Дело № 2а-104/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года с. Садовое
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Пашнанова С.О., при секретаре Манжеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в защиту интересов Российской Федерации, Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании решения и бездействия незаконными, возложении обязанности по совершению действий,
установил:
Прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Сарпинское РМО Республики Калмыкия, муниципальное образование) и ее должностных лиц, в ходе которой выявлено, что главой Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. допущены нарушения законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, несовместимые с его дальнейшим пребыванием в должности.
Так, Н.П.В. представил Главе Республики Калмыкия для участия в конкурсе по отбору на должность главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия недостоверные и неполные сведения о доходах, действующих банковских счетах, а также об имуществе, находящемся в пользовании.
Кроме того, вместе с заявлением об участии в данном конкурсе он представил подложную справку об отсутствии у него судимости.
Также в ходе проверки установлено, что в рамках декларационной кампании ДД.ММ.ГГГГН.П.В. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе проверки установлены и факты использования главой муниципального образования Н.П.В. в неслужебных целях автомобилей администрации.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия (далее – Собрание депутатов) внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокурора Собранием депутатов принято решение №, в котором подтвержден факт нарушений законодательства, допущенных главой администрации Н.П.В., представление прокурора признано обоснованными с применением меры дисциплинарной ответственности в виде замечания за предоставление недостоверных сведений о наличии судимости, недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных в рамках проведения конкурса на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия и в рамках декларационной кампании за ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает, что административным ответчиком при рассмотрении представления прокурора не соблюдена процедура, предусмотренная ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). При этом, привлекая Н.П.В. к дисциплинарной ответственности, Собрание депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия не дало в обжалуемом решении оценки подтвержденному в ходе заседания нарушению, выразившемуся в использовании главой администрации в неслужебных целях служебных транспортных средств.
Кроме того, по сведениям Управления ФСБ России по Республике Калмыкия Н.П.В. допущен к работам и документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, по второй форме. Вместе с тем по факту использования Н.П.В. заведомо подложного документа – справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного дела, в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 327 УК РФ, которое направлено в суд для рассмотрения по существу, что в силу положений ст. 23 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» является основанием для прекращения доступа должностного лица к государственной тайне.
Ссылаясь на положения Закона № 131-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), Устава Сарпинского РМО Республики Калмыкия, полагает, что оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления и его бездействие по инициированию вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ, незаконны. При этом ни положения Закона № 131-ФЗ, ни иного федерального законодательства не предусматривают возможности объявления главе муниципального образования замечания, а равно применения другого дисциплинарного взыскания при наличии установленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, что обусловлено особым правовым статусом и степенью социальной ответственности такого лица перед обществом. Полагает, что бездействие представительного органа местного самоуправления, выраженное в неисполнении антикоррупционного законодательства и устава муниципального образования по решению вопроса о досрочном прекращении полномочий главы муниципального района, нарушает право неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, а также интересы публично-правовых образований. Просит признать решение Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении представления прокурора Сарпинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» незаконным; признать бездействие Собрания депутатов по надлежащему рассмотрению представления прокурора Сарпинского района от ДД.ММ.ГГГГ и непринятию мер по инициированию вопроса об удалении главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи) Н.П.В. в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» незаконным; возложить на Собрание депутатов обязанность отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ и на ближайшем со дня вступления в законную силу решения суда заседании прекратить полномочия главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи) Н.П.В. путем удаления его в отставку.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия С.Н.В. представил письменные возражения, в которых в удовлетворении иска просил отказать, указав, что удаление главы муниципального образования в отставку является правом, а не обязанностью Собрания депутатов. По результатам рассмотрения представления прокурора было принято решение об объявлении главе Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания, поскольку указанные в представлении прокурора нарушения признаны малозначительными и несущественными. Допущенные главой Н.П.В. неточности, ошибки и описки в справках о доходах, поданных в рамках участия в конкурсе на должность главы района и в рамках декларационной кампании ДД.ММ.ГГГГ, не носят умышленного характера и допущены по невнимательности. Указывает, что по факту использования транспортных средств водителю Сарпинского РМО Республики Калмыкия ФИО1 распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ объявлен выговор. По факту представления в конкурсную комиссию по отбору кандидатов на должность главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. подложной справки об отсутствии судимости постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Сарпинского судебного района Республики Калмыкия уголовное дело по ч. 5 ст. 327 УК РФ в отношении Н.П.В. прекращено с применением судебного штрафа.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия Тоглиева Э.В. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия Родина О.В. в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признала, привела доводы, указанные в возражениях на административный иск.
Выслушав объяснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 4.1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В силу ч. 4 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, ст. 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» одной из обязанностей главы муниципального образования как выборного должностного лица местного самоуправления, замещающего муниципальную должность, является представление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В соответствии со ст. 11.1 Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия» граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, представляют Главе Республики Калмыкия сведения о доходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее – члены семьи), полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения муниципальной должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения муниципальной должности (на отчетную дату). Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, представляются отдельно на каждого члена семьи гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия (ахлачи).
