ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10450/2017 от 25.12.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

2а-818/18

25 декабря 2017 года г. Сыктывкар

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Смирнова А.Г., при секретаре Климовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григорьева А.С. к Администрации МОГО "Сыктывкар" об оспаривании постановления от 8 декабря 2010 года № 12/5370 "Об утверждении нормативов действительной восстановительной стоимости за вырубку (повреждение) зеленых насаждений",

установил:

Никулин А.В., действующий на основании доверенности в интересах Григорьева А.С., обратился в суд с административным иском к Администрации МОГО "Сыктывкар" о признании недействующим Постановления Администрации МОГО "Сыктывкар" от 8 декабря 2010 года № 12/5370 "Об утверждении нормативов действительной восстановительной стоимости за вырубку (повреждение) зеленых насаждений", ссылаясь на отсутствие у Администрации полномочий на принятие названного нормативного акта.

В судебном заседании Григорьев А.С. участия не принял, представитель административный иск поддержал.

Представитель Администрации МОГО "Сыктывкар" с административным иском не согласен.

Прокурор считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Сыктывкарского городского суда от 21 ноября 2016 года Григорьев А.С. освобожден от уголовной ответственности, предусмотренной пунктом "г" части 2 статьи 260 Уголовного кодекса РФ, уголовное дело и уголовное преследование прекращены в связи с примирением сторон.

Названным постановлением в отношении Григорьева А.С. применено постановление Администрации МОГО "Сыктывкар" от 8 декабря 2010 года № 12/5370 "Об утверждении нормативов действительной восстановительной стоимости за вырубку (повреждение) зеленых насаждений".

Названное постановление опубликовано в газете "..." от 6 марта 2017 года № 9/1 и является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормативны восстановительной стоимости, обязательные для неопределенного круга лиц и предназначенные для неоднократного применения при исчислении размера компенсационной выплаты в случаях незаконной рубки (повреждения) зеленых насаждений, рубки (повреждения) зеленых насаждений, оформленной в установленном порядке, а равно при иных случаях, связанных с определением стоимости зеленых насаждений.

Согласно статье 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 года № 273 утверждены соответствующие таксы для исчисления размера причиненного ущерба лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, а также методика исчисления размера вреда.

За уничтожение или повреждение деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям, предусмотрена такса в виде 5-кратного размера затрат, связанных с выращиванием деревьев, кустарников и лиан до возраста уничтоженных или поврежденных дерева, кустарника или лианы, - за каждые уничтоженные или поврежденные дерево, кустарник или лиану.

В силу пункта 13 методики (приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 8 мая 2007 года № 273) при исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

Таким образом, размер ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, определяется на основе нормативов затрат, непосредственно связанных с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти.

В Республике Коми Правительством Республики Коми либо иным органом исполнительной власти Республики Коми названные нормативы затрат не утверждены.

Между тем, согласно статье 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Исходя из системного толкования приведенных норм права в свете принципа неотвратимости ответственности отсутствие нормативно утвержденных затрат не является препятствием для возмещение причиненного ущерба, поскольку последний в этом случае подлежит определению исходя из фактических затрат на восстановление окружающей среды - выращивание деревьев, кустарников и лиан.

Согласно Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории МОГО "Сыктывкар", утвержденных Решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 16 ноября 2010 года № 35/11-600 под компенсационной стоимостью зеленых насаждений понимается стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений. Компенсационная стоимость зеленых насаждений рассчитывается путем применения к показателям действительной восстановительной стоимости различных коэффициентов. В качестве показателя действительной восстановительной стоимости ЗН используются нормативные значения затрат, необходимых для создания и содержания наиболее типичных видов (категорий) ЗН, рассчитанных в текущем уровне цен.

В целях исчисления размера компенсационной стоимости зеленых насаждений при их вырубке (повреждении) на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Постановлением Администрации МОГО "Сыктывкар" от 8 декабря 2010 года № 12/5370 предложено руководствоваться Расчетом укрупненных показателей восстановительной стоимости зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газонов, цветников), разработанным ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве".

Таким образом, приведенные в Постановлении показатели представляют собой нормативы действительной восстановительной стоимости за рубку (повреждение) городских зеленых насаждений, определяемые фактическими затратами, необходимыми для восстановления (выращивания) зеленых насаждений – городских деревьев и кустарников.

Утверждение приведенных показателей осуществлено Администрацией МОГО "Сыктывкар" в отношении городских зеленых насаждений, то есть в отношении муниципальной собственности, а, следовательно, в рамках дискреционных полномочий публичного муниципального собственника.

Принимая во внимание разрешение федерального законодателя в отсутствие нормативно утвержденных затрат определять размер ущерба деревьям, кустарникам исходя из фактических затрат собственника на их восстановление, суд приходит к выводу о соответствии положений Постановления Администрации МОГО "Сыктывкар" от 8 декабря 2010 года № 12/5370 федеральному законодательству в его системном истолковании.

При таких данных в удовлетворении предъявленного административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

В удовлетворении административного иска Григорьева А.С. к Администрации МОГО "Сыктывкар" об оспаривании постановления от 8 декабря 2010 года № 12/5370 "Об утверждении нормативов действительной восстановительной стоимости за вырубку (повреждение) зеленых насаждений" отказать.

Опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Администрации МОГО "Сыктывкар".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий