РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года г. Дербент
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Тагирова Н.Х., при секретаре Насруллаеве Н.К., с участием административных истцов и представителей административных ответчиков ФИО1 и ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 и ФИО7 к Главе Администрации городского округа «город Дербент» ФИО8, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент», Начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО9, Начальнику отдела архитектуры и градостроительной деятельности Администрации городского округа «город Дербент» ФИО10, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО11
- о признании бездействия главы Администрации городского округа "город Дербент" незаконным по факту нарушения сроков принятия решения о проведении публичных слушаний, в соответствии с ч.ч.1, 2 ст.40 ГрК РФ, ст. 17 Устава Муниципального образования городского округа «город Дербент», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 1 февраля 2016 года №24-1, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент», разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7, Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6;
по факту не уведомления его в течение трех дней со дня поступления рекомендаций, подготовленной комиссией землепользования и застройки, решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в соответствии с Федеральным законом ч.9 ст.39 ГрК РФ,
- о признании бездействия начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» незаконным:
по факту не уведомления в течение 1О дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о проведении публичных слушаний, согласно п.31 Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 27.11.2019 №11-6;
по факту неосуществления подготовки документов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», утверждённый постановлением от 17 апреля 2020 года №152 главой Администрации
2
городского округа «город Дербент»;
по факту неосуществления экспозиции проекта, предложенного рассмотрению на публичных слушаниях, в течение всего периода размещения проекта на официальном сайте администрации городского округа «город Дербент», место проведения экспозиции: <адрес изъят> стрелковой дивизии, 8 «г», 3-й этаж, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> главы Администрации городского округа «город Дербент» о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
- о признании действий Заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «<адрес изъят>» ФИО3 незаконными:
по факту отсутствия полномочий для председательствования от имени комиссии по землепользованию и застройке на публичных слушаниях от ДД.ММ.ГГГГ на основании утверждённого постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>главой Администрации городского округа «город Дербент» об утверждении Комиссии по землепользованию и застройке на территории городского округа «город Дербент»;
по факту нарушения состава комиссии в соответствии с утвержденным Положением о Комиссии по землепользованию и застройке, являющей неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>», утвержденные решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
по факту не предоставления проекта, предложенного рассмотрению на публичных слушаниях, а также материалов и документов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по заявлению ФИО4 на имя главы ГО <адрес изъят> от 05.02.2020г. на основании Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- о признании действий Начальника отдела архитектуры и градостроительной деятельности городского округа «<адрес изъят>» ФИО2 незаконными:
по факту нарушения порядка ведения протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
по факту несоответствия протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства аудиозаписи публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ;
- о признании не выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по их заявлению от 05.02.2020г. на земельных участках, находящихся по адресу: <адрес изъят>, с\т «Горка», кадастровый номер земельного участка 05:42:000104:177 площадью 700 кв. м. и кадастровый номер земельного участка 05:42:000104:179 площадью 600 кв. м. незаконным, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
3
- о признании ответа от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>Начальника Управления архитектуры и градостроительства ГО Дербента незаконным, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
- о признании публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, проведенных на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> главы Администрации городского округа «город Дербент» о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства незаконными, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент», разработанные и утвержденные решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- об обязании главы Администрации городского округа "город Дербент" провести публичные слушания, в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 40 ГрК РФ, ст. 17.Устава Муниципального образования городского округа «<адрес изъят>», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент» разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- об обязании начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» уведомить административных истцов о проведении публичных слушаний и устранить допущенные нарушения, согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>» разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «<адрес изъят>» утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- об обязании начальника Отдела архитектуры и градостроительной деятельности городского округа «город Дербент» ФИО10 устранить допущенные нарушения;
- об обязании Заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО11 устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО6 и ФИО7 с учетом внесенных в ходе судебного разбирательства дела изменений и уточнений, обратились в суд с административными исковыми требованиями к Главе Администрации городского округа «<адрес изъят>» ФИО8, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент», Начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» И.А.
