ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1048/2021 от 20.05.2021 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0009-01-2021-001417-63

Дело № 2а-1048/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.,

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.

с участием представителя административного истца – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Евпаторийского городского управления Госкомрегистра Республики Крым ФИО3, о признании незаконным отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, и понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Евпаторийского городского управления Госкомрегистра Республики Крым ФИО3, о признании незаконным отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, и понуждении совершить определенные действия.

Свои требования мотивирует тем, что административному истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности принадлежат земельный участок, площадью кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – блокированная жилая застройка. ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом, как собственником земельного участка, с целью дальнейшего использования участка по его целевому назначению, было принято решение о разделе земельного участка на 44 земельных участков. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ. кадастровым инженером ФИО6 составлен межевой план, который вместе с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ., квитанциями об оплате государственной пошлины, истец сдал через МФЦ в ФИО5 для осуществления государственного кадастрового учета новообразованных в результате раздела земельных участков и государственной регистрации его права собственности на них.

Указывает, что уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. государственный регистратор Евпаторийского городского управления Госкомрегистра ФИО3 уведомила истца о приостановлении государственной регистрации, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что в Евпаторийское городское управление Госкомрегистра поступил запрос Федеральной Службы Безопасности РФ, Управления по РК и г. Севастополю с информацией, что в соответствии со ст. 13, 15 Федерального закона № 40 от 03.04.1995г. «О федеральной службе безопасности», ст. 6 Федерального закона № 44 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проводится проверка по факту возможного хищения земельных участков мошенническим способом. Земельный участок с кадастровым номером указан в списке земельных участков, по которым ведется проверка. Государственным регистратором был направлен запрос в ФСБ РФ, Управление по РК и г. Севастополю с целью предоставления сведений от результатах проведения данной проверки, в связи с чем осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылается на то, что указанное уведомление не содержит ни одной ссылки на нормы ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению.

Отметил, что ДД.ММ.ГГГГ. в связи с не устранением в течении срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, а именно не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственному запросу, истцу было отказано в государственной кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы на которые истцом были представлены вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что данный отказ не соответствует положениям Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает его законные права и интересы, поскольку с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. им были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие наличие права на исходный земельный участок и полномочий на его раздел. Данное право собственности на него в установленном законом порядке никем не оспорено, судом не отменено, каких-либо замечаний к межевому плану со стороны государственного регистратора, также исходя из содержания уведомления о приостановлении не имелось. Считает, что отказ в государственном кадастровом учете раздела принадлежащего ему земельного участка, как и регистрации права собственности на новообразуемые участки, является незаконным и нарушает его права на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования – блокированная жилая застройка.

Просит признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учет образующихся земельных участков

Представитель административного истца – ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что нарушение прав истца выразилось в следующем. Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. им было приобретено три земельных участка: кадастровый номер , общей площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - среднеэтажная жилая застройка; кадастровый номер , общей площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - среднеэтажная жилая застройка; кадастровый номер , общей площадью кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - среднеэтажная жилая застройка. Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ истцом были приняты решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером с «среднеэтажная жилая застройка» (код 2.5) на «блокированная жилая застройка» (код 2.3). Впоследствии по земельному участку с кадастровым номером истцом также было принято решение о разделе данного земельного участка на 29 земельных участков, с целью дальнейшего использования участка по его целевому назначению, в связи с чем также через МФЦ им были поданы в ФИО5 следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.; межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.; решение о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.; квитанции от ДД.ММ.ГГГГ (29 шт.).

Вышеуказанное заявление государственным регистратором Евпаторийского городского управления ФИО5 ФИО3 было удовлетворено и земельный участок с кадастровым номером был разделен на 29 земельных участков, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Обратила внимание суда, что по аналогичным земельным участкам и одним и тем же государственным регистратором были приняты разные решения, в частности по земельному участку с кадастровым номером вынесено оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ., чем нарушаются законные права и интересы истца, поскольку он, как собственник, на законных основаниях принял решение о разделе земельного участка с кадастровым номером для его освоения, а его решение не исполняется без законных на то оснований.

Административный ответчик государственный регистратор Евпаторийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республик Крым ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась о слушании дела надлежащим образом, направила в адрес суда письменные возражения. В возражениях указала, что ДД.ММ.ГГГГ. в Госкомрегистр с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с создание (образованием) объектов недвижимости – раздел земельного участка с кадастровым номером на 44 самостоятельных земельных участков обратился ФИО2

Отметила, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что в Евпаторийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым поступил запрос Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, Управления по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ. с информацией, что в соответствии со ст. 13,15 Федерального закона №40 от 03.04.1995г. «О федеральной службе безопасности», ст. 6 Федерального закона №44 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проводится проверка по факту возможного хищения земельных участков мошенническим способом. Земельный участок с КН: указан в списке земельных участков по которым ведется проверка. Государственным регистратором был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации, Управлении по Республике Крым и городу Севастополю, с целью получения информации, имеются ли документы или иные основания препятствующие проведению регистрации и о результатах проведения данной проверки, однако ответ на указанный запрос не поступил.

