Дело №2а-104/2019
64RS0002-01-2019-000108-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2019 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кудряшовой Д.И., при секретаре судебного заседания Кучеренко А.А., с участием представителя административного истца – старшего помощника Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
Аткарский межрайонный прокурор обратился Саратовской области в Аткарский городской суд Саратовской области с административным исковым заявлением к Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, в котором просил признать недействующим раздел 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №30 от 19 декабря 2018 года.
В обоснование административных исковых требований указано, что проведенной Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверкой муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области выявлены правовые акты, не соответствующие действующему законодательству. Так, 19 декабря 2018 года Администрацией Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области принято Постановление №30 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов», которое было опубликовано (обнародовано) ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.3 вышеуказанного Постановления оно вступает в силу со дня его опубликования. При проверке соответствия данного правового акта законодательству установлено, что он является незаконным и подлежит изменению и приведению в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям. Согласно п.2 ч.3 ст.19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года №1047. Вместе с тем, разделом 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №30 от 19 декабря 2018 года, установлено, что данные требования распространяются не только на органы местного самоуправления, но и на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, что свидетельствует о том, что данный муниципальный правовой акт принят с превышением компетенции. Согласно пп.«д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенным фактором является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Установление оспариваемым правовым актом правового регулирования в отношении государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами дает возможность для его необоснованного применения, что может повлечь для данных органов возникновение дополнительных обязанностей. На противоречащий закону правовой акт Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, получен положительный ответ, однако Администрацией Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области правовой акт до настоящего времени в соответствие с действующим законодательством не приведен. Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором административный истец просит признать недействующим раздел 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №30 от 19 декабря 2018 года.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецов Н.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области – ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, явка которого не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явился, представил заявление от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании административных исковых требований Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ему разъяснены и понятны (л.д.22, 58, 65, 66).
При таком положении, руководствуясь ст.150 и ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В соответствии с ч.7 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 КАС РФ, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч.8 ст.213 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч.8 ст.213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).
В соответствии с Уставом Ершовское муниципальное образование Аткарского муниципального района Саратовской области является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Аткарского муниципального района Саратовской области. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления местной администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации муниципального образования по вопросам организации работы местной администрации муниципального образования, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами. Правовые акты главы муниципального образования нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера – распоряжениями. Нормативный правовой акт местной администрации муниципального образования обнародуется главой муниципального образования в течение 10 дней со дня их подписания (л.д.40-56).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области утвержден Решением Совета депутатов Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области» (л.д.23-27).
Пункт 2 вышеуказанного Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области предусматривает, что опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляется посредством их доведения до граждан через: а) периодические печатные издания; б) электронные средства массовой информации; в) размещение в установленных местах на территории муниципального образования.
Обнародование муниципального правового акта производится не позднее чем через пять дней после его принятия (п.11 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области).
19 декабря 2018 года Администрацией Ершовского муниципального образования принято Постановление №30 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (л.д.34-45). Данное Постановление №30 от 19 декабря 2018 года было опубликовано (обнародовано) ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно п.2 ч.3 ст.19 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года №1047 утверждены общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, в п.2 которых закреплено, что Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации устанавливают правила определения нормативных затрат соответственно федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.
Вместе с тем разделом 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №30 от 19 декабря 2018 года, установлено, что данные требования распространяются не только на органы местного самоуправления, но и на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Такое правовое регулирование не только не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, но и согласно пп.«д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
До настоящего времени раздел 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №30 от 19 декабря 2018 года, в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, несмотря на принесенный Аткарским межрайонным прокурором Саратовской области на имя главы Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области протест № от ДД.ММ.ГГГГ, не приведен (л.д.12-13, 14).
В этой связи, проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, а раздел 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №30 от 19 декабря 2018 года, признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом в соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района – «Аткарская газета» и на официальном сайте Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу раздел 1 Общих требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, утвержденных Постановлением Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от 19 декабря 2018 года №30.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района – «Аткарская газета» и на официальном сайте Администрации Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Аткарский городской суд Саратовской области.
Председательствующий (подпись) Д.И.Кудряшова