ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1041/16 от 10.05.2016 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2016 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием представителя административного истца Тюхтевского Р.В. представителя административного ответчика Слугиной Н.М., представителя заинтересованного лица Крыловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» к администрации сельского поселения Нижнесортымский о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в суд с указанным административным иском, требования мотивировало тем, что постановлением администрации сельского поселения Нижнесортымский от 07.10.2014г. утверждена Схема водоснабжения и водоотведения с.<адрес>. В соответствии со Схемой эксплуатацию систем водоотведения и очистку сточных вод в сельском поселении осуществляет МУП «УТВиВ «Сибиряк» и ОАО «Сургутнефтегаз». В связи с чем в Схеме был сделан вывод, что на территории с.<адрес> статусом гарантирующей организации могут быть наделены: МУП «УТВиВ «Сибиряк» (в технологической зоне водоотведения расположенной в северной части поселения в границах улиц Рабочая, Автомобилистов и Северная, напорный канализационный трубопровод от НП-4 до КОС-800); ОАО «Сургутнефтегаз» (в технологической зоне водоотведения, расположенной в южной части поселения в границах от <адрес> до южной, восточной и западной границы промышленной зоны).

Указанный вывод противоречит законодательству. Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления определяют гарантирующую организацию и устанавливают технологические зоны ее деятельности. При этом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О схемах водоснабжения и водоотведения» технологическая зона водоотведения представляет собой часть канализационной сети, принадлежащей организации, осуществляющей водоотведение, в пределах которой обеспечивается весь комплекс услуг водоотведения, а именно: прием, транспортировка, очистка и отведение сточных вод или прямой выпуск сточных вод в водный объект.

Согласно указанной норме, а также исходя из буквального толкования п.2 ст.2 Закона №416-ФЗ, следует, что услуги водоотведения включают в себя взаимосвязанный комплекс мероприятий, предполагающий в качестве завершающего этапа очистку сточных вод.

Таким образом, одним из условий возможности признания ОАО «Сургутнефтегаз» гарантирующей организацией в технологической зоне водоотведения, расположенной в южной части поселения в границах от <адрес> до южной, восточной и западной границы промышленной зоны, является наличие у него, в том числе собственных очистных сооружений в данной технологической зоне.

В свою очередь, на территории с.<адрес> у ОАО «Сургутнефтегаз» отсутствуют собственные очистные сооружения, в частности, в указанной в Схеме технологической зоне водоотведения.

На территории с.<адрес> очистные сооружения входят в состав централизованной канализационной сети МУП «УТВИВ «Сибиряк» - КОС-800.

Решениями арбитражных судов по делам №А75-1848/2015, №А75-3116/2015 (с участием общества и МУП «УТВиВ «Сибиряк») было установлено, что у ОАО «Сургутнефтегаз» отсутствуют очистные сооружения в с.<адрес>. По этой причине, общество не может быть признано гарантирующей организацией, учитывая, что не может оказывать услуги водоотведения в том смысле, в котором данные услуги указаны в ст.2 Закона №416-ФЗ.

Учитывая, что из очистных сооружений в с.<адрес> имеется только КОС-800, разделение территории данного населенного пункта на две технологические зоны водоотведения не соответствует нормам законодательства РФ.В связи с тем, что в одной технологической зоне водоотведения должен быть обеспечен весь комплекс услуг водоотведения, в с.<адрес> может быть определена только одна технологическая зона водоотведения, и, соответственно, назначена только одна гарантирующая организация.

Также ОАО «Сургутнефтегаз» считает, что нарушен процессуальный порядок подготовки Схемы.

Согласно последней страницы Схемы она была разработана ООО «Энергоаудит» по заказу МУП «УТВиВ «Сибиряк», а не по заказу администрации с.<адрес>. Исходя из указанного, невозможно исключить основание полагать, что Схема была составлена, прежде всего, исходя из интересов МУП «УТВиВ «Сибиряк».

На основании Схемы администрацией с.<адрес> было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории сельского поселения Нижнесортымский», согласно которому ОАО «Сургутнефтегаз» определено в качестве гарантирующей организации на территории указанного поселения, в частности: в технологической зоне водоотведения, расположенной в южной части поселения в границах от <адрес> до южной, восточной и западной границы промышленной зоны.

