Дело № 2а-1052/2022
УИД 60RS0001-01-2022-000827-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лепихиной М.Н.,
при секретаре Игнатьевой Ю.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области о признании действий (бездействия) незаконными и обязании провести проверку по обращениям,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области о признании действий (бездействия) незаконными и обязании провести проверку по обращениям.
В обоснование требований указано, что в ноябре 2021 года, а затем повторно с аналогичным заявлением в декабре 2021 года ФИО1 обратился в прокуратуру города Пскова с жалобами о проведении проверки по факту не оказания ему медицинской помощи медицинскими организациями при <данные изъяты>
Жалоба и заявление административного истца были направлены прокуратурой города Пскова в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области (далее – Территориальный орган Росздравнадзора по Псковской области) для рассмотрения и принятия соответствующих мер.
Однако административный ответчик от проведения проверки и выполнения возложенных на него обязанностей по организации и проведению контроля в сфере охраны здоровья граждан уклонился, перенаправив обращения ФИО1 для проведения проверки в Комитет по здравоохранению Псковской области, чьи действия фактически обжаловались.
В связи с чем ФИО1 просит суд признать действия (бездействий) Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области по отказу в рассмотрении заявления и жалобы ФИО1 незаконными, обязать административного ответчика провести проверку изложенных в заявлении и жалобе фактам непредставления медицинской помощи при <данные изъяты>, по результатам которой принять решение.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по здравоохранению Псковской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске. Дополнил, что в соответствии с законом деятельность Комитета по здравоохранению Псковской области в сфере организации медицинской помощи подконтрольна Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области. При этом доводы обращений административного истца о неоказании ему медицинской помощи входят в компетенцию административного ответчика. В связи с чем в соответствии со ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – Закон №59-ФЗ) административный ответчик обязан был провести проверку по обращениям истца, принять соответствующие меры, однако свою обязанность не исполнил.
Представитель административного ответчика ФИО2 с административным иском не согласилась, в обоснование привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Указала, что обращения ФИО1 в соответствии со ст.11 Закона №59-ФЗ были рассмотрены и руководителем Территориального органа принято решение на основании ч.3 ст.8 Закона №59-ФЗ о направлении жалоб в Комитет по здравоохранению Псковской области по компетенции, поскольку в соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом Минздрава России от 13.08.2020 №844, Территориальный орган Федеральной службы по надзоры в сфере здравоохранения (далее-территориальный орган) исполняет контрольно-надзорные и разрешительные функции в сфере здравоохранения на территории Псковской области, т.е. он не наделен полномочиям по организации населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти. В своих обращениях ФИО1 обжаловал действия (бездействия) государственных медицинских организаций П., в которых ненадлежащим образом организовано оказание населению первичной медико-санитарной помощи, скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи. Указанные медицинские организации подведомственны Комитету по здравоохранению Псковской области, в полномочия которого в соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Закон №323-ФЗ) также входит организация оказания населению медицинской помощи. Кроме того, обращения административного истца одновременно были направлены прокуратурой города Пскова и в Территориальный орган, и в Комитет по здравоохранению Псковской области. Указанные медицинские организации в части соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья и порядков оказания медицинской помощи подконтрольны как Комитету, так и Территориальному органу. Однако в силу положений п.7 ч.8 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» государственный контроль в указанной сфере не допускает проведение проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными (надзорными) органами. В связи с чем указала, что Территориальным органом правомерно были направлены обращения ФИО1 в соответствии с компетенцией в Комитет по здравоохранению Псковской области с уведомлением заявителя и постановкой на контроль.
Представитель заинтересованного лица Комитета по здравоохранению Псковской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона №59-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный Законом №59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Положениями ст.2 Закона №59-ФЗ закреплено право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со ст. 5 Закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.1 ст.8 Закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч.3 ст.8 Закона №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (ч.4 ст.8 Закона №59-ФЗ).
Согласно ч.5 ст.8 Закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч.6 ст.8 Закона №59-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно положениям ст.10 Закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Судом установлено, что ФИО1 в ноябре 2021 с заявлением и в декабре 2021 с аналогичной жалобой обратился в прокуратуру города Пскова, в которых просил провести проверку по факту неоказания ему медицинской помощи при <данные изъяты> медицинскими организациями П
Сопроводительными письмами прокурора города Пскова Тельнова К.Ю. от **.**.2021 и от **.**..2021 идентичные жалоба и заявление ФИО1 были направлены в соответствии со ст.8 Закона №59-ФЗ по подведомственности в соответствии с компетенцией в Комитет по здравоохранению Псковской области и в Управление Росзравнадзора по Псковской области, о чем сообщено заявителю.
Поступившие **.**..2021 и **.**..2021 из прокуратуры обращения ФИО1 сопроводительными письмами от **.**..2021 и от **.**..2021 были направлены Территориальным органом Росздавнадзора по Псковской области в соответствии со ст.8 Закона №59-ФЗ по компетенции для рассмотрения и приятия соответствующих мер, о которых сообщить заявителю и в Территориальный орган Росздавнадзора по Псковской области.
