ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1048/19 от 04.03.2019 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-1048/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 марта 2019 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Саматовой,

при секретаре судебного заседания Б.И. Гайнутдинове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки,

установил:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки, мотивируя тем, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту длительного неисполнения Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан требований водоохранного законодательства при установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы федерального водного объекта – реки Урюмка Тетюшского муниципального района Республики Татарстан. С учетом изложенного, административный истец просит обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2021 года провести работы по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы реки Урюмка в границах Республики Татарстан в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ; описать границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Урюмка в пределах Республики Татарстан, её координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; установить на всем протяжении границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Урюмка в пределах Республики Татарстан посредством размещения специальных информационных знаков непосредственно на местности, в натуре, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки Урюмка с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и предоставить в установленным порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Урюмка в пределах Республики Татарстан, включая картографические материалы в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласна в части установления срока до 31 декабря 2021 года, просила продлить срок до 31 декабря 2023 года.

Протокольным определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 февраля 2019 года в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Заинтересованное лицо, Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Росводресурсы) извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо, отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, опросив специалиста, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив фактические обстоятельства дела, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее - установление границ) определен Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 (далее - Правила).

Согласно пунктам 3-6 Правил, установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных натерриториях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.

Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 утвержден прилагаемый примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2006 года № 1893-р утверждено главным распорядителем - государственным заказчиком субсидий, передаваемых из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, и бесхозных гидротехнических сооружений, а также субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

На основании пункта 3.3.8 положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Министерство в сфере охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод на территории Республики Татарстан разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан на рассмотрение проекты законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам контроля за охраной и использованием водных объектов в пределах своей компетенции; осуществляет региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, в том числе за соблюдением водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.

Согласно приказу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 6 июля 2018 года № 662-п утвержден график проведения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, на период 2019-2022 годов. Так, река Урюмка Тетюшского муниципального района Республики Татарстан включена в график 2020 года.

В судебном заседании установлено, что на территории Тетюшского муниципального района Республики Татарстан, расположена река Урюмка, протяженностью 44 километра.

До настоящего времени установление границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного федерального водного объекта Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный водный реестр не представлены и не включены.

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика не оспорены.

Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Таким образом, непринятие мер со стороны Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц в части реализации прав граждан на беспрепятственный доступ к реке Урюмка, являющейся федеральной собственностью.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Из представленного отзыва представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица следует, что в настоящее время Минэкологии готовится пакет документов для защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов бюджетных проектировок на финансирование из средств федерального бюджета по водохозяйственным и водоохранным мероприятиям Республики Татарстан на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 года. 6 марта 2019 года планируется предзащита в Нижнее-Волжском бассейновом водном управлении в городе Волгограде материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. После чего, при положительном раскладе Федеральным агентством водных ресурсов осуществляется выделение субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений на очередной финансовый год (данный этап приходится на конец 2019 года – начало 2020 года). Затем Минэкологией проводится открытый конкурс или аукцион, заключение государственного контракта с выигравшей организацией в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - продолжительность процедуры составляет примерно 41 календарный день. После чего, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» выигравшая аукцион организация в рамках выполнения государственного контракта проводит все необходимые работы по определению местоположения береговой линии (работы могут вестись в течении всего 2020 года). Далее после завершения указанных работ, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы. Минэкологии представляют в месячный срок в бумажном и электронном виде в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного ресурса. В соответствии с пунктом 8 Правил внесения сведений в государственный водный реестр, утвержденных приказом Минприроды РФ от 16 июля 2007 года № 186 «Об утверждении правил внесения сведений в государственный водный реестр», сведения вносятся в реестр уполномоченным органом в 30-дневный срок с даты их поступления в уполномоченный орган. Однако в соответствии с пунктом 9 в отношении сведений, требующих изготовления уполномоченным органом копий, документирования в государственном водном реестре в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, а также объемных, сложных по составу и форматам сведений – срок для внесения в государственный водный реестр может быть увеличен, но не более чем на 90 дней. После внесения сведений в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границ водного объекта), Федеральное агентство водных ресурсов в течении пяти рабочих дней направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документ, содержащий описание местоположения береговой линии для внесения в государственный кадастр недвижимости. Проведение работ по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков осуществляется по той же процедуре, описанной выше.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.

Таким образом, административное исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки удовлетворить.

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2022 года определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы; описать границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, координаты, опорные точки, отобразить границы на картографических материалах реки Урюмка расположенную в Тетюшском муниципальном районе Республики Татарстан; установить на всем протяжении границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков непосредственно на местности, в натуре, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и предоставить в установленным порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки, включая картографические материалы в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Д.И. Саматова