___
Дело № 2а-104/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 28 февраля 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Черновалюк М.З. к Ленскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что является собственником земельного участка с целевым назначением «под индивидуальный жилой дом», расположенного по адресу: ____, площадью ___ кв.м.. В соответствии с выпиской из ЕГРН данный земельный участок находится в границах зон затопления, подтопления, т.е. участок отнесен в зонам с особыми условиями использования территорий, на которых запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами. Вид/наименование: Зона затопления на территориях прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), г. Якутск, с. Пригородный, затапливаемых при половодьях и паводках 1% обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет), тип: Иная зона с особыми условиями использования территории, номер: 1, решения: 1. Дата решения: ____, номер решения: №. Дата решения: ____ 3. Дата решения: ____, номер решения: №.
Так, пунктом 2 Приказа Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ____№ «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный» установлено следующее: «Установить ограничения хозяйственной и иной деятельности в зоне затопления 1% обеспеченности (повторяемостью один раз в 100 лет) на территориях, прилегающих к реке Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия), городской округ «город Якутск», п. Пригородный, согласно приложению №2». Пунктом 1 приложения №2 запрещено размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Данный приказ по мнению истца является нормативным правовым актом, адресованным неопределенному кругу лиц, устанавливающий права и обязанности граждан, юридических лиц. Оспариваемый приказ противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не праве издавать нормативные правовые акты, поскольку такие полномочия предоставлены самим федеральным органам исполнительной власти. Оспариваемый приказ не прошел государственную регистрацию и официально не опубликован, а следовательно, не может применяться. В связи с чем, истец просит признать противоречащим федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу и недействующим со дня принятия Приказ Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ____№ «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный».
Истец, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, не явилась. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Бубякин А.В. исковые требования в судебном заседании поддержал в полном объеме и просит удовлетворить. Также дополнил, что нарушена процедура согласования установления зоны затопления.
Представитель административного ответчика – руководитель Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Аргунов П.М. считает исковые требования необоснованными, просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Дьячковская А.А. также считает иск не обоснованным, со стороны Министерства процедура согласования и сроки не нарушены.
Старший помощник прокурора г. Якутска Ушницкий А.С. считает, что порядок согласования не нарушен, приказ издан уполномоченным органом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
С настоящим иском истец обратилась в Верховный суд Республики Саха (Якутия) ____.
Определением от ____ административное дело по данному иску передано по подсудности в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), поскольку оспариваемый приказ Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ____№ «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный» не обладает признаком характеризующим нормативный правовой акт, данный приказ издан территориальным органом Росводресурсы и подлежит рассмотрению в Якутском городском суде.
Данное определение суда сторонами не оспорено, вступило в законную силу.
Согласно ч.4 ст.27 КАС РФ административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от ____ по административному иску Черновалюк М.З, о признании частично недействующими пунктов 3, 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. №360, в исковых требованиях истца было отказано в удовлетворении.
Так, данным решением опровергнуты доводы истца о противоречии пунктов 3, 17 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Также указано, что согласно пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. №360 (далее - Положение), зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Согласно части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. №360 утверждено Положение.
Положение определяет порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.
Зона затопления, подтопления в соответствии с абзацами первым, третьим пункта 3 Положения устанавливается или изменяется решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов), решение оформляется актом.
Пункт 3 Положения соответствует части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пункт 17 Положения определяет действия Федерального агентства водных ресурсов как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов (его территориальных органов), после издания акта об установлении или изменении зон затопления, подтопления, которые предусматривают внесение сведений о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр, направление копии акта в орган местного самоуправления городского округа, поселения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) и другие действия.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют водному законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Судом установлено, что в соответствии с п.1 Положения о Ленском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 г. №66, ответчик является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Анабар, Оленек, Лена, Витим, Олекма, Алдан, Вилюй, Яна, Адыча, Индигирка, Алазея, Колыма, Колымского, Вилюйского водохранилищ и других водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области.
Согласно п.4 раздела II Положения о Ленском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов территориальный орган в установленной сфере деятельности организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности территориального органа (п.4.1.2); осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (п.4.6.1); осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п.4.19).
Приказом Росводресурсов от 16.09.2019 №230 «О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления» в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 «О зонах затопления, подтопления» на руководителей территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов по соответствующим зонам деятельности возложены полномочия по установлению, изменению и прекращению существования зон затопления, подтопления. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется приказом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
Так, ____ руководителем Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов был издан приказ № от ____ «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный».
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом», расположенного по адресу: ____, площадью ___ кв.м.. Земельный участок располагается в пределах установленной вышеуказанной зоны затопления.
В силу вышеуказанных норм руководитель административного ответчика вправе издавать приказ об установлении зон затопления без прохождения процедуры государственной регистрации нормативных правовых актов.
Сам оспариваемый приказ размещен на сайте ответчика
___, ____ внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, ____ оповещен орган местного самоуправления за №, что следует из информации на сайте.
Водный кодекс Российской Федерации под негативным воздействием вод понимает затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты (пункт 16 статьи 1).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ, пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В силу пункта 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 1 части 6 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, тогда как в силу части 7 статьи 67.1 собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.
Процедура согласования зоны затопления на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный, проведена в соответствии с Положением о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №360, что подтверждается представленными документами, в частности государственным контрактом на выполнение работ по установлению границ зон затопления, подтопления на территориях, прилегающих к реке Лена в границах населенных пунктов …. № от ____, Границами зоны на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный, определенными ООО «Гидростройпроект», и документами уполномоченных государственных органов, которые согласовали границы зоны затопления.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого приказа недействующим и противоречащим федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Черновалюк М.З, к Ленскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа № от ____ «Об установлении зоны затопления на территориях, прилегающих к р. Лена в границе населенного пункта Республики Саха (Якутия) городского округа «город Якутск», п. Пригородный», отказать в удовлетворении.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___