УИД 37RS0020-01-2022-001306-15
Дело № 2а-1047/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года г. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,
при секретаре Ломоносовой Т.А.,
с участием административного ответчика Нефедова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ивановской области к Нефедову Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №2 по Ивановской области обратилась в Тейковский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит суд взыскать с Нефедова Е.В. задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 11325 руб., пеня за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 года в размере 36,81 руб.; налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 111 руб., пеня за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 года в размере 0,36 руб., а всего взыскать 11473,17 рублей
Требования обоснованы тем, что на находящиеся в собственности Нефедова Е.В. транспортные средства: автомобиль марка/модель: № выпуска, гос.рег.знак № года выпуска, гос.рег.знак № года выпуска, гос.рег.знак №, а также на объект недвижимого имущества – квартиру, площадью ., расположенную по адресу: , начислены транспортный налог и налог на имущество физических лиц.
Нефедову Е.В. направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№. О необходимости уплаты задолженности по налогу Нефедов Е.В. был уведомлен требованием от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени.
Судебным приказом Мирового судьи судебного участка №2 Тейковского судебного района в Ивановской области № 2а-777/2022 от 20.04.2022 года с Нефедова Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области взыскана задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Определением от 17.05.2022 судебный приказ отменен на основании заявления должника о его отмене. До настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №2 по Ивановской области не участвовал, извещен о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Нефедов Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указав, что не является гражданином РФ, а потому платить налоги не обязан. Кроме того, автомобиль № года выпуска, гос.рег.знак № был продан им по договору купли-продажи 09.07.2019 года, однако обязанность по снятию его с учета покупателем выполнена не была, снят с учета автомобиль был им в 2021 году после того как на его имя стали приходить штрафы ГИБДД. В связи с изложенным, считает, что налог, начисленный на этот автомобиль взысканию с него не подлежит.
Изучив доводы административного искового заявления, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле по правилам, установленным статьями 60, 61, 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ, НК РФ).
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статей 19, 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно статье 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 3 пункта 1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3).
В соответствии с положениями статей 400 и 401 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом, жилое помещение (квартиру, комнату), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства или иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса; пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п.п.3,4 ст. 75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно сведений, предоставленных РЭО ГИБДД МО МВД России «Тейковский» Нефедову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежат/принадлежали следующие транспортные средства:
№ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, гос.рег.знак №, период владения с 02.12.2011 по настоящее время;
№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, гос.рег.знак №, период владения с 04.07.2018 по 05.05.2021 года;
№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, гос.рег.знак №, период владения с 15.05.2019 по настоящее время (л.д.34-36).
Согласно выписке из ЕГРН от 20.09.2022 года (л.д. 31), Нефедову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также в период с 07.11.2019 по 12.05.2021 года принадлежал на праве собственности следующий объект недвижимого имущества: квартира, площадью расположенная по адресу: .
Следовательно, Нефедов Е.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Как следует из материалов дела, в целях уплаты налогов налоговым органом административному ответчику направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 9), в котором приведен расчет каждого налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, количества месяцев владения имуществом, указана сумма налога, подлежащая уплате.
Согласно представленным выпискам по лицевому счету по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, административный ответчик Нефедов Е.В. не исполнил обязанность по уплате налогов в сроки, установленные налоговым законодательством.
Доказательств оплаты сумм указанных налогов Нефедовым Е.В. суду не представлено, факт наличия задолженности в судебном заседании им не отрицался.
В связи с тем, что налоги в установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплачены административным ответчиком не были, налоговым органом на недоимки начислены пени, а именно:
- пени по транспортному налогу на недоимку за налоговый период 2020 год в размере 11325 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 36,81 рублей;
- пени по налогу на имущество: на недоимку за налоговый период 2020 год в размере 111 руб. с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 0,36 рублей.
Судом проверен указанный расчет пеней и признан обоснованным, математически верным, составленным в соответствии с действующим законодательством. Ответчик расчет недоимки и пеней не оспаривал, своего расчета не представил.
Из содержания пунктов 1, 2 ст. 69 НК РФ следует, что при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет ему требование об уплате налога, которым извещает налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требованием от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 7) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), Нефедов Е.В. был извещен о наличии задолженности по налогам и пени, и ему был предоставлен срок для погашения просроченной задолженности до 08 февраля 2022 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Тейковского судебного района в Ивановской области № 2а-777/2022 от 20.04.2022 года с Нефедова Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области взыскана задолженность в размере 11473,17 рублей. Определением от 17 мая 2022 года судебный приказ отменен на основании заявления должника о его отмене (л.д. 12).
Обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц на момент рассмотрения дела судом Нефедовым Е.В. не исполнена. Доказательств обратному административный ответчик в нарушение положений ст. 62 КАС Российской Федерации суду не представил. Указанное обстоятельство он не оспаривает.
Исследованные в судебном заседании расчеты налогового органа заверены и не вызывают сомнений в своей достоверности, в связи с чем суд принимает их в качестве обосновывающих размер взыскиваемых сумм.
Довод административного ответчика о том, что он не является плательщиком транспортного налога на автомобиль №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, гос.рег.знак №, в связи с тем, что он продан им по договору купли-продажи 09.07.2019 года (л.д. 47) несостоятелен, основан на неправильном толковании норм материального права.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (Определения Конституционного суда Российской Федерации от 29.09.2011 N 1267-О-О, от 24.12.2012 N 2391-О, от 26.04.2016 N 873-О, от 29.05.2019 N 1441-О).
Таким образом, продажа транспортного средства без снятия с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате налога, поскольку в силу приведенных выше правовых норм признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Административным ответчиком не оспаривается то, что транспортное средство марки №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, гос.рег.знак №, снято им с государственного регистрационного учета только 05.05.2021 г.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворения требования налогового органа о взыскании транспортного налога за указанное выше транспортное средство не имеется.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы, наряду с нормами главы 32 КАС РФ, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Так, в силу ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сроки обращения за взысканием недоимок по налогам, установленные положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и 286 КАС Российской Федерации, налоговым органом соблюдены, равно как и сроки для взыскания пени.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Довод административного ответчика о том, что он не является гражданином РФ, а потому не обязан уплачивать налоги, суд считает несостоятельным, данная позиция выбрана административным ответчиком в качестве способа защиты, не имеет под собой обоснования, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку по смыслу ст. 23 НК РФ административный ответчик, являясь гражданином Российской Федерации, является плательщиком установленных на ее территории налогов и сборов в качестве физического лица; административным ответчиком, имеющим паспорт гражданина РФ, не представлено доказательств тому, что он лишен гражданства РФ. Непризнание административным ответчиком законов Российской Федерации и полномочий налоговых органов не освобождает его от обязанности платить законно установленные налоги.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административные исковые требования удовлетворяются в полном объеме, а административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета, размер которой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ составляет 458 рублей 93 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Ивановской области к Нефедову Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить.
Взыскать с Нефедова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № зарегистрированного по месту жительства по адресу: , в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ивановской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в размере 11325 руб., пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 года в размере 36,81 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 111 руб., пени за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 года в размере 0,36 руб., а всего взыскать 11473 (одиннадцать тысяч четыреста семьдесят три) рубля 17 копеек.
Взыскать с Нефедова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, государственную пошлину в размере 458 рублей 93 копейки в доход бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Димитриенко Т.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 октября 2022 года.