ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-104/2022 от 15.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2021-006273-28

2а-104/2022 (2а-4345/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-104/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование заявления указано, что истцу на основании договора дарения от 24.06.2010 принадлежит на праве собственности нежилое здание - гараж площадью 35,5 кв.м с кадастровым номером :633, расположенный по адресу: <адрес>. 15.07.2021 истец обратилась в Администрацию г.о.Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 50 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара № 428 10.08.2021 истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что земельный участок находится в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте градостроительного зонирования действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара, а также во II поясе (пояс ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте. Истец считает, что нахождение земельного участка в границах зоны природных ландшафтов (Р-3) не может расцениваться как препятствие для образования земельного участка под индивидуальным гаражом, так как гараж был построен до утверждения Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 24.06.2001 года №61.

Просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.08.2021 № 428 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебное заседание административный истец и ее представитель по доверенности ФИО2 не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, ранее в судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ФИО3 возражала против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованные лица Администрация г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о.Самара, ООО «Самарские коммунальные системы» представителей не направили, извещены надлежаще.

Департамент градостроительства г.о.Самара представил письменные пояснения, согласно которым полагает требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Из материалов дела следует, что на основании договора дарения от 24.06.2010 административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание -гараж площадью 35,5 кв.м с кадастровым номером :633, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 7, 43-45).

15.07.2021 истец обратилась в Администрацию г.о.Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 50 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, занимаемого указанным гаражом (л.д. 40-42, 46).

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 10.08.2021 № 428 истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпунктов 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подп. 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктов 4, 6 статьи 11.9, подп. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте градостроительного зонирования действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара, а также во II поясе (пояс ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление на допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. п. 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45 "О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" (л.д. 29-30, 32-33).

Градостроительный регламент не предусматривает размещение в указанной зоне отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, (ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара).

Вместе с тем, согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Из решения Октябрьского районного суда г.Самары от 17.02.2010 по делу №2-642/2010, следует, что принадлежащий истцу гараж создан на земельном участка, отведенном для этих целей постановлением Главы г.о.Самара от 27.06.1996 № 842.

Данный гараж возведен в 1999 году, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 43-45).

Сведений о том, что использование объекта капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, материалы дела не содержат.

Поскольку использование гаража и земельного участка началось заведомо до введения в действие градостроительных регламентов, утвержденных Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, несоответствие фактического использования такому регламенту не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.

Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву его нахождения в территориальной зоне природных ландшафтов (Р-3) является необоснованным, противоречит положениям градостроительного и земельного законодательства.

Решение административного ответчика также мотивировано тем, что земельный участок расположен во II поясе (пояс ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (<...>), утв. Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304 (л.д. 29-30, 32-33, 94-95).

Данные обстоятельства подтверждаются также информацией ООО «Самарские коммунальные системы» о том, что испрашиваемый земельный участок попадает в утвержденные границы 2 и 3 пояса зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1. Границы зоны санитарной охраны водозабора НФС-1, утвержденные Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304, нанесены на публичную кадастровую карту Самарской области (л.д. 68).

Сведения о зоне санитарной охраны водозабора НФС-1, в частности о границах второго и третьего пояса охраны водозабора, внесены в ЕГРН под учетными номерами .1169, .819 как зоны с особыми условиями использования территории, с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек таких зон, то есть границы зоны установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН о зоне с особыми условиями территорий (л.д.146-165).

В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Такой федеральный закон в отношении земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.

Таким образом, земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

При указанных обстоятельствах у Департамента управления имуществом г.о.Самара имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Учитывая изложенное, оснований для признания распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.08.2021 № 428 незаконным и возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2021.