ДД.ММ.ГГГГН.П.В. обратился в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия с заявлением об участии в конкурсе, приложив, помимо прочих документов, справку об отсутствии судимости и сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи.
ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия № «Об избрании главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи)» Н.П.В. избран на должность главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия сроком на 5 лет.
В ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности администрации Сарпинского РМО Республики Калмыкия и ее должностных лиц установлены следующие факты нарушения главой Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. требований законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся: в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи при подаче документов для участия в конкурсе на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия и в рамках декларационной кампании за ДД.ММ.ГГГГ; в представлении в рамках проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования подложной справки об отсутствии судимости; в использовании в неслужебных целях служебных транспортных средств.
Так, при подаче документов для участия в конкурсе на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. представлены справки о доходах на себя и членов своей семьи, содержащие недостоверные и неполные сведения о доходах, действующих банковских счетах, а также об имуществе, находящемся в пользовании. В частности, не отражено в справке о доходах супруги имущество, находящееся в ее пользовании – 2 земельных участка площадью 750 000 и 590 000 кв.м, расположенных на территории , приобретенные супругой в ДД.ММ.ГГГГ на праве аренды (договоры о передаче (уступке) прав и обязанностей по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ). В представленных справках о доходах отсутствуют сведения о доходе, полученным им от ООО Агроресурс» в ДД.ММ.ГГГГ в размере руб.; занижен размер дохода, полученного супругой, с руб. до руб.; не указаны сведения о земельном участке, расположенном в , находящемся в пользовании его несовершеннолетних детей; не указаны сведения о банковских счетах (вкладах), открытых у него в Банке ВТБ и в АО «Кредит Европа Банк» у супруги – в ПАО «Сбербанк России» и в АО «Российский сельскохозяйственный банк».
В рамках декларационной кампании за ДД.ММ.ГГГГН.П.В. также представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в частности не отражены: доход, полученный от ООО «Агроресурс» в размере руб.; доход, полученный супругой в виде пособия по временной нетрудоспособности в размере руб.; сведения о банковских счетах (вкладах), открытых у него в Банке ВТБ, у супруги – в АО «Российский Сельскохозяйственный банк», а также сведения о 2 упомянутых арендованных супругой земельных участках.
Проверкой также установлено, что Н.П.В. в числе документов, поданных вместе с заявлением об участии в конкурсе на должность главы муниципального образования, представлена подложная справка органа внутренних дел, не содержащая сведений о факте его осуждения, тогда как приговором Климовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ он был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 222 УК РФ.
При этом по факту использования Н.П.В. заведомо подложного документа (справки об отсутствии судимости) в отношении него ДД.ММ.ГГГГ Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Калмыкия возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 327 УК РФ. Данное уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Кроме того, в ходе проверки установлено использование главой Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. в неслужебных целях, не связанных с решением вопросов местного значения и не подтвержденных отчетной документацией (путевыми листами), закрепленных за ним и иными должностными лицами администрации автомобилей с государственными регистрационными знаками №, №, № при поездках в Республики Калмыкия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Собрания депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием, принять меры по устранению и недопущению впредь отмеченных нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также причин и условий, им способствовавших, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц за допущенные нарушения к установленной законом ответственности.
Оспариваемым решением Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора признано обоснованным, факты, указанные в представлении, приняты к сведению; за представление недостоверных сведений о наличии судимости, недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных в рамках проведения конкурса на замещение должности главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия и в рамках декларационной кампании за ДД.ММ.ГГГГ, к главе Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Вместе с тем представительным органом местного самоуправления при принятии данного решения не приняты во внимание следующие законоположения.
Согласно ч. 4.1 ст. 36, ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования как выборное должностное лицо должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичная норма закреплена и в п. 1 ч. 1 ст. 34 Устава Сарпинского РМО Республики Калмыкия.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что несоблюдение выборным лицом местного самоуправления запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством является основанием для рассмотрения представительным органом вопроса об досрочном прекращении полномочий главы местного самоуправления.
Однако по результатам рассмотрения представления прокурора Собрание депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия в установленном порядке не инициировало вопрос об удалении главы в отставку, чем нарушило принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, установленный п. 4 ст. 3 Закона № 273-ФЗ, применив в отношении выборного должностного лица меру дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Вместе с тем Законом № 131-ФЗ не предусмотрена возможность объявления главе муниципального образования за нарушения антикоррупционного законодательства дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Согласно ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч. 7 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Частью 13 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены: 1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку; 2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение (ч. 14 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (ч. 15 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Как установлено судом, Собрание депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Сарпинского РМО Республики Калмыкия (п. 1 ст. 23 Устава Сарпинского РМО Республики Калмыкия).
Из протокола № закрытой сессии Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом рассмотрения заседания явилось представление прокурора, которое признано обоснованным, и за нарушения законодательства о противодействии коррупции глава администрации Н.П.В. привлечен к мере дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Исходя из системного толкования действующего законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Собрания депутатов о применении к главе Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания по результатам рассмотрения представления прокурора о нарушении законодательства о противодействии коррупции принято с существенными нарушениями установленной законом процедуры принятия такого решения.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ № 1464-0-0 от 02.11.2011 законодательное наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного самоуправления.
