ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1045/20 от 09.12.2020 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-1045/2020

УИД 43RS0010-01-2020-001975-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вятские Поляны 09 декабря 2020 года

Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Кирилловых О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области к ФИО1 о взыскании недоимки, пени, налоговой санкции по торговому сбору,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила восстановить срок для подачи административного искового заявления о взыскании с неё в доход бюджета недоимку, пени, налоговой санкции по торговому сбору и взыскать за счет имущества с неё в доход бюджета недоимку, пени в, налоговой санкции по торговому сбору в сумме <данные изъяты> руб., в том числе: торговый сбор за 3,4 квартал 2015 года, за 1 квартал 2016 года, за 4 квартал 2018 года, за 1,2 квартал 2019года в сумме <данные изъяты>.; пени за несвоевременную уплату торгового сбора в сумме <данные изъяты>. 39 коп., штраф в сумме <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 поставлена на учет *** в качестве плательщика торгового сбора в ИФНС России №27 по г. Москве. *** ФИО1 снята с учета в качестве плательщика сбора, в связи с принятием соответствующего решения. *** карточка расчетов с бюджетом по торговому сбору была передана из Инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по г. Москве (код налогового органа 7727) в Межрайонную ИФНС России №4 по Кировской области (код налогового органа 4307), в связи с миграцией налогоплательщика. В соответствии со ст. 411 НК РФ признавалась плательщиком торгового сбора на территории муниципального образования города федерального значения Москвы. Законом г. Москвы от 17.12.2014 №62 «О торговом сборе» с 01.07.2015 на территории города Москвы введен торговый сбор.

В соответствии с п.1 ст. 417 НК РФ сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

На основании п. 2 ст. 417 НК РФ уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Периодом обложения сборов признается квартал (ст.414 НК РФ) Налогоплательщиком торговый сбор по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен. За несвоевременную уплату торгового сбора в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме <данные изъяты> руб.

Кроме того решением от *** налогоплательщик привлечен по ч.2 ст. 116 НК РФ за ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее <данные изъяты>, в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ ИФНС России №27 по г. Москве налогоплательщику направлено требование от ***, от ***, от 18.03.20178, от ***, от ***, от ***, от ***.

До настоящего времени сумма налога, пени, штрафа налогоплательщиком добровольно не уплачена.

В установленный законом срок Инспекция Федеральной налоговой службы №27 по г. Москве не предъявила в суд административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 суммы задолженности, ввиду большого объема работы по взысканию недоимки по налогам.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области в судебное заседание не явился, начальник инспекции ФИО2 представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, хотя о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом.

В силу ст. 150 КАС РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность извещать суд о причинах неявки и представлять доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.

Суд, принимая во внимание, что административный ответчик ФИО1 извещена судом о времени и месте судебного заседания заблаговременно, судебное извещение направлено посредством заказного почтового отправления по указанному в административном исковом заявлении адресу, который является местом его регистрации по месту жительства, в материалах дела имеется уведомление о вручении ему повестки на ***, признаёт её извещение о времени и месте слушания дела надлежащим, её явка не признана обязательной.

Определением от *** судьей явка лиц, участвующих в деле, признана не обязательной, на основании части 7 статьи 150 КАС РФ принято решение о переходе к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Ст. 57 Конституции Российской Федерации и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

П. 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

П. 2 ч. 1 ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).

Судом установлено, что ФИО1 поставлена на учет *** в качестве плательщика торгового сбора в ИФНС России №27 по г. Москве. *** ФИО1 снята с учета в качестве плательщика сбора, в связи с принятием соответствующего решения. *** карточка расчетов с бюджетом по торговому сбору была передана из Инспекции Федеральной налоговой службы России №27 по г. Москве (код налогового органа 7727) в Межрайонную ИФНС России №4 по Кировской области (код налогового органа 4307), в связи с миграцией налогоплательщика.

В соответствии со ст. 411 НК РФ ФИО1 признавалась плательщиком торгового сбора на территории муниципального образования города федерального значения Москвы. Законом г. Москвы от 17.12.2014 №62 «О торговом сборе» с 01.07.2015 на территории города Москвы введен торговый сбор.

В соответствии с п.1 ст. 417 НК РФ сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором, начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

На основании п. 2 ст. 417 НК РФ уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Периодом обложения сборов признается квартал (ст.414 НК РФ) Налогоплательщиком торговый сбор по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен, по сроку уплаты *** в сумме <данные изъяты> руб. не уплачен. За несвоевременную уплату торгового сбора в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме <данные изъяты> руб.

Кроме того решением от *** налогоплательщик привлечен по ч.2 ст. 116 НК РФ за ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей, в размере <данные изъяты> руб.В соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ ИФНС России №27 по г. Москве налогоплательщику направлено требование от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***. До настоящего времени сумма налога, пени, штрафа налогоплательщиком добровольно не уплачена. В соответствии с п.2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.В порядке ст. 48 НК РФ Инспекция Федеральной налоговой службы №27 по г. Москве не производилось взыскание в судебном порядке в шестимесячный срок со дня истечения срока, указанного в требовании.В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Частью 2 ст. 48 НК Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ). Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.Как следует из материалов дела, в установленный законом срок Инспекция Федеральной налоговой службы №27 по г. Москве не предъявила в суд административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 суммы задолженности, ввиду большого объема работы по взысканию недоимки по налогам.Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области обратилась в Вятскополянский районный суд согласно штампу входящей корреспонденции суда на административном исковом заявлении <данные изъяты> то есть также с пропуском установленного законом срока.Поскольку начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, то, следовательно, исходя из приведенных норм закона, срок на обращение инспекции в суд с иском к ответчику был пропущен.Доказательств того, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок последним не представлено, материалы дела таких доказательств так же не содержат. Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Межрайонная ИФНС России №4 по Кировской области является юридическим лицом, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом срока, являющегося достаточным. Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. С учетом вышеуказанных положений НК РФ, КАС РФ, срок исполнения последнего требования, срок уплаты которого определен до ***, срок для обращения в суд с соответствующим заявлением начал течь с *** и истек – ***. Поскольку с настоящим иском налоговый орган обратился в районный суд только ***, предусмотренный законом шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных причин. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, однако доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено. Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафа. Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения *** в Вятскополянский районный суд Кировской области с заявлением о взыскании задолженности по торговому сбору с ФИО1 налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанных сумм в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления. В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 290, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области к ФИО1 о восстановлении срока для подачи административного искового заявления о взыскании с неё в доход бюджета недоимки, пени, налоговой санкции по торговому сбору и взыскании за счет имущества с неё в доход бюджета недоимки, пени, налоговой санкции по торговому сбору в сумме <данные изъяты> коп., в том числе: торговый сбор за 3,4 кварталы 2015 года, за 1 квартал 2016 года, за 4 квартал 2018 года, за 1 квартал 2019 года в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату торгового сбора в сумме <данные изъяты> руб., штраф в сумме <данные изъяты> руб., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Кирилловых О.В.