Дело № 2а- 104/ 2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года р.п. Исса Пензенской области
Иссинский районный суд Пензенской области
председательствующий судья Мурашова Т.А.,
при секретаре Фандо И.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску прокурора Иссинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выраженное в непринятии мер к отведению участков земли для захоронения тел (останков) умерших, расположения стен скорби, для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), расположения крематориев для предания тел (останков) умерших огню, а также иных зданий и сооружений, предназначенных для осуществления погребения умерших, к постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на них,
у с т а н о в и л:
Прокурор Иссинского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, мотивируя следующим.
Прокуратурой района в порядке ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на территории МО «Рабочий поселок Исса» расположены гражданские захоронения (кладбища), на которых продолжают осуществляться захоронения умерших лиц, то есть они действуют: кладбище, расположенное в МО «Рабочий поселок Исса»; кладбище, расположенное в с. Симанки; кладбище, расположенное в с. Костыляй.
Как следует из информации администрации МО «Рабочий поселок Исса» от 25.01.2019 года земельные участки под кладбища в с. Симанки и в с. Костыляй для указанной цели не оформлены в собственность МО «Рабочий поселок Исса», на кадастровый учет не поставлены.
Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами городских поселений указанный вопрос может быть закреплен за городскими поселениями.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории МО «Рабочий поселок Исса», не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей сельских поселений на организацию и благоустройство территории кладбищ.
При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Отсутствие определенных границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает права неограниченного круга лиц. В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, выраженное в непринятии мер к отведению участков земли для захоронения тел (останков) умерших, расположения стен скорби, для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), расположения крематориев для предания тел (останков) умерших огню, а также иных зданий и сооружений, предназначенных для осуществления погребения умерших, к постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на них; обязать администрацию МО «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области в срок до 01 декабря 2019 отвести земельные участки, на которых осуществляются гражданские захоронения (кладбища), расположенные в с. Симанки Иссинского района Пензенской области; кладбище, расположенное в с. Костыляй Иссинского района Пензенской области, для целей расположения мест погребения в соответствии с требованиями п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», поставить данные земельные участки, на которых расположены гражданские захоронения (кладбища), на государственный кадастровый учет, оформить на них право муниципальной собственности.
Прокурор обратился в суд с заявлением о рассмотрении данного административного иска без участия административного истца, просит административный иск удовлетворить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «Рабочий поселок Исса», указав, что административные исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области требований земельного законодательства.
По результатам проведения проверки установлено, что на территории муниципального образования «Рабочий поселок Исса» расположены гражданские захоронения (кладбища), на которых продолжают осуществляться захоронения умерших лиц, то есть они действуют: кладбище, расположенное в с. Симанки; кладбище, расположенное в с. Костыляй. Однако земельные участки под указанными кладбищами для указанных целей не отведены, не оформлены, на кадастровый учет не поставлены, регистрация права собственности на них не производилась.
Непринятия мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Иссинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выраженное в непринятии мер к отведению участков земли для захоронения тел (останков) умерших, расположения стен скорби, для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), расположения крематориев для предания тел (останков) умерших огню, а также иных зданий и сооружений, предназначенных для осуществления погребения умерших, к постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на них, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области, выраженное в непринятии мер к отведению участков земли для захоронения тел (останков) умерших, расположения стен скорби, для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), расположения крематориев для предания тел (останков) умерших огню, а также иных зданий и сооружений, предназначенных для осуществления погребения умерших, к постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на них.
Обязать администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Исса» Иссинского района Пензенской области в срок до 01 декабря 2019 отвести земельные участки, на которых осуществляются гражданские захоронения (кладбища), расположенные в с. Симанки Иссинского района Пензенской области; кладбище, расположенное в с. Костыляй Иссинского района Пензенской области, для целей расположения мест погребения в соответствии с требованиями п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», поставить данные земельные участки, на которых расположены гражданские захоронения (кладбища), на государственный кадастровый учет, оформить на них право муниципальной собственности.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд Пензенской области в апелляционном порядке в течение 15 дней со дня получения копии решения.
Судья Мурашова Т.А.