ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1041/17 от 30.11.2017 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-1041/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года

Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Новосадовой О.А.,

с участием представителя административного ответчика администрации Верхнесалдинского городского округа ФИО1,

при секретаре Симаковой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Верхнесалдинского городского округа, главе администрации Верхнесалдинского городского округа о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Верхнесалдинского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в части изменений сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, об исключении его из состава ликвидационной комиссии( председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора) МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский». Обязании администрации Верхнесалдинского городского округа в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в единый государственный реестр юридических лиц изменения, касающиеся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14002, утвержденной Приказом от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ в части изменений сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, об исключении его из состава ликвидационной комиссии( председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора) МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» и « МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский».

Требования мотивированы тем, что Постановлениями главы Верхнесалдинского городского округа от 20.02.2009 № 10 и №11 «О ликвидации МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Басьяновский» и «О ликвидации МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» соответственно он был назначен председателем ликвидационных комиссий. Распоряжением администрации Верхнесалдинского городского округа от 28.02.2013 №17-л он был уволен с должности председателя Комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского округа по собственному желанию с 01.03.2013, с указанного времени он не является муниципальным служащим Верхнесалдинского городского округа. 05.05.2014 он обращался к административному ответчику с письменным заявлением о выводе его как председателя из состава ликвидационных комиссий. Ему был дан ответ от главы администрации Верхнесалдинского городского округа о подготовке проектов постановлений в части изменения состава ликвидационных комиссий. Поскольку никаких действий от администрации не последовало,17.11.2015, 02.06.2017 он вновь обращался с письменным заявлением по данному вопросу в администрацию. 14.07.2017 от главы администрации Верхнесалдинского городского округа им был получен ответ, в котором его просят предоставить информацию по каждому ликвидируемому предприятию. Указывает, что в силу п.2 ст.37 Конституции Российской Федерации, ст.4 Трудового кодекса Российской Федерации принудительный труд запрещен. Каких-либо договоров гражданско-правового характера, в том числе трудового договора на исполнение обязанностей ликвидатора, для осуществления деятельности по ликвидации указанных предприятий, с ним не имелось и не имеется.

Определением суда, вынесенным в судебном заседании 04.10.2017 в протокольной форме к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Глава Верхнесалдинского городского округа.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивая на заявленных требованиях.

Представитель административного ответчика администрации Верхнесалдинского городского округа Распопова Н.Г.в судебном заседании административный иск не признала, в удовлетворении требований просила отказать, указывая в обоснование своих возражений, что администрация Верхнесалдинского городского округа не имеет полномочий по внесению в ЕГРЮЛ изменений в сведения о ликвидируемом юридическом лице, а так же в состав ликвидационной комиссии. В соответствии с Уставом Верхнесалдинского городского округа полномочием по внесению изменений в состав ликвидационной комиссии обладает глава Верхнесалдинского городского округа. В настоящее время и.о. главы Верхнесалдинского городского округа подписаны постановления о внесении изменений в составы ликвидационных комиссий МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство», МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский», в соответствии с которыми ФИО2 исключен из состава ликвидационных комиссий, председателем комиссий назначен председатель Комитета по управлению имуществом ФИО3 В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а так же с действующим Положением «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий Верхнесалдинского городского округа», утвержденным решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 439 от 23.03.2011 полномочиями по обращению в регистрирующий орган о внесении изменений в ЕГРЮЛ наделена ликвидационная комиссия в лице ее председателя.

Административный ответчик Глава Верхнесалдинского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Комитет по управлению имуществом администрации Верхнесалдинского городского округа в судебное заедание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что Постановлениями администрации Верхнесалдинского городского округа от 27.10.2017 №3146 и № 3147 внесены изменения в Постановление главы Верхнесалдинского городского округа от 20.02.2009 № 111 «О ликвидации МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» и №110 «О ликвидации МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский», а именно, изменены составы ликвидационных комиссий, в том числе исключен из их составов ФИО2 В соответствии с п.2 ст.18 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ уполномоченным представителем комиссии по ликвидации МУП «ЖКХ пос.Басьяновский», в лице ФИО3-председателя комитета по управлению имуществом администрации Верхнесалдинского городского округа будет направлено в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме №Р14002 об исключении ФИО2 из состава ликвидационной комиссии, ликвидатора МУП «ЖКХ пос.Басьяновский». В отношении МУП «БКХ» 04.08.2017 регистрирующим органом принято решение №10772 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, опубликованное в журнале «Вестник государственной регистрации» 09.08.2017. В случае отсутствия заявлений, предъявленных кредиторами и иными лицами, чьи права затрагиваются, по истечению срока подачи таких заявлений, ликвидация МУП «БКХ» будет завершена.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с наличием ходатайств от административного истца, заинтересованного лица о рассмотрении дела в их отсутствие, то, что административный ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, суд признает их явку в судебное заседание необязательной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В соответствии со ст. 18 Федерального Закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона. В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись.

Статьей 9 названного Закона предусмотрено, что при ликвидации юридического лица заявителями могут быть конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица( п.п. «г» п.1.3).

Таким образом, только лицо, наделенное соответствующими полномочиями, вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что ФИО2 состоял в трудовых отношениях с администрацией Верхнесалдинского городского округа с 13.09.2005 по 01.03.2013 занимая должность председателя комитета по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа.

