ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10527/2021 от 10.02.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-021322-02

Дело №2а-1704/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Мосунова Е.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной: ...,

установил:

И.о. прокурора г.Сыктывкара обратился в суд с административным исковым заявлением о признании материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», социальной сети «...» (...) в группе «...» по адресу: ..., информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации посредством всех операторов связи, и признании информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации, находящейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: ...

В соответствии со ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон) использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 данного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу ст. 9 Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено, что прокуратурой города Сыктывкара на основании обращений ... Н.А. проведена проверка исполнения требований законодательства об ограничении доступа в сети «Интернет» к информации, запрещенной к распространению, в ходе которой в сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт, содержащий материалы, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к распространению.

Так, в социальной сети «...» (...) в группе «...» по адресу: ..., находится в свободном доступе Интернет-сайт, содержащий информацию о деятельности АУЕ. Информационные материалы, имеющиеся на страницы группы, которые направлены на игнорирование участниками уголовного законодательства Российской Федерации, отрицают общепринятое понятие «преступник», приравнивая его понятию «элита», как к наивысшему социальному статусу в обществе, романтизируют отношения с осужденными лицами. Пользователи группы ищут единомышленников, которые поддерживают принципы и идеалы указанного движения, кроме того в группе, как и в ее названии, так и в публикациях используется аббревиатура «АУЕ». Группа «...» (...) является открытым сообществом, доступ к нему имеет неограниченный круг лиц из разных городов Российской Федерации, в том числе несовершеннолетние граждане. Решением № АКПИ20-514С Верховного суда Российской Федерации по делу от 17.08.2020 молодежное криминальное движение «Арестантский уклад един» иное название «Арестантское уголовное единство» признана экстремистской организацией, его деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

В силу ч.3 ст.264 Кодекса административного судопроизводства решение Российской Федерации (далее - КАС РФ) решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации.

Установлено, что движение АУЕ - хорошо структурированная и управляемая организация экстремистской направленности. Представители этого неформального объединения причастны к подготовке массовых беспорядков, поэтому их деятельность представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству. Движение активно вовлекало подростков, чья психика наиболее подвержена деструктивному воздействию.

Идеологической основной, движения является пропаганда среди несовершеннолетних «воровских понятий» российской криминальной среды и тюремных понятий. АУЕ требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак» с обещанием взамен защита в настоящем и будущем. Цели деятельности указанного движения направлены на «одурманивание» воровской романтикой, пропаганду и романтизацию криминального образа жизни, воровских понятий и уголовного мировоззрения.

Статьей 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, а также за участие в указанной организации, склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность данной организации.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации принят Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которым определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

В соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

При этом под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (п.3 ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ).

В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: ..., содержатся сведения порнографического характера с непристойными, циничными, вульгарно-натуралистическим изображениями половых отношений, анатомическими или физиологическими подробностями полового акта, где акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов.

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу..., является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Таким образом, размещенные на указанном сайте материалы направлены на неограниченный круг лиц.

Статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление, распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов и предметов.

В соответствии с положениями ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании данной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу положения ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать материалы, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», социальной сети «...» (...) в группе «...» по адресу: ..., информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации посредством всех операторов связи

Признать информацию, находящуюся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда.

Заинтересованное лицо вправе представить в Сыктывкарский городской суд возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства в течение двух месяцев после принятия решения.

Судья Е.В. Мосунова