4
ФИО9, Начальнику отдела архитектуры и градостроительной деятельности Администрации городского округа «город Дербент» ФИО10, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «<адрес изъят>» ФИО11 с изложенными выше требованиями.
В обоснование своих требований указали, что у ФИО7 на праве собственности имеется земельный участок, находящийся по адресу: <адрес изъят>, с\т «Горка», за кадастровыми номерами земельных участков: 05:42:000104:179 площадью 600 кв. м. и 05:42:000104:177 площадью 700 кв. м., используемые для ведения садоводства.
В целях развития дальнейшей предполагаемой предпринимательской деятельности и руководствуясь ст. 29 ПЗЗ МО ГО "<адрес изъят>" и ст. 40 Градостроительного Кодекса, просила предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, установленных градостроительными регламентами в Правилах землепользования и застройки муниципального образования Городского округа «город Дербент» для земельного участка с кадастровым <номер изъят> и <номер изъят> площадью 700 кв.метров по адресу: <адрес изъят>, с/т «Горка».
Ответ уполномоченного органа местного самоуправления не поступил в установленный срок в соответствии с требованием федерального законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.39 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее ГРК РФ) от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ они, как заинтересованные в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства (далее разрешения на отклонение) направили заявление о намерении в адрес главы МО ГО г. Дербента от ДД.ММ.ГГГГ.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ, с учетом положений статьи 40 ГРК РФ.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания (ст.5.1 ГРК РФ).
На основании ст.17 Устава МО ГО г. Дербента, главой городского округа, могут проводиться публичные слушания, на публичные слушания должны выноситься, в том числе вопросы предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
5
Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> (далее Положение о ПС), установлено:
Организатором публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является комиссия по землепользованию и застройке (ст.32 Положение о ПС).
В течение трех рабочих дней со дня поступления в комиссию заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия уведомляет главу города Дербента о поступившем заявлении для принятия муниципального правового акта о назначении публичных слушаний (ст.31 Положение ПС).
Комиссия в течение 10 дней со дня поступления заявления заинтересованного лица предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства направляет сообщения о проведении публичных слушаний лицам, в отношении которых подготовлены данные проекты (ст.33 Положение о ПС).
Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент» разработаны и утверждены решением Собрания депутатов от 11.09.2012 №20-7 (далее ПЗЗ) установлено:
Комиссия по землепользованию и застройке муниципального образования городского округа «город Дербент» (далее - Комиссия) является постоянно действующим консультативным органом и формируется главой администрации городского округа «город Дербент» для обеспечения реализации настоящих Правил.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, Положением о Комиссии, иными муниципальными правовыми актами.
Деятельность Комиссии обеспечивается органом администрации городского округа «город Дербент», уполномоченным в области градостроительной деятельности (п.1 ст.6 ПЗЗ).
На основании ст.36. Устава МО ГО г. Дербента, администрация городского округа, может создавать свои органы, функции, полномочия, организация и порядок деятельности которых определяются Положениями об органах местной администрации, утверждаемыми Собранием депутатов.
Так на основании Утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес изъят>» (далее Положение о УАИГ) зарегистрированным, как юридическая организация ДД.ММ.ГГГГ, в функции данного Управления входят:
2) организация проведения публичных слушаний и иных мероприятий с участием населения города Дербента по вопросам архитектуры и
6
градостроительства;
9) осуществление подготовки документов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
44) организует, проводит публичные слушания и иные мероприятия с участием жителей города Дербента, в части предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, или об отказе в предоставлении такого разрешения;
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ:
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения, в органы местного самоуправления и их должностным лицам, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ч.1 ст.2 ФЗ-59).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.l ст.9 ФЗ-59).
На основании выше изложенных фактов следует, что, данными действиями нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов, а именно, принятым решением начальника Управления земельных и имущественных отношений созданы препятствия в распоряжении и пользовании собственных земельных участков в соответствии с федеральными законами, а также нарушено право направлять индивидуальные обращения в органы местного самоуправления.
