РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 г. город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тишковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсонкиной Н.В.,
с участием
помощника прокурора города Донского Тульской области Косинова И.С.,
представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика - председателя территориальной избирательной комиссии города Донского Тульской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1042/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Донского, исполняющей обязанности окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской о регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 от 01.08.2019 № 55-6,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии города Донского Тульской области (далее ТИК г. Донского) об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Донского, исполняющей обязанности окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской, о регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 от 01.08.2019 № 55-6.
В обоснование административного иска указал, что 01.08.2019 ТИК г. Донского Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №2, принято решение № 55-6 о регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2 ФИО4, выдвинутого в порядке самовыдвижения. 31 июля 2019 г. ТИК г. Донского Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №2, также принято решение № 54-7 о его, ФИО1, регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, выдвинутого <данные изъяты>. Считает, что решение ТИК г. Донского Тульской области о регистрации ФИО4 в качестве кандидата Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва № 55-6 от 01.08.2019 является незаконным, нарушает его, ФИО1, избирательные права, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании по следующим основаниям. Ссылаясь на п. 1 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 21 Закона Тульской области от 08.07.2008 №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» указывает, что вышеуказанными нормами документами кандидата, представляемыми в комиссии разных уровней, в общей сложности являются заявление о согласии баллотироваться, копии паспорта и диплома о профессиональном образовании (при его наличии), документов, подтверждающих сведения о месте работе или роде занятий, при наличии: о перемене фамилии, имени, отчества, документы об исполнении депутатских полномочий на непостоянной основе, о партийности. Также в соответствии с вышеуказанной нормой необходимым документом для выдвижения являются сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом отмечает, что п.9 ст. 59 Федерального закона №67-ФЗ указывает, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Закон Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления», в свою очередь, устанавливает: при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, наделенного статусом городского округа, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 29 настоящего Закона (п. 1-1 ст. 18); первый финансовый отчет избирательное объединение, а в случае, предусмотренном частью 1-1 статьи 18 настоящего Закона, - кандидат представляет одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справку об остатке средств фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, заверенную кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения считается представленным при представлении всех указанных документов (п. 2 ст. 31). В соответствии с подпунктом «в» п. 24 ст. 34 №67-Ф3 отсутствие в пакете документов кандидата документа, необходимого к представлению в силу закона, является основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата. Считает, что кандидатом ФИО4 не представлен первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения по причине отсутствия в его составе требуемых законом для регистрации документов, а именно договора специального избирательного счета кандидата, банковской справка по остаткам на счете по состоянию на дату отчета. Полагает, что указанные нарушения должны были явиться для комиссии основанием к отказу в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2. Кроме того, ТИК г. Донского Тульской области при принятии решения о регистрации в качестве кандидата ФИО4 не были учтены иные нарушения, которые также должны были явиться основанием к отказу в регистрации данного кандидата. Так, в частности, представленные ФИО4 в ТИК г. Донского Тульской области финансовый отчет (на 2 листах), учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата (на 3 листах), сведения о размере
и об источниках доходов, имуществе (на 2 листах) в нарушение требований установленной формы не содержат даты, на которую они составлены, а также личной подписи кандидата. С учетом изложенного, ФИО4 по своей сути были сданы лишь формы указанных документов, а не сами документы, оформленные надлежащим образом. Исходя из подтверждений о приеме документов на регистрацию, выданных ТИК г. Донского Тульской области ФИО4, а также из имеющегося в наличии комплекта документов, следует, что ФИО4 в ТИК не был представлен иной обязательный документ: сообщение об изменении сведений о кандидате либо об отсутствии таких изменений. Таким образом, полагает, что ТИК г. Донского при рассмотрении представленного ФИО4 комплекта документов надлежало отказать ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Руководствуясь подпунктом «в» п. 24 ст. 38, п. 6 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статьями 239-244 КАС РФ, просит отменить решение территориальной избирательной комиссии города Донского Тульской области №55-6 от 01.08.2019 «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу №2».
