайтам в настоящее время не ограничен. Вход на страницы сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно ст. 15.1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствие со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон № 150-ФЗ) под пневматическим оружием понимается оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.

Переделка оружия - замена или изменение формы и (или) размеров основных частей огнестрельного оружия либо деталей ударного и спускового механизмов оружия, замена или изменение частей списанного оружия, пневматического оружия, сигнального оружия, газового оружия или метательного стрелкового оружия, учитываемых при сертификации оружия (обязательном подтверждении соответствия), уничтожение или изменение маркировочных обозначений, номера и (или) клейма оружия.

В частности, на территории Российской Федерации запрещается переделка оружия (п. 15 ст. 6 Федерального закона № 150-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 150-ФЗ приобретенные гражданином Российской Федерации огнестрельное оружие ограниченного поражения и охотничье пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж, охотничье метательное стрелковое оружие подлежат регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, предусматривает запрет на распространение в средствах массовой информации и сети Интернете инструкций по незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия.

Лица, вносящие изменения в конструкцию пневматического оружия, как правило, не осведомлены о его дульной энергии после переделки.

Частью 4 статьи 223 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж, холодного оружия, метательного оружия, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о способах увеличения мощности пневматического оружия, являются преступными действиями, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность.

Таким образом, обеспечение доступа к интернет-ресурсам, распространяющим материалы противоправного характера, является прямым нарушением требований действующего законодательства.

В силу ч. 4 ст. 33 УК РФ подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Согласно ч. 3 ст. 34 УК РФ, уголовная ответственность подстрекателя наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд находит, что на интернет- страницах в сети "Интернет", указанных прокурором, в свободном доступе размещена информация, содержащая признаки уголовно наказуемого общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, склоняющая неограниченный круг лиц к совершению преступных действий.

По состоянию на 25.08.2022 указатель вышеуказанных страниц интернет-сайта, на котором размещена оспариваемая прокурором информация, имеет свободный доступ и не заблокирован.

Принимая во внимание, что оспариваемая прокурором информация прямо нарушает действующее уголовное законодательство, посягает на общественную безопасность, нарушает права граждан на защиту от преступных посягательств, суд признает ее информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Статьёй 9 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определённым имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Исходя из пункта 9 "Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено", утв. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года N 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую установленную данным пунктом информацию.

Согласно п. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149 и п. п. "а" п. 5 вышеназванных Правил основанием для включения в Реестр доменных имён, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих информацию о персональных данных физического лица, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Размещение информации на указанных интернет-страницах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределённого круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Поскольку замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, нарушающей права граждан, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прокурора Увинского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет" на страницах с URL адресами, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах с URL адресами: https://airsoft-rus.ru/news/usilenie-pnevmaticheskij-vintovki/, https://seo-tank.ru/ognestrelnoe/spuskovoj-mehanizm-vozdushki.html, https://arena-pilotage.ru/

oruzhie/usilenie-pnevmatiki.html, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.

В окончательной форме решение принято 25.08.2022 года.

Судья- В.А.Ёлкина