В соответствии с п.7 ч.2 ст. 220 КАС РФ нормативные правые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение действие (бездействие) являются следующие документы:
а) устав муниципального образования городского округа «город Дербент», Принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
в) положение об Управлении архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, зарегистрированное, как юридическая организация ДД.ММ.ГГГГ;
г) правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент» разработаны и утверждены решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
д) положение о Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования городского округа «город Дербент»;
е) положение о порядке подготовки документации по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
В соответствии с п.9 ч.2 ст. 220 КАС РФ подавалась в вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба в прокуратуру г. Дербента от ДД.ММ.ГГГГ по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. По результату ее рассмотрения было
7
вынесено представление об устранении нарушения федерального закона от 26.09.2019 года за №565-2018 и о вынесении представления ему было сообщено ответом из прокуратуры от 27.09.2019 года за №565-2018.
В судебном заседании административный истцы ФИО6 и ФИО7 поддержали административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и пояснили, а именно, в уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме и одно из требований изложенное в исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, - по факту не принятия в течение трех дней со дня поступления рекомендаций, подготовленной комиссией землепользования и застройки, решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, в соответствии с федеральным законом ч.9 ст.39 ГрК РФ. Ими изложены в исковых требованиях все нарушения, допущенные административными ответчиками, своими действиями и бездействием административные ответчики нарушили их права и законные интересы. Просят суд рассмотреть их требования по существу, по закону и обязать ответчиков восстановить их нарушенные права и законные интересы.
Представитель административного ответчика главы Администрации ГО «город Дербент» ФИО8 по доверенности ФИО1 просил суд в удовлетворении административных исковых требований истцов отказать, по основанию, что предмет спора исчерпан, поскольку публичные слушания от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключением были признаны не состоявшимися в связи с отсутствием кворума. Между тем, данные публичные слушания были переназначены, на ДД.ММ.ГГГГ, на который административный истец ФИО6 явился, находился в здании администрации ГО «<адрес изъят>», но участие в публичных слушаниях по заявлению о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не обеспечил, административный истец ФИО7 не явилась на публичные слушания и не приняла участие. Между тем, административные истцы, надлежащим образом были уведомлены о месте и времени предстоящих публичных слушаний (были опубликованы в газете Дербентские новости, а также по телефонограмме - ФИО2).
Представитель административных ответчиков начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» ФИО9, Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО «<адрес изъят>» по доверенности ФИО5 не признал исковые требования, просил отказать в удовлетворении исковых требований административных истцов, указывая на то, что предмет спора исчерпан, поскольку публичные слушания от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключением были признаны не состоявшимися, в связи с отсутствием кворума.
Административные ответчики ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11, надлежаще извещенные судом, в судебное заседание не
8
явились, просили рассмотреть дело без их участия, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав административных истцов и представителей административных ответчиков ФИО1 и ФИО5, изучив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, при этом как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 ГК РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого
9
действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии ст. 10 Федерального закона <номер изъят> от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ) 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и
10
застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации направлен: на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентов для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10 %.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Так, из материалов дела усматривается, что ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок за кадастровыми <номер изъят>, площадью 600 кв.метров и земельный участок за кадастровым <номер изъят>, площадью 700 кв.м., для ведения садоводства. В целях развития предпринимательской деятельности, ФИО7 обратилась на имя главы администрации ГО «город Дербент» ФИО8 о предоставлении ей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, при минимальном отступе от границ земельных участков в целях определения допустимого размещения
11
строения, то есть 0 метров. Конфигурация земельного участка, инженерно-геологических или иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки. Угол наклона рельефа превышает 45 градусов.
Таким образом, заинтересованное лицо в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в установленном порядке.
В рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением первого заместителя главы администрации городского округа «город Дербент» ФИО14 издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков», где под <номер изъят>.1 поставлено обращение ФИО7 на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках с кадастровыми №<номер изъят> и <номер изъят> расположенных по адресу: РД, <адрес изъят>, с/т «Горка» в территориальной зоне Р-2 «Зона охраняемого ландшафта», в части минимального отступа от границ земельного участка до 0 м., которые назначены на 14 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ
Так, из заключения комиссии по землепользованию и застройке на территории ГО «город Дербент» следует, что публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, назначенные Постановлением Главы администрации ГО «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 00 мин., не состоявшимся, в связи с отсутствием кворума.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных
12
организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Между тем, информирование общественности и других участников публикуется в официальных изданиях, в официальных изданиях органов местного самоуправления, на территории которых проводятся публичные слушания.
Таким образом, анализ вышеуказанного нормативного правового регулирования свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных обсуждений посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера. При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений. Основное бремя по проведению общественных обсуждений намечаемой деятельности по проекту вышеуказанным законодательством возложено на заказчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение требований действующего законодательства, первым заместителем главы администрации ГО «город Дербент ФИО13 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «Об утверждении комиссии по землепользованию и застройке на территории ГО «город Дербент» и постановление от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков», то есть на МО возложена обязанность по организации и проведению публичных слушаний.
Между тем, сообщение о проведении общественных обсуждений (слушаний) было официально опубликовано в средстве массовой информации, а именно в газете «Дербентские новости» и размещено в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, доводы административных истцов о том, что главой администрации не было принято решение по организации проведения публичных слушаний и не уведомления о дате, времени и месте проведения общественных обсуждений заблаговременно, опровергаются материалами дела, в том числе исследованными судом публикациями вышеназванной газеты. То обстоятельство, что истцы не были ознакомлены о времени и месте проведения публичных слушаний не может говорить о нарушении их прав, поскольку при проявлении должной заинтересованности истцы имели возможность узнать о дате, времени и месте проведения общественных слушаний.
13
Между тем, суд также критично относится к доводам административных истцов о том, что о признании не выдачи на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, так как заключением комиссии, публичные слушания, назначенные на ДД.ММ.ГГГГ, признаны не состоявшимися, в связи с отсутствием кворума.
Как указал в своих пояснениях в судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 в связи с признанием публичных слушаний, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации <адрес изъят><номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по обращениям граждан были отложены на ДД.ММ.ГГГГ Также, в судебном заседании было установлено и не опровергалось административным истцом ФИО4, что на слушания, назначенные на ДД.ММ.ГГГГ, он явился в администрацию ГО «город Дербент», но не изъявил желание принять участие на данных слушаниях. Административный истец ФИО7 не явилась на слушания, на ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, приходит к выводу о злоупотреблении правом истцами в реализации своих прав, поскольку административным ответчиком приняты меры по организации публичных слушаний и реализации предусмотренные законом права граждан на получение государственных и муниципальных услуг.
Также, физическое и юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО7 на праве собственности принадлежит земельные участки за кадастровыми номерами <номер изъят> кв.м., расположенные по адресу: РД, <адрес изъят>, с/т «Горка», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости. Указанные земельные участки приобретены при совместной жизни истцов, и они оба считают себя собственниками указанных земельных участков в равных долях и соответственно административными истцами.
Кроме того, при вынесении решения суд полагает необходимым отметить следующее.
Общественные обсуждение (публичные слушания) являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие, которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо
14
принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Заключение о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний) по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Таким образом, по убеждению суда, оспариваемые истцами действия по организации общественных обсуждений, не порождает каких-либо прав и обязанностей административных истцов, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает их права и законные интересы.
