АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «02» февраля 2022 года г. Похвистнево Самарской области Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Борисовой В.В., при секретаре Салиховой Л.А., с участием административного истца Похвистневской межрайонной прокуратуры Самарской области, заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самаркой области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-104/2022 по административному исковому заявлению Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, у с т а н о в и л: Похвистневский межрайонный прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, указав, что Похвистневской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в сети Интернет выявлена страница в социальной сети «ВКонтакте» <адрес> Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь. На указанном сайте в свободном доступе размещена информация о технологиях и способах изготовления напалма, используемого как оружие массового поражения. Указанная информация может использоваться при приготовлении к преступлениям тяжкой и особо тяжкой категорий, в том числе актам терроризма и способствовать увеличению числа жертв и уничтожению имущества граждан при возникновении массовых беспорядков. Размещение на сайте информации побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства. Доступ к информации о способах приготовления химического оружия, в том числе в сети Интернет, фактически создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, в том числе несовершеннолетних. Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет запрещенной. Похвистневской межрайонной прокуратурой приняты все возможные меры для установления владельца интернет-сайта. В информации, размещенной на сайте <адрес> есть сведения о лице разместившим данные материалы, однако установить паспортные данные не предоставляется возможным. Похвистневский межрайонный прокурор Самарской области просил признать информацию, размещенную на <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Принять по административному делу меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной на сайте <адрес> до вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Похвистневского межрайонного прокурора Громова О.А. поддержала административный иск. На основании п. 1 ч.2 ст. 265.2 КАС РФ сведения об административном ответчике не указаны. Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. Заслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему. На основании п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006) информационно телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно п.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Исходя из п.6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму. Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Статьей 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств. Исходя из ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В соответствии с п.2 ч.2 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признаний информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено. Согласно п.3 названной выше статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила). В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено. Размещение на сайте информации побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства. Доступ к информации о способах приготовления взрывных устройств, в том числе в сети Интернет, фактически создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства. Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет запрещенной. Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Похвистневской межрайонной прокуратурой приняты все возможные меры для установления владельца интернет-сайта. В информации, размещенной на сайте <адрес> есть сведения о лице разместившим данные материалы, однако установить паспортные данные не предоставляется возможным. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-реестр). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признаний информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено. Согласно п. 3 названной выше статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила). В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено. Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 3 статьи 17 Закона № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В судебном заседании установлено, что в результате проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства о противодействии терроризму в сети «Интернет» выявлена страничка <адрес>. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет - пользователь. На указанном сайте в свободном доступе размещена информация о технологиях и способах изготовления напалма, используемого как оружие массового поражения. Указанная информация может использоваться при приготовлении к преступлениям тяжкой и особо тяжкой категорий, в том числе актам терроризма и способствовать увеличению числа жертв и уничтожению имущества граждан при возникновении массовых беспорядков. Размещение на сайте информации побуждает неопределенный круг лиц к нарушению законодательства. Доступ к информации о способах приготовления взрывных устройств, в том числе в сети Интернет, фактически создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства. Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет запрещенной. На основании ч.1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Учитывая изложенное, административные исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области удовлетворить в полном объеме. Признать информацию, размещенную на <адрес> формацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной на сайте <адрес> до вступления решения суда в законную силу. Решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Похвистневский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья В.В. Борисова |