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, в деле имеется от него ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - председатель территориальной избирательной комиссии города Донского Тульской области ФИО3 в судебном заседании полагала, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, пояснив, что ТИК г. Донского была допущена ошибка при регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты, поскольку ФИО4 в ТИК г. Донского не было представлено сообщение об изменении сведений о кандидате в депутаты, также в первом финансовом отчете отсутствовала справка об остатке средств на дату отчета, копия договора специального избирательного счета, и документы, предоставленные в составе первого финансового отчета (сообщение об открытии специального избирательного счета, первый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств) не были подписаны кандидатом в депутаты, что являлось основанием для отказа в регистрации. Указала, что ТИК г. Донского срок извещения кандидата о недостатках пропустило. Отметила, что за объем предоставленных сведений отвечает сам кандидат в депутаты. Данную ошибку ТИК г. Донского заметила после получения указанного административного иска. Кандидат ФИО4 не обязан был представлять на выборах депутатов сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, поскольку в соответствии со ст. 12 Закона Тульской области №1055-ЗТО избирательные округа МО г. Донской образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился о дне, месте и времени рассмотрения дела, согласно телефонограмме, телеграмме, и расписке ФИО4, предоставленной по средствам электронной почты, был извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административного истца и третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора города Донского Тульской области Косинова И.С., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и ч. 2 ст. 32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 1 ст. 17; ч.1 и ч.2 ст. 19).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 8 июля 2008 г. № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».
На основании п. 5 ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Судом установлено, что согласно постановлению избирательной комиссии Тульской области от 02.12.2015 № 159-31 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области», ФИО3 назначена председателем территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области срока полномочий 2015-2020 гг. с ДД.ММ.ГГГГ
12.04.2018 постановлением избирательной комиссии Тульской области № 22-9 на территориальную избирательную комиссию г. Донского Тульской области были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Донской.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской Тульской области шестого созыва от 17.06.2019 № 66-1 назначены выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва на 08.09.2019.
17 июня 2019 г. постановлением территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области № 43-2 на территориальную избирательную комиссию г. Донского Тульской области были возложены полномочия окружных избирательных комиссий округов №№ 1-4 при проведении выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва.
Территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области принято постановление от 31.07.2019 № 54-7 «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2».
ДД.ММ.ГГГГ в 16.55 ч. ФИО4, выдвинутым в порядке самовыдвижения, в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, а именно: заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской по многомандатному избирательному округу №2; копия паспорта, копия трудовой книжки; копия диплома об образовании; копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату, в которых отсутствует дата и подпись кандидата; копия справки УМВД России по Тульской области ИЦ от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты>; о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.
ДД.ММ.ГГГГ в 14.47 ч. ФИО4 в территориальную избирательную комиссию г. Донского были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты собрания депутатов муниципального образования г. Донской по многомандатному избирательному округу № 2, а именно сообщение об открытии специального избирательного счета с указанием его реквизитов, в котором отсутствует дата и подпись кандидата; первый финансовый отчет, в котором отсутствует дата и подпись кандидата; учет поступления и расходования денежных средств, в котором отсутствует дата и подпись кандидата; о чем ему выдано подтверждение получения представленных документов.
Постановлением территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области от 01.08.2019 № 55-6 «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2», ФИО4, выдвинутый кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу № 2, был зарегистрирован (время регистрации 13 часов 15 минут).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в силу положений, установленных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 этого закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены условия выдвижения кандидата, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для его регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же Закона.
Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию следующие избирательные документы: сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, предусмотренные федеральным законом, по форме, установленной федеральным законом. На выборах депутатов, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять сведения, указанные в пункте 4 настоящей части.
Как следует из материалов дела сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, предоставленные в ТИК г. Донского действительно не содержат даты и подписи кандидата, однако как следует из пояснения председателя ТИК г. Донского ФИО3 и ч.2 ст.12 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО данные сведения кандидат не обязан представлять в ТИК г. Донского, поскольку избирательные округа МО г. Донской образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, в связи с чем доводы административного истца и его представителя о том, что необходимым документом для выдвижения являются сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, которые в нарушение установленной формы не содержат даты и личной подписи кандидата ФИО4, суд находит несостоятельными.