Постановлением главы Верхнесалдинского городского округа от 20.02.2009 № 110 было принято решение о ликвидации МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский», утвержден состав ликвидационной комиссии, ФИО2 как председатель Комитета по управлению имуществом включен в состав комиссии в качестве ее председателя.

Постановлением главы Верхнесалдинского городского округа от 20.02.2009 № 111 было принято решение о ликвидации МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство», утвержден состав ликвидационной комиссии, ФИО2 как председатель Комитета по управлению имуществом так же был включен в состав комиссии в качестве ее председателя.

05.05.2014, 17.11.2015, 02.06.2017 ФИО2 обращался к Главе администрации Верхнесалдинского городского округа с заявлениями об исключении его из состава ликвидационных комиссий в виду прекращения с администрацией трудовых отношений, на которые были даны письменные ответы. Так, в ответе на последнее письмо от 02.06.2017 главой администрации Верхнесалдинского городского округа указано на необходимость оформления акта приемки-передачи документов ликвидационных комиссий Комитету по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа.

Согласно сведений ЕГРЮЛ о МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский» по состоянию на 27.08.2017 и 30.11.2017 соответственно, ФИО2 указан в качестве председателя ликвидационных комиссий как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени данных юридических лиц.

В соответствии с ч.ч.3,4 ст.62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В силу Положения «О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий Верхнесалдинского городского округа», утвержденного решением Думы Верхнесалдинского городского округа от 23.03.2011 №439 решение о ликвидации предприятия принимается главой администрации городского округа и оформляется постановлением главы администрации городского округа. В проекте постановления главы администрации городского округа о ликвидации предприятия указывается поручение Комитету по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа ликвидировать предприятие, состав ликвидационной комиссии, срок проведения работ по ликвидации предприятия, должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением процедуры ликвидации предприятия. После издания постановления главы администрации городского округа о ликвидации предприятия Комитет в трехдневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению ликвидируемым предприятием. Ликвидационная комиссия осуществляет все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, связанные с ликвидацией предприятия( п.п.29,34-39).

В соответствии с Положением об администрации городского округа, являющимся приложением к решению Думы городского округа шестого созыва от 31.08.2017 №565 Глава Верхнесалдинского городского округа возглавляет администрацию и исполняет полномочия главы администрации, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений (п.13, п.п.17 п.16). К полномочиям администрации городского округа в соответствии с Уставом относится учреждение от имени муниципального образования муниципальных учреждений, образовательных организаций, учреждений культуры, их реорганизация и ликвидация в соответствии с решениями главы Верхнесалдинского городского округа(п.51 Положения).

Аналогичное положение содержится в п.2 ст.28 Устава Верхнесалдинского городского округа» в ред.от 16.08.2017, п.43 ст.31 Устава Верхнесалдинского городского округа» в ред. от 05.06.2013,16.08.2017.

В соответствии с Уставом Верхнесалдинского городского округа в ред. от 05.06.2013 глава администрации городского округа принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений (ст.29.1Устава).

Согласно Положению о комитете по управлению имуществом администрации Верхнесалдинского городского округа, являющемуся приложением к Решению Думы Верхнесалдинского городского округа от 31.08.2017 №660 в обязанности Комитета входит управление и распоряжение имуществом Верхнесалдинского городского округа путем участия в создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

Из приведенных выше положений федерального закона, нормативных актов следует, что внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении состава ликвидационной комиссии не относится к компетенции как администрации Верхнесалдинского городского округа, так и главы администрации Верхнесалдинского городского округа, поэтому оснований для признании незаконным бездействия администрации Верхнесалдинского городского округа по невнесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ФИО2 из состава ликвидационной комиссии МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский» не имеется.

Требования о обязании администрации Верхнесалдинского городского округа в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в ЕГРЮЛ по заявлению по форме №Р14002 об исключении ФИО2 из состава ликвидационных комиссий не подлежат удовлетворению, как вытекающие из основных о признании незаконным бездействия администрации Верхнесалдинского городского округа, кроме того, нормами КАС РФ не предусмотрено возложение на административного ответчика конкретных обязанностей.

Кроме того, суд принимает во внимание, что постановлениями и.о. Главы администрации Верхнесалдинского городского округа 27.10.2017 №3146, №3147 внесены изменения в состав ликвидационных комиссий МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский» соответственно, из состава комиссий ФИО2 исключен, председателем комиссии назначена председатель комитета по управлению имуществом администрации Верхнесалдинского городского округа ФИО3

В свою очередь, из вышеуказанных сведений из ЕГРЮЛ, скриншотов с сайта журнала «Вестник государственной регистрации» следует, что регистрирующим органом-Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 04.082017 принято решение №10772 о предстоящем исключении МУП «Басьяновское коммунальное хозяйство» из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в журнале 09.08.2017. 10.11.2017 аналогичное решение за № 22180 принято в отношении МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Басьяновский», опубликованное 15.11.2017.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований к администрации Верхнесалдинского городского округа и главе администрации Верхнесалдинского городского округа.

При этом суд обращает внимание, что данный отказ не препятствует ФИО2 в дальнейшем в случае нарушения его прав и законных интересов обратиться в рамках гражданского судопроизводства с исковыми требованиями об обязании совершить определенные действия к надлежащему ответчику, уполномоченному на обращение в регистрирующие органы с соответствующим заявлением об исключении его из состава ликвидационных комиссий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179, 227,228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхнесалдинский районный суд.

Судья Новосадова О.А.

Мотивированное решение составлено 05 декабря 2017 года.

Судья Новосадова О.А.