УИД 58RS0028-01-2021-001985-20
№ 2а-1047/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза «13» августа 2021 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.Ю.,
при секретаре Захаровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пензенского района Пензенской области к администрации Засечного сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Засечного сельсовета Пензенского района, выраженного в непринятии мер, направленных на перевод земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в необходимое для его использования назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указывая в обоснование иска, что в ходе проведения прокуратурой Пензенского района проверки соблюдения администрацией Засечного сельсовета земельного законодательства установлено, что на территории сельсовета захоронения граждан осуществляются, в том числе, на кладбище, расположенном в с.Засечное (земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:56). Прокуратурой района с привлечением Межмуниципального отдела по Пензенскому и Мокшанскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 09.04.2021 осуществлен выезд на территорию кладбища с целью определения его границ. По его результатам установлено, что земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:56 относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для устройства кладбища, с неуточненными границами, общей площадью 40 000 кв. м, учтенный 04.04.2011, огорожен частично. В ходе проведенных измерений на указанном земельном участке по фактически расположенным на местности ограждениям, захоронениям определено, что общая площадь участка составила примерно 117 553 кв.м, что не соответствует данным ЕГРН и превышает установленную площадь на 77 553 кв.м. При этом часть кладбища расположена на земельном участке с кадастровым номером 58:24:0375106:239, имеющем уточненные границы, категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – ритуальная деятельность. Еще часть кладбища расположена на земельном участке с кадастровым номером 58:24:037510:24, имеющем уточненные границы, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, часть кладбища расположена на земельном участке общего пользования, находящемся в распоряжении органов местного самоуправления. Фактически названный земельный участок с кадастровым номером 58:24:037510:24 собственником используется не по целевому назначению, так как на нем частично произведены захоронения.
Ссылаясь на нормы законодательства, просит суд признать незаконным бездействие администрации Засечного сельсовета Пензенского района, выраженное в непринятии мер, направленных на перевод земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в необходимое для его использования назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Обязать администрацию Засечного сельсовета Пензенского района принять меры к переводу земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в необходимое для его использования назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. поддержала административное исковое заявление, привела суду объяснения, аналогичные его доводам.
Представитель административного ответчика – администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. На основании письменного заявления глава администрации ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заслушав старшего помощника прокурора Пензенского района Гостеву И.А., изучив материалы дела, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся доказательствам, которые судом признаны достаточными, и пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п. 1 ст. 85 названного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 77 данного кодекса предусмотрено, что Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из положений ч. 1 ст. 78 ЗК РФ следует, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно Уставу Засечного сельсовета (п.20 ч. 1.1 ст.4) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения Засечного сельского поселения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения администрацией Засечного сельсовета земельного законодательства, которой установлено, что на территории сельсовета захоронения граждан осуществляются, в том числе, на кладбище, расположенном в с.Засечное (земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:56). Прокуратурой района с привлечением Межмуниципального отдела по Пензенскому и Мокшанскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 09.04.2021 осуществлен выезд на территорию кладбища с целью определения его границ. По его результатам установлено, что земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:56 относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для устройства кладбища, с неуточненными границами, общей площадью 40 000 кв. м, учтенный 04.04.2011, огорожен частично. В ходе проведения измерений на указанном земельном участке по фактически расположенным на местности ограждениям, захоронениям определено, что общая площадь участка составила примерно 117 553 кв.м, что не соответствует данным ЕГРН и превышает установленную площадь на 77 553 кв.м. При это часть кладбища расположена на земельном участке с кадастровым номером 58:24:0375106:239, имеющем уточненные границы, категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – ритуальная деятельность. Еще часть кладбища расположена на земельном участке с кадастровым номером 58:24:037510:24, имеющем уточненные границы, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, часть кладбища расположена на земельном участке общего пользования, находящемся в распоряжении органов местного самоуправления. Фактически названный земельный участок с кадастровым номером 58:24:037510:24 собственником используется не по целевому назначению, так как на нем частично произведены захоронения.
В этой связи 30.04.2021 прокуратурой района главе администрации внесено представление с целью устранения нарушений земельного законодательства в части перевода земельного участка с кадастровым номером 58:24:037510:24 в иную категории земель.
Согласно ответу администрации Засечного сельсовета на представление прокурора от 28.05.2021 в целях перевода спорного земельного участка в иную категорию земель проводятся следующие мероприятия: заключен договор на разработку проекта санитарно-защитных зон кладбищ, ведется работа по заключению договора на изготовление топографической съемки (планируемый срок заключении договора 01.07.2021). Со специалистами проведена работа по разъяснению действующего законодательства, указано на недопущение впредь подобных нарушений. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ведущий специалист ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответу администрации Засечного сельсовета от 12.08.2021 администрацией принимаются конкретные меры по проведению работ, направленных на перевод земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Указанные работы проводятся в соответствующие сроки согласно законодательству РФ, однако для проведения полной процедуры переоформления земельного участка требуется взаимодействие различных органов власти, имеющее в своем исполнении определенные сроки.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени представление прокурора не исполнено, конкретных мер, направленных на корректировку правоотношений, органом местного самоуправления не принято.
Бездействие администрации и использование земельного участка не по своему целевому назначению может привести к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования прокурора Пензенского района Пензенской области к администрации Засечного сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Засечного сельсовета Пензенского района, выраженного в непринятии мер, направленных на перевод земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в необходимое для его использования назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенского района, выраженное в непринятии мер, направленных на перевод земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в необходимое для его использования назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Обязать администрацию Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры к переводу земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:24 из земель сельскохозяйственного назначения в необходимое для его использования назначение - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
В окончательной форме решение принято 13.08.2021.
Судья -