ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-104/2021 от 01.03.2021 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Дело: № 2а-104/2021

Решение

Именем Российской Федерации

1 марта 2021 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи Мицюк С.Ю., при секретаре судебного заседания Скрябине Е.С., с участием представителя административного истца ФИО1 и представителя командира войсковой части ФИО2, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части сержанта ФИО3 об оспаривании действий командира войсковой части , Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и отказом в произведении расчета инвестиционного дохода,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просил суд:

- признать незаконным бездействие командира войсковой части , связанное с не включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ;

- признать незаконными действия федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Росвоенипотека), связанные с не начислением денежных средств на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Росвоенипотеку определить и начислить на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих положенные ему накопительные взносы и инвестиционный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Министерство обороны Российской Федерации довести до Росвоенипотеки дополнительные лимиты бюджетных обязательств, для перечисления на его именной накопительный счет накопительных взносов и суммы инвестиционного дохода, которые были бы ему начислены, в случае своевременного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование изложенных требований в административном иске указано и в судебном заседании представитель административного истца пояснила, что сержант ФИО3 относится к категории военнослужащих, подлежащих включению в реестр участников НИС на основании своего волеизъявления. В период прохождения военной службы в войсковой части он обратился к командиру указанной воинской части с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой включить его в соответствующий реестр. Однако, по не известным ему причинам, он в такой реестр включен не был, а оригинал рапорта был ему возвращен в конце ДД.ММ.ГГГГ года командиром его взвода, при этом причины возврата ему пояснено не было. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ он вновь написал рапорт на имя командира воинской части с просьбой включить его в такой реестр, что было реализовано в ДД.ММ.ГГГГ года. При этом дату, с которой его необходимо включать в такой реестр он в своем рапорте от ДД.ММ.ГГГГ не указывал. На его обращение от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой сообщить ему информацию о том, учтены ли на его именном накопительном счете накопительные взносы и доходы от инвестирования накоплений им получен ответ Росвоенипотеки от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением, что накопительные взносы учитываются на его ИНС только с ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства влекут нарушение его прав на жилищное обеспечение в полном объеме.

Также представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что ФИО3 не позднее ДД.ММ.ГГГГ стало известно о том, что он включен в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ. При этом предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд с требованием об оспаривании бездействия командира войсковой части , связанного с не включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ им пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению. Так, он является лицом юридически не грамотным и ранее ДД.ММ.ГГГГ года у него отсутствовала финансовая возможность обратиться за оказанием ему юридической помощи, в связи с наличием кредитных обязательств и тяжелого материального положения, в том числе, связанного с необходимостью снимать жилое помещение для проживания.

Представитель командира войсковой части Куроленко в судебном заседании требования административного истца не признала и пояснила, что со стороны командования воинской части каких-либо прав административного истца нарушено не было. С рапортом от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр участников НИС административный истец в установленном порядке не обращался. Такой рапорт зарегистрирован не был, а факт нахождения его на руках у ФИО3 свидетельствует о том, что он этот рапорт отозвал. Кроме того, им пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд с настоящим административным иском.

Административный истец, Министерство обороны Российской Федерации и Росвоенипотека, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.

При этом представитель Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 в своих возражениях от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что поскольку ИНС участника НИС открыт только в ДД.ММ.ГГГГ году, то накопительные взносы на его ИНС до этого времени не учитывались и в доверительное управление не передавались, в связи с чем, накопительные взносы за оспариваемый период в доверительном управлении не находились и доход от инвестирования не рассчитывался и не начислялся, а следовательно, этот доход не может быть учтен на ИНС. Действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре, восстановлению подлежат только накопительные взносы имеющие бюджетный источник происхождения. Средства от инвестиционного дохода на ИНС военнослужащего зачисляются не из средств федерального бюджета, а из полученного инвестиционного дохода, начисление такого дохода необходимо производить не из бюджета, а за счет средств, полученных от инвестирования.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав доказательства, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 9 Закона перечислены категории военнослужащих, которые относятся к участникам НИС, при этом в этой норме специально оговорено в каких случаях они могут стать участниками НИС, только изъявив такое желание. Перечень участников НИС определенный в данной норме является исчерпывающим.

Так в соответствии с пунктом п. 4 ч. 1 данной статьи (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

В ч. 2 ст. 9 Закона перечислены основания для включения военнослужащих в реестр участников НИС.

В соответствии с пунктом 4 ч. 2 ст. 9 Закона (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) основанием включения в реестр НИС для сержантов и старшин, солдат и матросов - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.

Аналогичные положения содержатся и в ныне действующей редакции ст. 9 Закона.

Согласно выписке из послужного списка сержант ФИО3 поступил на военную службу по контракту ДД.ММ.ГГГГ. Первый контракт он заключил сроком на 3 года и с ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в связи окончанием срока контракта. ДД.ММ.ГГГГ он вновь поступил на военную службу по контракту в войсковую часть , в которой проходил военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, а с указанной даты по настоящее время проходит военную службу в войсковой части . Данные обстоятельства также подтверждаются копиями соответствующих контрактов о прохождении военной службы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО3 заключил первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона он относится к категории военнослужащих, которые становятся участниками НИС, при наличии в письменной форме обращения о включении в реестр участников. То есть ФИО3 относится к категории военнослужащих включающихся в реестр участников НИС с даты подачи соответствующего рапорта о включении в такой реестр.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан выяснить соблюдены ли сроки обращения в суд.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями частей 1, 5 и 8 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, течение процессуального срока обращения с административным исковым заявлением в суд начинается с даты, следующей за днем, когда лицу, подавшему административное исковое заявление, стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности, а обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на лице, подавшем административное исковое заявление.