Применительно к административным истцам соблюдение их прав на участие в общественных обсуждениях подтверждается постановлением первого заместителя главы администрации ГО «город Дербент» ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят> о назначении публичных слушаний, а также самим фактом участия ФИО6 в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний. Действия (бездействие) комиссии по не формированию необходимого кворума, и признание результатов публичных слушаний не состоявшимся, не может служить основанием признания действия (бездействия) должностного лица незаконными.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований административных истцов по изложенным выше основаниям, в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО6 и ФИО7 к Главе Администрации городского округа «город Дербент» ФИО8 Хизри
15
Магомедовичу, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент», Начальнику Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО9, Начальнику отдела архитектуры и градостроительной деятельности Администрации городского округа «город Дербент» ФИО10, Заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО11
- о признании бездействия главы Администрации городского округа "город Дербент" незаконным по факту нарушения сроков принятия решения о проведении публичных слушаний, в соответствии с ч.ч.1, 2 ст.40 ГрК РФ, ст. 17 Устава Муниципального образования городского округа «город Дербент», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «город Дербент», разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Дербент», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
по факту не уведомления его в течение трех дней со дня поступления рекомендаций, подготовленной комиссией землепользования и застройки, решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в соответствии с Федеральным законом ч.9 ст.39 ГрК РФ,
- о признании бездействия начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» незаконным:
по факту не уведомления в течение 1О дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о проведении публичных слушаний, согласно п.31 Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «<адрес изъят>», утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
по факту неосуществления подготовки документов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», утверждённый постановлением от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> главой Администрации городского округа «<адрес изъят>»;
по факту неосуществления экспозиции проекта, предложенного рассмотрению на публичных слушаниях, в течение всего периода размещения проекта на официальном сайте администрации городского округа «<адрес изъят>», место проведения экспозиции: <адрес изъят> стрелковой дивизии, 8 «г», 3-й этаж, Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа «<адрес изъят>» на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> главы Администрации городского округа «<адрес изъят>» о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
- о признании действий Заместителя начальника Управления архитектуры
16
и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО11 незаконными:
по факту отсутствия полномочий для председательствования от имени комиссии по землепользованию и застройке на публичных слушаниях от ДД.ММ.ГГГГ на основании утверждённого постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>главой Администрации городского округа «<адрес изъят>» об утверждении Комиссии по землепользованию и застройке на территории городского округа «<адрес изъят>»;
по факту нарушения состава комиссии в соответствии с утвержденным Положением о Комиссии по землепользованию и застройке, являющей неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>», утвержденные решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
по факту не предоставления проекта, предложенного рассмотрению на публичных слушаниях, а также материалов и документов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по заявлению ФИО6 на имя главы ГО <адрес изъят> от 05.02.2020г. на основании Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «<адрес изъят>», утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- о признании действий Начальника отдела архитектуры и градостроительной деятельности городского округа «город Дербент» ФИО10 незаконными:
по факту нарушения порядка ведения протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании Положения о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «<адрес изъят>», утвержденное Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
по факту несоответствия протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства аудиозаписи публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ;
- о признании не выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по их заявлению от 05.02.2020г. на земельных участках, находящихся по адресу: <адрес изъят>, с<адрес изъят>», кадастровый номер земельного участка <номер изъят> 700 кв. м. и кадастровый номер земельного участка <номер изъят> площадью 600 кв. м. незаконным, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
- о признании ответа от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>Начальника Управления архитектуры и градостроительства ГО Дербента незаконным, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
- о признании публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, проведенных на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> главы Администрации городского округа «<адрес изъят>» о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства незаконными, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>», разработанные и утвержденные решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
17
- об обязании главы Администрации городского округа "<адрес изъят>" провести публичные слушания, в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 40 ГрК РФ, ст. 17.Устава Муниципального образования городского округа «<адрес изъят>», принятого решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Правилами землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>» разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «<адрес изъят>», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- об обязании начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «<адрес изъят>» уведомить административных истцов о проведении публичных слушаний и устранить допущенные нарушения, согласно Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «<адрес изъят>» разработанными и утвержденными решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Положением о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «<адрес изъят>» утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>;
- об обязании начальника Отдела архитектуры и градостроительной деятельности городского округа «город Дербент» ФИО10 устранить допущенные нарушения;
- об обязании Заместителя начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Дербент» ФИО11 устранить допущенные нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2021 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 сентября 2021 года.
Судья Тагирова Н.Х.