По результатам рассмотрения обращений административного истца Комитетом по здравоохранению Псковской области **.**..2022 ФИО1 был направлен ответ. Копия указанного письма также поступила **.**.01.2022 в адрес Территориального органа Росздравнадзора по Псковской области.
Считая, что в результате направления обращений ФИО1 в Комитет по здравоохранению Псковской области без проведения проверки Территориальным органом Росздравнадзора по Псковской области были нарушены его права, поскольку поступили в соответствии с компетенцией и в соответствии со ст.9 Закона №59-ФЗ подлежали обязательному рассмотрению, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч.1 ст.87 Закона №323-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности являются соблюдение медицинскими организациями (в том числе медицинскими работниками) обязательных требований в сфере охраны здоровья, в том числе прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи (подп. «а», «б» п.1 ч.2 ст.87 Закона №87-ФЗ).
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.87 Закона №323-ФЗ).
Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 №1048, федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В соответствии с ч.1 ст.89 Закона №323-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций, предметом которого является соблюдение обязательных требований, указанных в подпунктах "а" - "в", "д", "е" и "з" пункта 1 части 2 статьи 87 настоящего Федерального закона посредством осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 3 статьи 87 настоящего Федерального закона.
Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст.89 Закона №323-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 787н утвержден Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Указанный Порядок устанавливает правила организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Ведомственный контроль организуется и осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти) в подведомственных им органах и организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с ч.1 ст.88 Закона №323-ФЗ государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.2021 №1297.
Предметом государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций (ч.2 ст.88 Закона №323-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №323, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, находится в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 2, 4 Положения).
В соответствии с п.5 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет следующие полномочия: 5.1.3. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения: 5.1.3.1. проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере; 5.1.3.2. проверок применения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 5.1.3.6. проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Согласно пунктам 9 и 10 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.08.2020 №844н, при осуществлении своей деятельности территориальный орган Росздравнадзора взаимодействует с иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями; контроль за деятельностью территориального органа Росздравнадзора осуществляется Росздравнадзором.
В соответствии с п.11.1. Типового положения Территориальный орган Росздравнадзора осуществляет: 11.1.2. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством: 11.1.2.1. проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере; 11.1.2.2. проведения проверок применения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 11.1.2.6. проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 №375
утверждено Положение о Комитете по здравоохранению Псковской области.
Согласно п.1.1 указанного Положения Комитет по здравоохранению Псковской области (далее - Комитет) является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере охраны здоровья граждан (далее - сфера охраны здоровья) и обращения лекарственных средств для медицинского применения. Комитет подчиняется и подконтролен Администрации области и ответственен перед ней за выполнение возложенных полномочий.
Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией области, органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальным фондом обязательного медицинского страхования Псковской области, страховыми медицинскими организациями, профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями, иными организациями (п.1.3 Положения).
В силу п.2.1 Положения основными целями деятельности Комитета являются реализация государственной политики в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств для медицинского применения на территории области, обеспечение в пределах компетенции реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья.
Основными задачами Комитета являются разработка и реализация государственной политики в сфере охраны здоровья и обращения лекарственных средств для медицинского применения на территории области, в том числе организация обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания жителям Псковской области бесплатной медицинской помощи (пункты 2.2, 2.2.1 Положения).
В соответствии с п.3.1 в соответствии с основными задачами Комитет: 3.1.1. осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; 3.1.4. организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Комитету; 3.1.7. создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности; 3.1.26. осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что в компетенцию Территориального органа Росздравнадзора по Псковской области входит осуществление государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, а также государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий в сфере охраны здоровья, в том числе соблюдения прав граждан, порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций.
Комитет по здравоохранению Псковской области, являющийся органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере охраны здоровья граждан, осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций, предметом которого является соблюдение обязательных требований в сфере охраны здоровья, в том числе прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи.
Таким образом, Территориальному органу Росздравнадзора по Псковской области подконтролен Комитет по здравоохранению Псковской области, осуществляющий ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций.
На основании изложенного и, принимая во внимание, что обращения ФИО1 содержали доводы о нарушении его прав в связи с неоказанием ему медицинской помощи при <данные изъяты> медицинскими организациями П», подведомственными Комитету по здравоохранению Псковской области, учитывая, что обращения административного истца не содержали иных доводов, касающихся ненадлежащего исполнения Комитетом по здравоохранению Псковской области полномочий в сфере охраны здоровья, суд приходит к выводу, что Территориальным органом Росздравнадзора по Псковской области жалоба и заявление ФИО1 правомерно, в соответствии с компетенцией, были направлены в Комитет по здравоохранению Псковской области для проведения проверки с постановкой обращений на контроль.
При таких обстоятельствах и поскольку по обращениям ФИО1 Комитетом по здравоохранению Псковской области проведена проверка, по результатам которой дан ответ, суд приходит к выводу, что права истца направлением административным ответчиком его обращений в Комитет права административного истца не были нарушены.
При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Псковской области о признании действий (бездействия) незаконными и обязании провести проверку по обращениям, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н.Лепихина
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года