УИД 86RS0014-01-2023-001453-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 г. г. Урай
Урайский городской суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Бегининой О.А., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело № 2а-104/2024 по административному исковому заявлению прокурора г. Урай, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещённой к распространению,
установил:
Прокурор г. Урай, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещённой к распространению. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Урая в ходе проведения проверки миграционного законодательства, а также законодательства о противодействии экстремистской деятельности осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/id296661467 установлено наличие информации, направленной на разжигание ненависти и вражды по национальному и религиозному признаку.
Вход на указанную Интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на данных Интернет-страницах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Вместе с тем, распространение информации направленной на разжигание ненависти и вражды по национальному и религиозному признаку, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в силу закона недопустимо.
На основании изложенного, прокурор просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на Интернет-странице https://vk.com/id296661467 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
От заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу поступили письменные объяснения на административное исковое заявление прокурора, обоснованные тем, что при проведении мониторинга информации, размещенной на странице указанного выше сайта, установлено, что указанная страница сайта в сети «Интернет» по состоянию на 27.12.2023 доступна. Руководствуясь статьей 180 КАС РФ, полагают возможным удовлетворить заявленные требования.
Лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, о признании информации запрещенной, и которое подлежит привлечению к участию в деле в качестве административного ответчика, судом не установлено.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Из материалов дела следует, что на странице сайта https://vk.com/id296661467, размещена информация, направленная на разжигание ненависти и вражды по национальному и религиозному признаку. Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в т.ч. в зависимости от возраста либо профессии. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В Реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; ч. 1 ст. 9 - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; ч. 1 ст. 10 – в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; ст. 15 – передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В ч. 6 ст. 10 Закона содержится запрет на размещение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Основаниями для включения в Реестр указанных сведений является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
Судом установлено, что при проверке миграционного законодательства, а также законодательства о противодействии экстремистской деятельности, проведенной прокуратурой г. Урая выявлена страница социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/id296661467 на которой установлено наличие информации, направленной на разжигание ненависти и вражды по национальному и религиозному признаку. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомится с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
Согласно ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
По результатам изучения содержания данного сайта установлено, что на нем размещена информация, направленная на разжигание ненависти и вражды по национальному и расовому признаку.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний.
Статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства – то есть действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
В статье 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нём намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Согласно ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ) под экстремистской деятельностью понимаются, в том числе действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Статья 2 Закона № 114-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия экстремистской деятельности, в число которых также входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций, приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Таким образом, перечисленными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, направленной на разжигание ненависти и вражды по национальному и расовому признаку.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Создание, формирование и ведение реестров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101.
Положениями п. 2 указанных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в силу п. 3 - формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о при знании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
При таких обстоятельствах, в целях предотвращения распространения указанной информации и её использования, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора г.Урая полностью.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Урай, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещённой к распространению, удовлетворить.
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет – на Интернет-странице https://vk.com/id296661467.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО – Югры, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.А. Бегинина