ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1042/20 от 28.01.2020 Видновского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2020 г.

Видновский суд Московской области в составе:

Председательствующего: Гоморевой Е.А.

При секретаре Дерябине Д.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело 2а-1042/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании незаконным решения, возложении обязанности осуществить кадастровый учет изменений земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованиями к Управлению Росреестра о признании незаконным решения /РКФ-450374 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности проведения кадастрового учета изменений земельного участка об установлении вспомогательного вида использования земельного участка дополнительному к основному – обслуживание жилой застройки.

Требования мотивировал тем, что на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:21:0040104:1208, расположенный по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, городское поселение Видное, д. Тарычево, уч. 5, разрешенное использование - объекты розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о местоположении границы содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. На земельном участке находится нежилое здание - многофункциональное торгово-бытовое здание, принадлежащее ему на праве собственности.

Реализуя свое право собственности на данный земельный участок, с целью установления вспомогательного вида использования земельного участка - обслуживание жилой застройки (код 2.7), установленного в территориальной зоне Ж-2Б согласно Правилам землепользования и застройки территории городского поселения Видное, дополнительно к основному виду в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040104:1208, он обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об этом.

По результатам рассмотрения заявления об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению об установлении вспомогательного вида использования земельного участка, им было получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с тем, что выбранный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует установленному виду в соответствующей территориальной зоне, в которой находится его земельный участок. Указанное решение было обжаловано в апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по <адрес>. Решением заседания апелляционной комиссии было отказано в принятии к рассмотрению заявления в связи с тем, что не был представлен с заявлением межевой план. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> было вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Между тем, как следует из ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», межевой план готовится при выполнении кадастровых работ. Однако при установлении вспомогательного вида использования земельного участка кадастровые работы не проводятся.

Полагает, что Управлением Росреестра по <адрес> нарушены его права и законные интересы, связанные с осуществлением права собственника, созданы препятствия к осуществлению прав.

Как следует из выкопировки из карты градостроительного зонирования городского поселения Видное Ленинского муниципального района <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0040104:1208, расположенный по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, городское поселение Видное, д. Тарычево, уч. 5, данный участок находится в границах территориальной зоны Ж-2Б. Согласно Правилам землепользования и застройки территории городского поселения Видное в перечне вспомогательных видов использования земельных участков в указанной территориальной зоне значится обслуживание жилой застройки (код 2.7).

Согласно п.4 ст.37 Градостроительного Кодекса РФ и п.2 ст. 10 Правил землепользования и застройки территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района <адрес>, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

При обращении в администрацию Ленинского муниципального района и Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> с заявлением о разъяснении возможности установления вспомогательного вида использования земельного участка им были получены ответы о возможности осуществления такого изменения.

Учитывая, что государственный реестр объектов недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен принадлежащий ему земельный участок, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для соответствующей территориальной зоны, при проведении кадастрового учета установления вспомогательного вида использования земельного участка государственным регистратором направляется запрос в Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес>.

Между Управлением Росреестра и <адрес> заключено соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является взаимодействие сторон в целях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности <адрес>, повышения эффективности оказания государственных услуг и осуществления государственных функций Росреестра.

Согласно протоколу информационного взаимодействия между Росреестром и <адрес> на запросы органа регистрации Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> подготавливает на официальном бланке и направляет ответы с информацией согласно приложению о нахождении земельного участка в определенной территориальной зоне в соответствии с утвержденными Правилам землепользования и застройки и указанием основных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для данной территориальной зоны (п.3.1 приложения к протоколу информационного взаимодействия). Из вышеуказанного соглашения и протокола следует, что Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> не предоставляет сведения о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка.

Поэтому полагает, что действия ответчика являются незаконными и обратился в суд.

В судебном заседании представитель истца на требовании настаивал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что срок исковой давности не пропущен, поскольку с учетом уточнения истец оспаривает постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как они обратились в суд с требованиями ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика против требований возражал. Представил отзыв, в котором указал, что с учетом того, что государственный реестр объектов недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:21:0040104:1208, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для соответствующей территориальной зоны, государственным регистратором в соответствии со ст. 32 Закона о регистрации был направлен запрос в Мособлархитектуру для получения информации о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040104:1208 к границе территориальной зоны. Кроме того, орган регистрации прав осуществляет изменение вида разрешенного использования только по ответу из Мособлархитектуры, полученного по системе межведомственного взаимодействия.

