УИД : 50RS0004-01-2020-001327-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации №2а-1048/2020
г. Волоколамск 30 сентября 2020 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
при секретаре судебного заседания Елизаровой С.В.
с участием прокурора Кислицыной Н.В., представителя административного ответчика по доверенности Рыжовой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волоколамского городского прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Волоколамского городского округа <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений,
У с т а н о в и л:
Волоколамский городской прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Волоколамского городского округа <адрес>, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнических сооружений, расположенных на территории Волоколамского городского округа <адрес>: плотина пруда №<адрес> на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда № у д. Теряево на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда на ручье без названия притоке <адрес> в районе д. Зобово; плотина на реке Городня в районе д. Муромцево; плотина на реке Лама в районе д. Ивановское; плотины пруда на <адрес> притоке <адрес> в районе д. Михайловское, обязать администрацию Волоколамского городского округа <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества указанных гидротехнических сооружений,
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Волоколамского городского округа <адрес> имеются указанные бесхозяйные гидротехнические сооружения. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о правах на гидротехнические сооружения отсутствуют, право собственности на указанные объекты не зарегистрировано за иными федеральными, государственными, муниципальными органами. До настоящего времени Администрацией Волоколамского городского округа <адрес> не приняты меры для постановки на учет указанных объектов.
Помощник Волоколамского городского прокурора Кислицына Н.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Волоколамского городского округа <адрес> по доверенности Рыжова М.М. требования не признала, считает, что гидротехнические сооружения не соответствуют признакам именно гидротехнических сооружений и не могут быть самостоятельной недвижимой вещью. Не произведена оценка данных гидротехнических сооружений, в том числе степень износа, конструктивных дефектов объекта, либо заключениями иных органов надзора в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Представитель заинтересованного лица Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной Волоколамской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Волоколамского городского округа <адрес> расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения: плотина пруда №<адрес> на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда № у д. Теряево на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда на ручье без названия притоке <адрес> в районе д. Зобово; плотина на реке Городня в районе д. Муромцево; плотина на реке Лама в районе д. Ивановское; плотины пруда на <адрес> притоке <адрес> в районе д. Михайловское.
Согласно информации представленными филиалом «Мособлводхоз» ФГБВУ «Ценетррегионводхоз» вблизи д.Теряево в районе Иосифо-Волоцкого монастыря протекает ручей без названия приток первого порядка реки Большая сестра, бассейн реки Волга. Протяженность ручья составляет 10 км. На данном ручье гидротехническими сооружениями образованы два мелководных водохранилища № площадью около 10 га, объемом около 180 тыс. м3 и № площадью около 22 га объемом 330 тыс м3. В соответствии с перечнем гидротехнических сооружений министерства экологии и природопользования <адрес> указанные гидротехнические сооружения (плотины) имеют ID 605 449 101-2 и 605 449 101-1 соответственно.
В районе д. Зобово протекает ручей без названия-левый приток первого порядка реки Волошя, бассейн реки Руза, протяженность ручья менее 10 км. На данном ручье гидротехническим сооружением образовано мелководное водохранилище площадью около 8,2 га объемом 150 тыс. м3. В соответствии с перечнем гидротехнических сооружений министерства экологии и природопользования <адрес> указанные гидротехнические сооружения (плотина) имеет ID 605 434 151-1.
В районе д. Муромцево протекает ручей без названия -левый приток первого порядка реки Городня, бассейн реки Волга. Протяженность ручья составляет менее 10 км. На данном ручье гидротехническим сооружение (плотиной) образовано мелководное водохранилище площадью около 1 га объемом около 9 тыс м3. В соответствии с перечнем гидротехнических сооружений министерства экологии и природопользования <адрес> указанные гидротехнические сооружения (плотина) имеет ID 605 101 121-1.
В районе д. Ивановское на реке Лама гидротехническим сооружением (плотиной) образовано мелководное водохранилище. В соответствии с перечнем гидротехнических сооружений министерства экологии и природопользования <адрес> указанные гидротехнические сооружения (плотина) имеет ID 605 101 116-1. Река Лама является правым притоком первого порядка реки Шоша (Шошинский плес Иваньковского водохранилища), бассейн реки Волга. Протяженность реки лама составляет 139 км.
В районе д. Михайловское протекает река Чипера-правый приток первого порядка реки Ятвинка, бассейн реки Волга. Протяженность реки Чипера составляет менее 10 км. На реке Чипера гидротехническим сооружением (плотиной) образовано мелководное хранилище площадью около 25 га, объемом около 610 тыс. м3. В соответствии с перечнем гидротехнических сооружений министерства экологии и природопользования <адрес> указанные гидротехнические сооружения (плотина) имеет ID 605 467 206-1.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные объекты недвижимости отсутствуют.
По сообщению Центрального управления Ростехнадзора в Российский регистр данные гидротехнические сооружения не внесены.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 931 от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
Согласно пункту 5 указанного Приказа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
К вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с положениями статьи 3, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации указанных объектов не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального закона N 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные гидротехнические сооружения расположены в административных границах Волоколамского городского округа <адрес>, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, администрацией не принимаются меры по постановке на учет спорных гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из части 3 статьи 225 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175,176,178,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Волоколамского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волоколамского городского округа <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке учет бесхозяйного недвижимого имущества –гидротехнических сооружений, расположенных на территории Волоколамского городского округа <адрес>: плотина пруда №<адрес> на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда № у д. Теряево на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда на ручье без названия притоке <адрес> в районе д. Зобово; плотина на реке Городня в районе д. Муромцево; плотина на реке Лама в районе д. Ивановское; плотины пруда на <адрес> притоке <адрес> в районе д. Михайловское.
Возложить на администрацию Волоколамского городского округа <адрес> обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на территории Волоколамского городского округа <адрес>: плотина пруда №<адрес> на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда № у д. Теряево на ручье без названия, приток р. Б. Сестры; плотина пруда на ручье без названия притоке <адрес> в районе д. Зобово; плотина на реке Городня в районе д. Муромцево; плотина на реке Лама в районе д. Ивановское; плотины пруда на <адрес> притоке <адрес> в районе д. Михайловское.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем принесения апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья: подпись Е.Н. Коняхина
Решение в окончательной форме изготовлено 1 октября 2020 года.
Копия верна
Судья