ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1049/2021 от 04.05.2021 Шкотовского районного суда (Приморский край)

2а-1049/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 мая 2021 года г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Акмурзиной Ю.А.,

с участием помощника Большекаменского межрайонного прокурора

Налабординой А.В.,

при секретаре Полищук С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Слаутина Дениса Александровича к территориальной избирательной комиссии города Большой Камень об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Большой Камень по многомандатному избирательному округу Слаутина Д.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения»,

У С Т А Н О В И Л:

Слаутин Д.А. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии города Большой Камень об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Большой Камень по многомандатному избирательному округу Слаутина Д.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения», указав в обоснование заявленных требований, что решением Думы городского округа Большой Камень по многомандатным избирательным округам и от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Думы городского круга Большой Камень. ДД.ММ.ГГГГ Слаутин Д.А. представил в территориальную избирательную комиссию города Большой Камень документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Большой Камень по многомандатному избирательному округу . ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Слаутиным Д.А. в территориальную избирательную комиссию города Большой Камень представлены документы, перечисленные в ч. 1 ст. 46 Избирательного кодекса Приморского края, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 14 подписей. Рабочей группой, созданной из числа членов ТИК, работника ее аппарата и привлеченного специалиста эксперта, проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом Слаутиным Д.А. По окончании проверки подписных листов составлен итоговый протокол, согласно которому 14 подписей признаны недействительными, в связи с несоответствием формы подписного листа требованиям, установленным приложением № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в редакции от 20.04.2021). При этом форма подписных листов нарушена, поскольку не указана многомандатность округа , по которому баллотируется кандидат. Полагает, что решением ТИК города Большой Камень нарушены его права как кандидата в депутаты, а также права его избирателей, отдавших свои подписи за его выдвижение кандидатом в депутаты Думы городского округа Большой Камень, так как форма подписных листов, по его мнению, соответствует приложению № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Не указание в подписных листах многомандатности округа, по его мнению, не нарушает Федеральный закон № 67-ФЗ и не вводит в заблуждение избирателей, поскольку не изменяет форму подписного листа из которого понятно в какой представительный орган и по какому округу избирается кандидат. Просит отменить решение территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ м на основании представленных документов в ТИК зарегистрировать Слаутина Д.А. кандидатом в депутаты Думы городского округа Большой Камень по округу .

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Представитель территориальной избирательной комиссии г. Большой Камень ФИО12 административные исковые требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Слаутиным Д.А. были представлены подписные листы, все 14 подписей были признаны недействительными, поскольку форма подписного листа не отвечала требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, а именно в подписных листах не указано наименование избирательного округа. Избирательная комиссия, организующая выборы, утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания правильного наименования избирательного округа.

Председатель территориальной избирательной комиссии г. Большой Камень ФИО13 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Указала, что решением территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования и номера многомандатного избирательного округа на дополнительных выборах депутатов Думы городского округа Большой Камень по многомандатным избирательным округам и , назначенных на ДД.ММ.ГГГГ (приложения ). Указанное решение 4 или 5 марта 2021 года размещено на сайте органов местного самоуправления городского округа Большой Камень в разделе «Территориальная избирательная комиссия» в информационно-телекоммунакационной сети «Интернет». Административный истец документы подал ДД.ММ.ГГГГ, то есть у него был 1 месяц для ознакомления с образцом заполнения подписного листа. Ко всем кандидатам одинаковые требования. Другой кандидат предоставил документы которые отвечают требованиям закона, форма подписных листов была соблюдена, и этот кандидат был зарегистрирован.

Представитель Центральной избирательной комиссии Приморского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав административного истца, председателя территориальной избирательной комиссии г. Большой Камень, представителя территориальной избирательной комиссии г. Большой Камень, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Слаутин Д.А. представил в территориальную избирательную комиссию города Большой Камень документы для выдвижения кандидатом в депутаты Думы городского округа Большого Камня по многомандатному избирательному округу .

Решением Территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Большой Камень, выдвинутого в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу , Слаутину Д.А.

Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения Слаутина Д.А. в суд с настоящим административным иском.

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Как следует из оспариваемого решения, 12 апреля 2021 года кандидатом Слаутиным Д.А. в ТИК представлены документы, перечисленные в ч. 1 ст. 46 Избирательного кодекса Приморского края, необходимые для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 14 подписей.

Рабочей группой, созданной из числа членов ТИК, работника ее аппарата и привлеченного специалиста эксперта, проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом Слаутиным Д.А.

По окончании проверки подписных листов составлен итоговый протокол, согласно которому количество заявленных подписей – 14, количество представленных подписей – 14, количество проверенных подписей избирателей – 14, количество подписей, признанных недействительными – 14, что составляет 100% от общего числа подписей, представленных для регистрации.

Как следует из материалов дела, 14 представленных подписей избирателей признаны недействительными на основании пункта 9 части 11 статьи 47 Избирательного кодекса Приморского края (подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также приложению № 2 к решению территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от 4 апреля 2021 года № 2/19 «Об утверждении образца заполнения подписного листа на дополнительных выборах депутатов Думы городского округа Большой Камень по многомандатным избирательным округам и , назначенных на ДД.ММ.ГГГГ».

Пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными (подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность признания подписей избирателей действительными в случае неточного указания в подписном листе наименования и (или) номера избирательного округа, но только при условии, что эти неточности соответствуют образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Решением территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования и номера многомандатного избирательного округа на дополнительных выборах депутатов Думы городского округа Большой Камень по многомандатным избирательным округам № 6 и № 11, назначенных на 23 мая 2021 года (приложения № 1-2). В приложении № 2 к указанному решению в части наименования избирательного округа указано – по многомандатному избирательному округу .

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В предоставленных кандидатом в депутаты Слаутиным Д.А. подписных листах наименование избирательного округа указано неточно - «округ », тогда как наименование избирательного округа в образце заполнения подписного листа, утвержденного решением территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от 4 марта 2021 года № 2/19, установлено - «многомандатный избирательный округ № ».

Отсутствие в подписном листе правильного указания наименования избирательного округа свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и влечет за собой признание всех подписей избирателей в подписном листе недействительными в силу прямого указания закона.

Сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной Приложением 8 в указанному Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.

Указанное свидетельствует о том, что представленные административным истцом в избирательную комиссию подписные листы для сбора подписей в его поддержку не соответствуют требованиям закона, что влечет недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом подписных листах.

Избирательная комиссия обязана в точности исполнять требования Федеральных законов и Избирательного кодекса Приморского края, предъявляемые к оформлению подписных листов. Кандидату в депутаты не предоставлено право самостоятельного изменения формы подписного листа, в том числе в отношении количества строк в бланке для подписей избирателей.

В связи с тем, что Слаутиным Д.А. не представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей (не менее 10 подписей), территориальная избирательная комиссия г. Большой Камень в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ обоснованно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Думы городского округа Большой Камень.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии города Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Слаутина Дениса Александровича к территориальной избирательной комиссии города Большой Камень об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Большой Камень по многомандатному избирательному округу Слаутина Д.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения» - оставить без удовлетворения.

Дата изготовления мотивированного решения – 05.05.2021.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение пяти дней.

Судья Ю.А. Акмурзина