На основании п. 1 ст. 18 Закона Тульской области от 08 июля 2008 г. № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, он не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую окружную комиссию, в том числе, сообщение об изменении сведений о кандидате либо об отсутствии таких изменений по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы; сообщение об открытии специального избирательного счета с указанием его реквизитов по форме, установленной избирательной комиссией области, за исключением кандидата, уведомившего избирательную комиссию об отказе от финансирования своей избирательной кампании в соответствии с частью 1 статьи 29 настоящего Закона
Постановлением ТИК г. Донского Тульской области от 17.06.2019 №43-3 на выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования г. Донской шестого созыва утверждена форма сообщения об изменении сведений о кандидате в депутаты.
Из материалов дела следует, что сообщение об изменении сведений о кандидате, либо об отсутствии таких изменений, которое носит заявительный характер и является обязанностью кандидата, в установленные законом сроки в избирательную комиссию от ФИО4 не поступало.
Установленный законом срок для представления указанного сообщения является пресекательным.
При отсутствии данного документа, необходимого для регистрации кандидата, у избирательной комиссии имелись основания для применения положений п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
В пункте 9 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
Как следует из Закона Тульской области от 8 июля 2008 г. № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления»: при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, наделенного статусом городского округа, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 29 настоящего Закона (п.1-1); первый финансовый отчет избирательное объединение, а в случае, предусмотренном частью 1-1 статьи 18 настоящего Закона, - кандидат представляют одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справку об остатке средств фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, заверенную кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения считается представленным при представлении всех указанных документов (п.2 ст. 31).
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 № 58-5 «О порядке и формах учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» утверждены Порядок и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления.
Первый и итоговый финансовые отчеты составляются по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку (п.9 порядка).
Первый финансовый отчет включает в себя следующие документы: 1) сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда по разделам, приведенным в приложении 2 к настоящему Порядку, где в графе «Шифр строки финансового отчета» указывается, в какой строке финансового отчета учтено каждое поступление, возврат, расходование денежных средств избирательного фонда; 2) первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку; 3) справка об остатке средств на специальном избирательном счете на дату первого финансового отчета, выданная подразделением публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации); 4) копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, заверенная кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Первый финансовый отчет считается представленным при представлении всех указанных документов (п.10 порядка).
Согласно п. 14 указанного порядка первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилия и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись указанного лица.
Материалами дела подтверждается, что ФИО4 представил в ТИК г. Донского в составе первого финансового отчета кандидата: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; первый финансовый отчет. Кроме того, ФИО4 было представлено сообщение об открытии специального избирательного счета и его реквизитах. Однако, вышеуказанные документы не содержат даты и подписи кандидата.
Доказательств того, что в составе первого финансового отчета ФИО4 в окружную избирательную комиссию были представлены копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата и справка об остатке средств на счете дату отчета, выданная филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет), как то предусмотрено ч.2 ст. 31 Закона Тульской области от 8 июля 2008 г. № 1055-ЗТО в материалах дела не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО4 не была исполнена установленная законом обязанность по представлению в ТИК г. Донского в составе первого финансового отчета копии договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата и справки об остатке средств фонда на дату отчета, кроме того учитывая, что все представленные документы в составе первого финансового отчета (учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; первый финансовый отчет; сообщение об открытии специального избирательного счета и его реквизитах) не содержат даты и подписи кандидата, в связи с чем его первый финансовый отчет не может считаться представленным.
При таком положении, учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия должна была отказать ФИО4 в регистрации на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно разъяснений в п. 31 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 31.03.2011 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии как принятого в нарушение требования, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Положениями ч. 1 ст. 244 КАС РФ установлено, что суд при наличии нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, а также, проанализировав изложенные сторонами доводы и установленные в ходе рассмотрения административного дела фактические обстоятельства с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что постановление территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области от 01.08.2019 № 55-6 «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2» является незаконным и подлежит отмене, а заявленные требования ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Донского, исполняющей обязанности окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Донской о регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 от 01.08.2019 № 55-6 удовлетворить.
Постановление территориальной избирательной комиссии г. Донского Тульской области от 01.08.2019 № 55-6 «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Донской шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 2» признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Решение в окончательной форме принято 19.08.2019.
Председательствующий М.А. Тишкова