По результатам проведения правовой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ. по вышеуказанному заявлению Госкомрегистром было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ., по следующим причинам.

Земельный участок с КН был образован из земельного участка с КН , площадью кв.м., сведения о котором внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления ФИО8, решения Евпаторийского городского совета «<данные изъяты>»» от ДД.ММ.ГГГГ. . В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014г. № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков» земельный участок отнесен к категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования не установлен. ДД.ММ.ГГГГ. внесены сведения о границах данного земельного участка на основании заявления администрации города Евпатории Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРН зарегистрировано право собственности ФИО13 на вышеуказанный земельный участок на основании решения Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ. . На основании решения Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок общей площадью кв.м. передан в коллективную собственность сельскохозяйственному предприятию ФИО14. ФИО15 является правопреемником указанного сельскохозяйственного предприятия. ДД.ММ.ГГГГ. на основания заявления на исправление кадастровой ошибки изменена (уменьшена) площадь участка с кв.м на кв.м. ДД.ММ.ГГГГ. путем раздела ЗУ образовано 27 земельных участков с одновременным установлением ВРИ отдельным земельным участкам. Сведения о видах разрешенного использования земельных участков установлены в соответствии с градостроительными регламентами, действовавшими на момент внесения сведений в ЕГРН в пределах границ.

Указала, что ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован переход права собственности с ФИО16 на ФИО4 на два ЗУ: - , площадью: кв.м; - , площадью: кв.м. ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с КН разделен ФИО4 на следующие участки: (среднеэтажная жилая застройка); (среднеэтажная жилая застройка); (среднеэтажная жилая застройка). ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован переход права собственности на основании договора купли-продажи земельных участков от ФИО4 к ФИО2 в отношении ЗУ: , , .. ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован переход права собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ФИО2 к ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ. ЗУ (блокированная жилая застройка) разделен на основании заявления ФИО2 на 29 земельных участков.

Указала, что одним из оснований для приостановления государственного кадастрового учета и регистрации права являлось также то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством Украины должно быть обеспечено строгое соблюдение установленного порядка отвода в натуре земельных участков собственникам земельных долей (паев) в случае их выхода из коллективных сельскохозяйственных предприятий. Деление земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляется после преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия. Деление земель предусматривает определение размера земельного доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия. Право на земельную долю (пай) имеют члены коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива; сельскохозяйственного акционерного общества, в том числе пенсионеры, которые ранее работали в нем и остаются членами указанного предприятия, кооператива, общества, согласно списку, который прилагается к государственному акту на право коллективной собственности на землю. При таких обстоятельствах земли коллективных сельскохозяйственных предприятий должны распределяться между работниками и пенсионерами такого предприятия и не могут передаваться на праве частной собственности вновь сельскохозяйственным предприятиям. Таким образом, наличие государственного акта на право коллективной собственности на земельные участки для ведения товарного производства у сельскохозяйственного предприятия (его правопреемника), не является доказательством надлежащего закрепления права собственности такого сельскохозяйственного предприятия на соответствующие земельные участки. Земельные участки, закрепленные на праве коллективной собственности, в том числе занятые зданиями, сооружениями, остались в общей долевой собственности пайщиков.

Порядок выдела земельных участков в натуре из земель коллективно-долевой собственности установлен ст. 12 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного значения» и только в счет земельных паев в земельном участке коллективной собственности. Согласно ст. 18 Закона № 101-ФЗ документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю.

В соответствии со ст. 12 Закона № 38-ЗРК документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются: сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о праве на наследство; договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные установленном законом порядке; решение суда о признании права на земельную долю (пай); решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальный сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай). При отсутствии указанных документов государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые в порядке выдела в счет земельных долей, не могут быть осуществлены.

Также отметила, что в соответствии с протоколом рабочего совещания Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером проведена ошибочно. Госкомрегистром было принято решение о направлении материалов по осуществлению учетно-регистрационных действий в прокуратуру Республики Крым с целью проведения проверки; направлении информации в администрацию города Евпатория, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для рассмотрения вопроса о проведении претензионно-исковой работы.

