ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1050/19 от 31.01.2019 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Административное дело № 2а-1050/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Новоульяновск, Ульяновская область 31 января 2019 г.

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Лёшиной И.В.

при секретаре Конихиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к автономной некоммерческой организации конно-спортивный клуб «Фаворит» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к автономной некоммерческой организации конно-спортивный клуб «Фаворит» (далее по тесту – АНО КСК «Фаворит») о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что АНО КСК «Фаворит» зарегистрирована ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска (учетный номер 7314050287, порядковый номер 3424).

Начиная с 2016 года, административный ответчик в нарушение ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не предоставляет в уполномоченный орган сведения о своей деятельности, что является основанием для ликвидации данной некоммерческой организации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области просило суд ликвидировать АНО КСК «Фаворит» и исключить его из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца по доверенности – ФИО1 представила заявление с просьбой о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, в порядке ст.150 КАС РФ.

В судебном заседании представитель АНО КСК «Фаворит» в лице его Президента Февралевой Н.Ф. исковые требования признала, не отрицала факта того, что, начиная с 2016 г. данная организация не предоставляет в уполномоченный орган сведения о своей деятельности, поскольку фактически не осуществляет таковую

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст.61 ГК РФ.

Подпунктом 3 п. 3 ст.61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п.4.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Из материалов административного дела следует, что АНО КСК «Фаворит» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.09.2016 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью АНО КСК «Фаворит» установлено, что с 2016 г. организация не предоставляет в уполномоченный орган информацию о своей деятельности, что представителем административного ответчика не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

Как видно из материалов дела, 16.08.2018 г. в адрес организации на основании ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" выносилось предупреждение и административному ответчику предлагалось до 11.10.2018 г. представить информацию о продолжении деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако необходимая информация и сведения о деятельности данной организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в установленный срок не были представлены.

В соответствии с п.10 ст.32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

Установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области для их устранения, не имелось.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, после получения предупреждения о нарушении действующего законодательства меры, направленные на устранение выявленных нарушений, руководителем некоммерческой организации не принимались, отчет о деятельности организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в установленный срок представлен не был.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.01.2019 г. значится, что АНО КСК «Фаворит» 09.01.2019 г. исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

Согласно ч.1 ст.64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Частью 1 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что исключение АНО КСК «Фаворит» из ЕГРЮЛ имело место во внесудебном порядке, по инициативе налогового органа, в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.

Основания, по которым ликвидируется юридическое лицо по решению суда, перечислены в ч.3 ст.61 ГК РФ.

В соответствии с ч.9 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ч.2 ст.64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Исходя из анализа приведенных норм закона следует, что, несмотря на наличие возможности по применению различного порядка для внесения сведений в ЕГРЮЛ о статусе юридического лица (внесудебный либо по решению суда), суд принимает во внимание, что в любом случае итоговый результат фактически одинаковый.

При таких обстоятельствах, а также с учетом имеющейся актуальной записи в ЕГРЮЛ об исключении АНО КСК «Фаворит» как недействующего юридического лица, суд полагает, что правовых оснований для повторного принятия решения о ликвидации данного юридического лица и исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ, не имеется.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к автономной некоммерческой организации конно-спортивный клуб «Фаворит» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца дня со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья И.В.Лёшина

Мотивированное решение составлено 05.02.2019 г.