Несмотря на то, что в законе прямо указано на необходимость получения мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при принятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, Собрание депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия с обращением, оформленным в соответствии с требованием ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, к Главе Республики Калмыкия не обращалось.
Доводы административного ответчика, изложенные в возражениях на иск, о том, что удаление главы муниципального образования в отставку является правом, а не обязанностью представительного органа местного самоуправления, в связи с чем Собранием депутатов выявленные Н.П.В. нарушения признаны малозначительными и несущественными, суд находит несостоятельными, поскольку не они освобождают от необходимости выполнения указанных требований закона, предусмотренных ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.
Какой-либо иной порядок принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку названный федеральный закон не предусматривает.
При этом обжалуемое решение Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит информации о том, за несоблюдение каких именно ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», главе муниципального образования Н.П.В. было объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания, а не инициирован вопрос об удалении главы в отставку, в связи с чем невозможно проанализировать, выполнялись ли последним данные ограничения, запреты, обязанности и в каком объеме, являются ли допущенные им нарушения существенными и достаточными для принятия решения об инициировании вопроса о его удалении в отставку.
Судом принимается во внимание и то, что на момент принятия оспариваемого решения (ДД.ММ.ГГГГ) и признания Собранием депутатов выявленных нарушений малозначительными, данный орган местного самоуправления информацией о движении и остатке денежных средств на счетах, открытых в кредитных организациях и не отраженных в справках о доходах Н.П.В. и его супруги, не располагал, поскольку представленные административным ответчиком выписки со счетов о движении денежных средств, открытых в АО «Российский Сельскохозяйственный банк» и в Банке ВТБ, датированы ДД.ММ.ГГГГ.
Не содержит иной информации и содержание протокола № закрытой сессии Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, административным ответчиком в нарушение положений ст. 226 КАС РФ не представлено надлежащих доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого решения.
Кроме того, согласно п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ, лицу, замещающему муниципальную должность, запрещено использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
Из распоряжения главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за главой Н.П.В. закреплено транспортное средство Форд «Мондео», 2010 года выпуска, государственный номер №.
Из сообщения Управления ГИБДД МВД по Республике Калмыкия следует, что с использованием специальных технических средств зон контроля, работающих в автоматическом режиме, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено более 90 фактов пересечения зон контроля в и Республики Калмыкия упомянутым автомобилем.
В ходе проверки прокуратурой района установлен факт лишь трех поездок по путевым листам на данном транспортном средстве в указанном направлении.
Вместе с тем данные обстоятельства какой-либо оценки при рассмотрении представления прокурора не получили.
Представленное же административным ответчиком распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому водителю администрации Сарпинского РМО Республики Калмыкия ФИО1 на основании представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ объявлен выговор, не может быть принято во внимание как вынесенное после принятия оспариваемого решения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о признании незаконным бездействия Собрания депутатов по надлежащему рассмотрению представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и непринятию мер по инициированию вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку и о признании незаконным решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ о применении к главе Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. дисциплинарной ответственности в виде замечания являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких данных требования прокурора о возложении на Собрание депутатов обязанности отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ, уже признанное незаконным, является излишними, поскольку данное решение в силу признания его незаконным судом не влечет каких-либо правовых последствий с момента его принятия, за исключением последствий, связанных с его незаконностью.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора об обязании административного ответчика прекратить полномочия главы муниципального образования путем удаления в отставку, суд исходит из следующего.
Как следует из ч. 1 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, решение вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку относится к усмотрению и компетенции представительного органа муниципального образования.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (ст. 12, 18, 46 и 133 Конституции РФ).
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, как было отмечено выше, вопрос удаления главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе и по основанию несоблюдения ограничений и запретов и неисполнения обязанностей, которые установлены Законом № 273-ФЗ.
Следовательно, прокурор фактически ставит на разрешение суда вопрос о прекращении полномочий главы муниципального образования, относящийся к компетенции Собрания депутатов Сарпинского РМО Республики Калмыкия.
Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действенным способом устранения выявленных нарушений будет являться возложение на Собрание депутатов обязанности на ближайшем со дня вступления в законную силу данного решения суда заседании рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Сарпинского РМО Республики Калмыкия Н.П.В. за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ, указанных в представлении прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от 15.10.2021.
Руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия по надлежащему рассмотрению представления прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и непринятию мер по инициированию вопроса об удалении главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи) Н.П.В. в отставку за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Признать незаконным решение Собрания депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О рассмотрении представления прокурора Сарпинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».
Обязать Собрание депутатов Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия на ближайшем со дня вступления в законную силу данного решения суда заседании в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Н.П.В. за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указанных в представлении прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.
В окончательной форме решение принято 09 марта 2022 года.
Председательствующий С.О. Пашнанов