Соответствующее письмо направлено Госкомрегистром в адрес главы города Евпатория ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на данное письмо из администрации города Евпатория в Госкомрегистр не поступил. Госкомрегистром направлено повторное письмо в администрацию города Евпатория.

Письмо от ДД.ММ.ГГГГ. направлено Госкомрегистром в адрес прокуратуры Республики Крым. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. прокуратура Республики Крым направила информацию Госкомрегистра в адрес прокуратуры г. Евпатория. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. прокуратура г. Евпатория сообщила в Госкомрегистр о том, что принятие мер прокурорского реагирования является нецелесообразным. Госкомрегистр направил в прокуратуру Республики Крым письмо от ДД.ММ.ГГГГ. с просьбой повторно поручить провести проверку по указанным в информации Госкомрегистра обстоятельствам и принять при необходимости меры прокурорского реагирования в целях защиты прав и законных интересов граждан. Ответ в Госкомрегистр до настоящего времени не поступил. Госкомрегистром направлено повторное письмо в прокуратуру Республики Крым.

Также Госкомрегистр обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением об установлении факта наличия технической ошибки в сведениях ЕГРН в части регистрации права собственности объекта недвижимости с кадастровым номером за ФИО17». Решением Арбитражного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Госкомрегистру отказано в удовлетворении требований. Судом установлено, что в данном случае отсутствует техническая ошибка, имеется спор о праве, подлежащий рассмотрению в исковом порядке, и подобный спор в рамках глав 24, 27 АПК РФ об административном или особом производстве не может быть рассмотрен. Суд указал, что орган государственной регистрации прав не может выступать истцом в защиту имущественных прав иных лиц, в случае, если такие лица считают, что их права нарушены. Решение суда оставлено без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ., кассационным постановлением Арбитражного суда Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Обратила внимание, что часть реестровых дел была изъята Управлением Федеральной службы безопасности по Республики Крым и городу Севастополю ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на запрос Государственного регистратора в ФСБ Российской Федерации, Управления по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ. в Евпаторийское городское управление Госкомрегистра не поступил, в связи с чем государственным регистратором был направлен повторный запрос от ДД.ММ.ГГГГ. . Ответ и на повторный запрос в Госкомрегистр не поступил.

ДД.ММ.ГГГГ. в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, в связи с отсутствием информации о результатах проведенной проверки и не представлением ФСБ Российской Федерации, Управления по Республике Крым и городу Севастополю документов или иных оснований препятствующих проведению государственной регистрации раздела земельного участка было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав.

Считает принятое решение об отказе в государственной регистрации законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

Относительно возложения обязанности, пояснила, что из иска не усматривается каким образом Госкомрегистр препятствует истцу получить государственную услугу по регистрации права собственности на недвижимое имущество. В Законе № 218-ФЗ отсутствует нормы запрещающие лицу обратиться с заявлением о государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, даже после решения Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации, в случае устранения причин препятствующих осуществлению данной регистрации. Судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес лица нарушены либо оспорены. Право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.

Просила в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадасру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает возможным административные исковые требования ФИО2 удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашаются обязанностью государства.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволили бы каждому реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

В силу ч. 1 ст. 19 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ рассмотрение дел о защите лиц, обращающихся за защитой прав, свобод и законных интересов, равных перед законом и судом, должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, гарантом которых должна выступать судебная власть.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и менять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, ст. 40 ЗК РФ также предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица (часть 1 статьи 218).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в том числе особенности рассмотрения требований об оспаривании решений судебного пристава-исполнителя.

Из материалов дела судом установлено, что согласно договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 приобрел у ФИО4 земельные участки: общей площадью кв.м., кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка; общей площадью кв.м., кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка; общей площадью кв.м., кадастровый номер , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка. Право собственности ФИО2 на указанные земельные участки зарегистрировано в Госкомрегистре ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 6-18, 19-20)

Из ответа Администрации г. Евпатории Республик Крым № от ДД.ММ.ГГГГ. на заявление ФИО2 о предоставлении информации о видах разрешенного использования земельного участка с КН , расположенного по адресу: РК, г. Евпатория, площадью кв.м. следует, что согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Евпатория запрашиваемый земельный участок площадью кв.м. расположен в жилой зоне. В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Евпаторийского городского совета от 22.02.2019г. № 1-86/2, с изменениями от 28.02.2020г. № 2-11/1, указанный земельный участок отнесен к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3). Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенные в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) определены ст. 40 Правил. Для земельных участков, расположенных в вышеуказанной зоне Правилами определены предельные допустимые максимальные и минимальные размеры земельных участков, параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства. (л.д. 21-22)

ДД.ММ.ГГГГ. административным истцом, как собственником земельного участка, площадью кв.м., кадастровый номер , принято решение о разделе указанного земельного участка. В связи с чем кадастровым инженером составлен межевой план. (л.д. 23)

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 через МФЦ подал в Госкомрегистр заявление № о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество к которому приложил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ., решение о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и квитанции по оплате госпошлины за каждый объект недвижимости, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 24-25)

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно статье 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона о регистрации.