При таких условиях полный комплекс услуг по водоотведению, включая прием и очистку сточных вод, ОАО «Сургутнефтегаз» и любому лицу, чьи объекты технологически присоединены к централизованной системе канализации в с.<адрес>, может оказать только МУП «УТВиВ «Сибиряк». По канализационным сетям общества могут осуществляться только услуги транзитного перемещения (транспортировки) сточных вод от абонентов до централизованной системы канализации МУП «УТВиВ «Сибиряк».

В свою очередь, наделение ОАО «Сургутнефтегаз» статусом гарантирующей организации возложит на него дополнительную обязанность, не свойственные его основным целям и задачам в силу устава, в частности заключать договоры водоотведения с лицами, чьи объекты капитального строительства технологически присоединены к централизованной системе водоотведения общества, исполнять которые оно не имеет технологической возможности, учитывая отсутствие собственных очистных сооружений, тем самым нарушая права и законные интересы общества. В данном случае, общество будет вынуждено заключать договоры для обеспечения очистки сточных вод, при том, что их заключение в рамках действующего законодательства обеспечить не представляется возможным.

В связи с изложенным ОАО «Сургутнефтегаз» просит признать недействительным постановление администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения с.<адрес>». Возместить обществу уплаченную государственную пошлину в размере 4500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Сургутнефтегаз» Тюхтевский Р.В. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации с.<адрес> Слугина Н.М. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.<адрес> Крылова Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации сельского поселения Нижнесортымский от 07.10.2014г. утверждена Схема водоснабжения и водоотведения с.<адрес>. В соответствии со Схемой эксплуатацию систем водоотведения и очистку сточных вод в сельском поселении осуществляет МУП «УТВиВ «Сибиряк» и ОАО «Сургутнефтегаз». В Схеме был сделан вывод, что на территории с.<адрес> статусом гарантирующей организации могут быть наделены: МУП «УТВиВ «Сибиряк» (в технологической зоне водоотведения расположенной в северной части поселения в границах улиц Рабочая, Автомобилистов и Северная, напорный канализационный трубопровод от НП-4 до КОС-800); ОАО «Сургутнефтегаз» (в технологической зоне водоотведения, расположенной в южной части поселения в границах от <адрес> до южной, восточной и западной границы промышленной зоны).

Данные обстоятельства подтверждаются Уставом сельского поселения Нижнесортымский, постановлением администрации с.<адрес> от 07.10.2014г., схемой водоснабжения и водоотведения с.<адрес>, техническим паспортом комплекса сетей канализации промзоны <адрес>, свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровой выпиской, договором о передаче имущества муниципальному образованию <адрес>, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1848/2015, постановлением арбитражного суда <адрес> по делу № А75-3116/2015г., выпиской из распоряжения администрации с.<адрес> «Об утверждении инструкции по делопроизводству», заключением по результатам антикоррупционной экспертизы, сопроводительными письмами к проекту нормативно-правового акта, сообщением Управления государственной регистрации НПА Аппарата Губернатора ХМАО-Югры, протоколом заседания при главе с.<адрес>, Уставом ОАО «Сургутнефтегаз», контрактом на разработку схемы водоснабжения и водоотведения, решением Сургутского районного суда, объяснениями лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частями 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Статьей 4 устава сельского поселения Нижнесортымский (далее - устав поселения) определено, что структуру органов местного самоуправления сельского поселения Нижнесортымский составляют в том числе глава муниципального образования - глава сельского поселения Нижнесортымский, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация сельского поселения Нижнесортымский.

В соответствии с частью 2 статьи 25 устава поселения администрацией поселения руководит глава поселения на принципах единоначалия.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе; организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в ХМАО-Югре» за сельскими поселениями ХМАО-Югры закреплены вопросы местного значения, в том, числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанный вопрос местного значения также закреплен в пункте 4 части 1 статьи 5(вопросы местного значения поселения) и в пункте 15 части 4 статьи 26 (полномочия администрации поселения) устава поселения.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом.

Форма, вид, процедура принятия нормативного правового акта определена Инструкцией по делопроизводству в администрации сельского поселения Нижнесортымский, утвержденной распоряжением администрации сельского поселения Нижнесортымский от ДД.ММ.ГГГГ (раздел 3).

