ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1051/2022 от 01.09.2022 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

дело № 2а-1051/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2022 года город Алдан РС (Я)

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Е.,

при секретаре Негрич Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алданского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным, возложения обязанности,

установил:

прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований, указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров. В ходе проверки установлено, что в период с 30.05.2022 года по 31.05.2022 года ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) по итогам выездной внеплановой проверки в деятельности администрации ГП «Город Алдан» выявлены нарушения, так в населенном пункте г.Алдан отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров); в населенном пункте с.Большой Нимныр отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров); в населенном пункте с.Орочен-2й отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 метров; в СНТ п.Тамарак отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 15 метров. По результатам выявленных нарушений ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) в адрес административного ответчика выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 35/1 от 31.05.2022 года со сроком устранения выявленных нарушений до 20.06.2022 года. В целях контроля исполнения работ по выданным предписаниям ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) в период с 19.07.2022 года по 22.07.2022 года вновь проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлены аналогичные нарушения пожарной безопасности, в связи с чем, ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) административному ответчику вновь выдано предписание об устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 41/1 от 22.07.2022 года со сроком устранения нарушений до 15.08.2022 года. По состоянию на 01.08.2022 года на территории района зарегистрировано 98 лесных пожаров, 36 из которых действует на площади 80 293 га, 35 лесных пожаров горят в зоне контроля, на одном лесном пожаре, бушующем в непосредственной близости от населенного пункта, работают огнеборцы. Со сложившиеся ситуацией с природными пожарами на территории района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». Выявленные в деятельности административного ответчика нарушения требований пожарной безопасности требует принятия немедленных мер реагирования, направленных на обустройство в г.Алдан противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров); в населенном пункте с.Орочен-2й противопожарные расстояния (разрывы) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 метров. Настаивают признать бездействие администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия), выразившиеся в необеспечении противопожарной безопасности на территории городского поселения. Обязать администрацию городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров) в населенном пункте г.Алдан. Обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров) в населенном пункте с.Орочен-2й. Решение суда в части возложения обязанности на администрацию городского поселения «Город Алдан» обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров) в населенном пункте г.Алдан и противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров) в населенном пункте с.Орочен-2й обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Алданского района Соян И.П. на иске настаивала и пояснила, что по настоящее время администрацией работа по обеспечению пожарной безопасности ведется ненадлежащим образом, что свидетельствует о бездействие. Настаивала признать бездействие администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия), выразившиеся в необеспечении противопожарной безопасности на территории городского поселения. Обязать администрацию городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров) в населенном пункте г.Алдан. Обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров) в населенном пункте с.Орочен-2й. Решение суда в части возложения обязанности на администрацию городского поселения «Город Алдан» обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров) в населенном пункте г.Алдан и противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров) в населенном пункте с.Орочен-2й обратить к немедленному исполнению.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) не явился, извещался надлежащим образом.

Выслушав прокурора, изучив и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данные требования обеспечиваются, в том числе, соблюдением требований пожарной безопасности, при этом обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а нарушение требований пожарной безопасности – суть невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.6 данного федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно п. 36 ст. 2, ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков);

2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288, определено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров.

Из представленного материала выездной внеплановой проверки установлено, что в период 30.05.2022 года по 31.05.2022 года ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) в деятельности администрации ГП «Город Алдан» выявлены нарушения:

- в населенном пункте г.Алдан отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров);

- в населенном пункте с.Большой Нимныр отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров);

- в населенном пункте с.Орочен-2й отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 метров; в СНТ п.Тамарак отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 15 метров.

По результатам выявленных нарушений ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) в адрес административного ответчика выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 35/1 от 31.05.2022 года со сроком устранения выявленных нарушений до 20.06.2022 года.

В целях контроля исполнения работ по выданным предписаниям ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) в период с 19.07.2022 года по 22.07.2022 года вновь проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что нарушения пожарной безопасности исполнено не в полном объеме. Так, в населенном пункте г.Алдан отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров); в населенном пункте с.Орочен-2й отсутствуют противопожарные расстояния (разрывы) от зданий, сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 метров, в связи с чем, ОНДиПР по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) административному ответчику вновь выдано предписание об устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 41/1 от 22.07.2022 года со сроком устранения нарушений до 15.08.2022 года.

В настоящее время административным ответчиком принимаются меры в целях устройства противопожарных разрывов.

Вместе с тем, административным ответчиком вышеуказанное предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности исполнено не в полном объеме, в том числе в населенных пунктах г.Алдан, с.Орочен-2й.

Таким образом, административным ответчиком должным образом не выполняется возложенные на него обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности, ввиду чего требования прокурора о возложении обязанности устранить указанные нарушения являются законными и обоснованными.

Административный ответчик не представил достоверных доказательств устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности направленных на обустройство в вышеуказанных населенных пунктах, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности территорий муниципалитета от природных пожаров, установленных предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 35/1 от 31.05.2022 года.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными, орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом.

Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Административный истец, учитывая повышенную общественную значимость, наступление пожароопасного сезона, просит решение суда обратить к немедленному исполнению.

В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Суд приходит к выводу, что неисполнение административным ответчиком установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, и замедление исполнения решения суда по устранению нарушений требований пожарной безопасности могут повлечь гибель населения и уничтожение имущества.

Учитывая требования разумности и необходимость принятия конкретных мер по исполнению решения суда, суд считает обратить решение суда к немедленному исполнению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования прокурора Алданского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным, возложения обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1402046141), выразившееся в необеспечении противопожарной безопасности на территории городского поселения.

Обязать администрацию городского поселения «Город Алдан» муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1402046141) обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений не менее 50 метров в населенном пункте г.Алдан и противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений не менее 30 метров в населенном пункте с.Орочен-2й.

Решение суда о возложении обязанности на администрацию городского поселения «Город Алдан» обустроить противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 50 метров) в населенном пункте г.Алдан и противопожарные расстояния (разрывы) от зданий сооружений до границ лесных насаждений (не менее 30 метров) в населенном пункте с.Орочен-2й обратить привести к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме – 05.09.2022 года.

Судья Михайлова Т.Е.