Согласно копии уведомления ДЖО о включении в реестр участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец включен в указанный реестр с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ. Регистрационный номер участника .

В судебном заседании представитель административного истца прямо пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 действительно обращался к командиру войсковой части с просьбой о включении в реестр участников НИС. При этом дату, с которой он просил включить его в такой реестр он не указывал.

При этом, как прямо пояснила в судебном заседании представитель административного истца ФИО3 не позднее ДД.ММ.ГГГГ стало известно о том, что он включен в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на вышеприведенные обстоятельства, с административным иском ФИО3 обратился в Московский гарнизонный военный суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии установленного ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте направленном в адрес Московского гарнизонного военного суда.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 пропущен установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании бездействия командира войсковой части , связанного с не включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ. При этом оснований для восстановления этого срока не имеется.

Приходя к указанным выводам, суд также учитывает, что наличие закрепленного ст. 219 КАС РФ срока, в пределах которого гражданин, организация, иное лицо должны определиться с волеизъявлением на обращение в суд с административным исковым заявлением обусловлено необходимостью обеспечить стабильность публичных правоотношений и недопустимостью длительной неопределенности в правовой оценке действий органов государственной власти при осуществлении ими своих властных полномочий. Более того, по смыслу ст. 219 КАС РФ, под временем, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав и свобод, необходимо понимать не время осознания гражданином соответствия действий (бездействия) должностных лиц закону, а время, когда он узнал об этих действиях.

Таким образом, в связи с пропуском административным истцом срока, установленного статьей 219 КАС РФ, с учетом того, что оснований для его восстановления не имеется, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требования ФИО3 о признании незаконным бездействия командира войсковой части , связанного с не включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ.

Что же касается доводов ФИО3 и его представителя о том, что предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением пропущен по уважительной причине, поскольку ФИО3 является лицом юридически не грамотным и ранее ДД.ММ.ГГГГ года у него отсутствовала финансовая возможность обратиться за оказанием ему юридической помощи, в связи с наличием кредитных обязательств и тяжелого материального положения, в том числе, связанного с необходимостью снимать жилое помещение для проживания, то суд признает их необоснованными, поскольку данные обстоятельства в их совокупности, равно как и каждое в отдельности не лишали его возможности своевременно обратиться в суд с настоящим административным иском, как лично, так и через представителя.

Приходя к вышеуказанным выводам, суд также учитывает, что факт надлежащего обращения административного истца с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в реестр участников НИС своего подтверждения в судебном заседании не нашел. Так, согласно выписке из журнала учета служебных документов (полученных рапортов, заявлений) войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ такой рапорт не поступал. Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО5, она такой рапорт никогда не видела и его не принимала.

В связи с вышеизложенным, иные доводы ФИО3 и его представителя в обоснование своей позиции, признаются судом несостоятельными.

Рассматривая требования административного истца, касающееся не начисления денежных средств на его именной накопительный счет участника НИС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Как указывалось выше ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 4 Закона, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.

Согласно п. 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.

Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

Согласно справке отдела по ведению именных накопительных счетов Росвоенипотеки от ДД.ММ.ГГГГ именной накопительный счет ФИО3 открыт ДД.ММ.ГГГГ. Накопления для жилищного обеспечения учитываются на его именном накопительном счете с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе накопительные взносы – с даты возникновения основания для включения в реестр НИС, а инвестиционный доход – с третьего квартала ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на его именном накопительном счете учтены накопления для жилищного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 517 428 руб. 53 коп., в том числе инвестиционный доход в сумме 19 010 руб. 83 коп. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения ему не предоставлялся, денежные средства не выплачивались.

На основании изложенного, с учетом того, что в удовлетворении требования ФИО3 о признании незаконным бездействия командира войсковой части , связанного с не включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ судом отказано, а также с учетом того, что он с ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр участников НИС и ему открыт именной накопительный счет, на котором учитываются накопления с ДД.ММ.ГГГГ, то оснований для удовлетворения его требований о признании незаконными действий Росвоенипотеки, связанных с не начислением денежных средств на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Росвоенипотеку по определению и начислению на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих положенных ему накопительных взносов и инвестиционного дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по доведению до Росвоенипотеки дополнительных лимитов бюджетных обязательств, для перечисления на его именной накопительный счет накопительных взносов и суммы инвестиционного дохода, которые были бы ему начислены, в случае своевременного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

В связи с вышеизложенным, доводы ФИО3 и его представителя в обоснование своей позиции, признаются судом несостоятельными.

Поскольку административное исковое заявление ФИО3 удовлетворению не подлежит, то с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, оснований для возмещения ему судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления сержанта ФИО3 о признании незаконным бездействия командира войсковой части , связанного с не включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с не начислением денежных средств на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» по определению и начислению на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих положенных ему накопительных взносов и инвестиционного дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации по доведению до федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» дополнительных лимитов бюджетных обязательств, для перечисления на его именной накопительный счет накопительных взносов и суммы инвестиционного дохода, которые были бы ему начислены, в случае своевременного включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 12 марта 2021 года.

Председательствующий подпись