В соответствии с правилами землепользования и застройки территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района <адрес>, утвержденными решением Совета депутатов Ленинского муниципального района от 27Л2.2017 , земельный участок с кадастровым номером 50:21:0040104:1208 включен в границы территориальной зоны - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2).

В соответствии с полученным ответом из Мособлархитектуры, сведений о вспомогательных видах разрешенного использования в ответе из Мособлархитектуры не содержится.

Таким образом, соответствующие сведения о вспомогательных видах разрешенного использования не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии. В связи с чем, невозможно с достоверностью определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. При кадастровом учете должно быть достоверно установлено фактическое нахождение участка в пределах границ территориальной зоны и внесенных в государственный реестр объектов недвижимости.

В приложенном Мособлархитектурой перечне видов использования земельного участка отсутствует испрашиваемый ФИО1 вспомогательный вид разрешенного использования (обслуживание жилой застройки).

Таким образом, полагает, что все решения приняты Управлением в соответствии с четко установленными требованиями действующего федерального законодательства. Бездействия органа регистрации прав в данном случае не имеется, так как государственным регистратором направлялись соответствующие запросы для последующего внесения в порядке ст. 33 Закона о регистрации сведений в ЕГРН.

Обязанность осуществить государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав возникает у Управления в том случае, когда не будут выявлены основания, препятствующие государственной регистрации и кадастровому учету, которые перечислены в ст.26 Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Поэтому просил в требовании отказать.

Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с такими требованиями.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что в требовании необходимо отказать на основании следующего:

В соответствии со ст.219 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части установления вспомогательного вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, городское поселение Видное, <адрес>, участок .

По результатам рассмотрения указанного заявления государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ было принято решение приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (ранее аналогичное положение содержалось в пункте 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).

Статья 27 Закона о регистрации N 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По результатам рассмотрения указанного заявления, государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, а ДД.ММ.ГГГГ – принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Согласно статье 13 Закона о регистрации внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав иобременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основаниифедерального закона государственной регистрации;

в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных Законом о регистрации случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

в уведомительном порядке - при внесении в установленных Законом о регистрации случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении Правил землепользования и застройки, сведения об описании местоположения границ территориальных зон, а также реквизиты акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны подлежат внесению в государственный реестр объектов недвижимости.

В соответствии с правилами землепользования и застройки территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района <адрес>, утвержденными решением Совета депутатов Ленинского муниципального района от 27Л2.2017 , земельный участок с кадастровым номером 50:21:0040104:1208 включен в границы территориальной зоны - зона застройки с индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2).

В соответствии с полученным ответом из Мособлархитектуры сведений о вспомогательных видах разрешенного использования в ответе из Мособлархитектуры не содержится.

В связи с этим, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что соответствующие сведения о вспомогательных видах разрешенного использования не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии. В связи с чем, невозможно с достоверностью определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. При кадастровом учете должно быть достоверно установлено фактическое нахождение участка в пределах границ территориальной зоны и внесенных в государственный реестр объектов недвижимости.

В приложенном Мособлархитектурой перечне видов использования земельного участка отсутствует испрашиваемый ФИО1 вспомогательный вид разрешенного использования (обслуживание жилой застройки).

В связи с этим, суд соглашается с тем, что все решения приняты Управлением в соответствии с четко установленными требованиями действующего федерального законодательства. Бездействия органа регистрации прав в данном случае не имеется, так как государственным регистратором направлялись соответствующие запросы для последующего внесения в порядке ст. 33 Закона о регистрации сведений в ЕГРН. Поэтому оснований для удовлетворения требований не имеется. При этом суд считает, что срок исковой давности для обращения в суд истцом не нарушен, поскольку он обратился в течение 1 месяца с момента принятия решения.

Руководствуясь ст.ст. 174-175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В требовании ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о признании незаконным решения /РКФ-450374 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности проведения кадастрового учета изменений земельного участка об установлении вспомогательного вида использования земельного участка дополнительному к основному – обслуживание жилой застройки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Видновский суд с момента подготовки мотивированного решения суда.

Судья: Гоморева Е.А.