В данном случае, изначально был разработан проект постановления администрации сельского поселения Нижнесортымский «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения Нижнесортымский», который прошел процедуру согласования, правовую и антикоррупционную экспертизу, был направлен в прокуратуру <адрес>.

После положительного заключения прокуратуры <адрес> указанный проект был принят в виде постановления , сведения о котором в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона -Ф3, подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 4 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О регистре муниципальных нормативных правовых актов ХМАО- Югре» ДД.ММ.ГГГГ были направлены в управление государственной регистрации нормативных правовых актов аппарата Губернатора ХМАО-Югры для включения их в регистр муниципальных нормативных правовых актов ХМАО-Югры. Копия постановления была также направлена в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду значительного объема, Постановление было размещено на официальном сайте Администрации, а сведения о его размещении опубликованы в газете «Вестник» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункта 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. При этом количество привлекаемых лиц и порядок их привлечения не определен.

С учетом изложенного доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления являются несостоятельными.

Рассматривая доводы административного иска о несоответствии оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Объектом централизованной системы водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения (пункт 14 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

В силу пункта 28 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Кай следует из схемы водоснабжения и водоотведения, на территории сельского поселения Нижнесортымский эксплуатация централизованных канализационных сетей осуществляется двумя организациями - МУП «УТВиВ «Сибиряк» МО с.<адрес> и ОАО «Сургутнефтегаз», при этом к сетям общества подключены абоненты (ОВО, ПЧ-138, УПНПИ КРС), расположенные в промышленной зоне сельского поселения Нижнесортымский, а находящиеся в остальной части - к сетям МУП «УТВиВ «Сибиряк».

В рассматриваемом случае, канализационные сети МУП «УТВиВ «Сибиряк» и ОАО «Сургутнефтегаз» взаимодействуют между собой таким образом, что сточные воды, транспортирующиеся по централизованной сети, принадлежащей ОАО «Сургутнефтегаз», поступают в канализационную сеть МУП «УТВиВ «Сибиряк», а по ней на канализационные очистные сооружения. Самостоятельно
канализационные сети общества к очистным сооружениям не подсоединены.

То есть ОАО «Сургутнефтегаз» осуществляет эксплуатацию отдельных систем централизованной системы водоотведения, что предусмотрено п. 15 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ.

ОАО «Сургутнефтегаз», как организация водопроводно-канализационного хозяйства, обязано заключать договоры на водоотведение с подключенными к ее канализационной сети абонентами в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ, заключать иные соответствующие договора для осуществления водоотведения в соответствии с частью 1 стати 11 указанного закона, в том числе на очистку строчных вод, взаимодействуя с другими организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

ОАО «Сургутнефтегаз», являясь организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), заключает договора на водоотведение, включая прием, транспортировку, очистку и сброс сточных вод в водный объект, с другой организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а именно с МУП «УТВиВ «Сибиряк» (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2014г.). Данный договор позволяет обществу, как организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществлять водоотведение (прием, транспортировку и очистку стоков) подключенных к канализационным сетям общества, как собственных объектов, так и подключенных к сетям общества абонентов: ОВО, ПЧ-138, УПНПиКРС.

Представленная обществом схема водоснабжения промзоны <адрес> также свидетельствует о том, что канализационная сеть общества технологически связана с централизованной системой водоотведения, является ее частью.

Учитывая изложенное, а также то, что к находящимся на балансе общества канализационным сетям присоединены канализационные сети других потребителей, что свидетельствует о наличии комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, канализационная сеть общества относится к централизованной системе водоотведения.

Таким образом, отсутствие очистных сооружений по очистке сточных вод не является препятствием для определения ОАО «Сургутнефтегаз» гарантирующей организацией в соответствующей технологической зоне в границах собственных канализационных сетей.

При указанных обстоятельствах доводы административного истца о невозможности исполнения им обязанностей водоотведения в связи с отсутствием очистных сооружений, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании вышеуказанных норм материального права.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» к администрации сельского поселения Нижнесортымский о признании нормативного правового акта частично недействующим.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» к администрации сельского поселения Нижнесортымский о признании нормативного правового акта недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

.

.

Судья Сургутского районного суда Тюленев В.В.