Пунктом 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).

Пунктом 2 ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10, 12 части 5 настоящей статьи.

В тоже время, согласно ч. 1, 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, истцом с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 08.02.2021г. были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у него права собственности на исходный земельный участок и полномочий на его раздел.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В п. 70 Административного регламента федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерство экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. № 278 указано, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

Из Административного регламента Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09.03.2017г. № П/47 следует, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Закона о регистрации. (п. 132 Административного регламента).

Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ., государственный регистратор уведомил ФИО2 о приостановлении государственной регистрации, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что в Евпаторийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым поступил запрос Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, Управления по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ. с информацией, что в соответствии со ст. 13,15 Федерального закона №40 от 03.04.1995г. «О федеральной службе безопасности», ст. 6 Федерального закона №44 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проводится проверка по факту возможного хищения земельных участков мошенническим способом. Земельный участок с КН: указан в списке земельных участков по которым ведется проверка. Государственным регистратором был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации, Управлении по Республике Крым и городу Севастополю, с целью получения информации, имеются ли документы или иные основания препятствующие проведению регистрации и о результатах проведения данной проверки. Указано, что осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 26)

Статьей 26 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В уведомлении о приостановлении имеется ссылка на п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, согласно которой осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Судом установлено, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации регистратор не приводит оснований, ставящих под сомнение юридическую силу, подлинность и достоверность документов, представленных на государственную регистрацию истцом. Каких-либо иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав из уведомления не усматривается.

Согласно статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что в Евпаторийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым поступил запрос Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации, Управления по Республике Крым и городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ. с информацией, что в соответствии со ст. 13,15 Федерального закона №40 от 03.04.1995г. «О федеральной службе безопасности», ст. 6 Федерального закона №44 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проводится проверка по факту возможного хищения земельных участков мошенническим способом. Земельный участок с КН: указан в списке земельных участков по которым ведется проверка. Государственным регистратором был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральную Службу Безопасности Российской Федерации, Управлении по Республике Крым и городу Севастополю, с целью предоставления информации, о наличии документов или иных оснований препятствующие проведению государственной регистрации, ответы на которые до настоящего время не поступили. Поскольку в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, а именно не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственному запросу, в государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости отказано. (л.д. 27)

Из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос суда следует, что Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений об аресте (запрете) в отношении земельного участка с кадастровым номером . (л.д. 67)

В п. 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 г., разъяснено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может повлечь отказ в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги, кроме случаев, когда соответствующим органом предоставлен ответ об отсутствии у него запрашиваемых сведений.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что по земельному участку с кадастровым номером административным истцом также было принято решение о разделе данного земельного участка на 29 земельных участков, с целью дальнейшего использования участка по его целевому назначению, в связи с чем через МФЦ им были поданы в ФИО5 следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.; межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.; решение о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.; квитанции от ДД.ММ.ГГГГ. (29 шт.), что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 76, 79-80)

Вышеуказанное заявление государственным регистратором Евпаторийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 было удовлетворено и земельный участок с кадастровым номером был разделен на 29 земельных участков, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 77-78, 81-86)

То есть по аналогичным земельным участкам и одним и тем же государственным регистратором были приняты разные решения.

Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ., выраженное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его права по осуществлению полномочий собственника недвижимого имущества.

Что касается требований административного истца в части обязания административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет образующихся земельных участков и государственную регистрацию прав в отношении указанных объектов недвижимости, документы на которые были представлены ФИО2 вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ. суд исходит из следующего.

Из содержания п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца указанные в административном исковом заявлении, а также вывод о незаконности оспариваемого ФИО2 решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета образующихся земельных участков и государственной регистрации прав в отношении указанных объектов недвижимости на основании документов предоставленных ФИО2 с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ., по результатам рассмотрения которого было вынесено решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № 4 от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Евпаторийского городского управления Госкомрегистра Республики Крым ФИО3, о признании незаконным отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, и понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственный кадастровый учет образующихся земельных участков и государственную регистрацию прав в отношении указанных объектов недвижимости, на основании документов, а именно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. № , решения ФИО2 о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., квитанций об оплате государственной пошлины за каждый образуемый земельный участок (44 шт.), которые были представлены ФИО2 вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ., установив срок в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья А.И. Лантратова