ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10534/18 от 08.11.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-10534/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 08 ноября 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кочкиной А.А., с участием прокурора Тарского Г.В., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления недействующим в части,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что является собственником жилого дома, площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____. Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительной политики ОА г. Якутска от ____, истцу отказано во внесении изменения в Проект планировки и межевания территории ____ в части корректировки «красных линий» по ____ в связи с тем, что Проект планировки территории улично-дорожной сети, утвержденный распоряжением ОА г. Якутска от ____, разработан на основании Генерального плана г. Якутска, согласно которому ____ учтена как магистральная улица районного значения. Также имеется распоряжение ОА г. Якутска от ____ «Об утверждении проекта планировки и межевания территории ____». Указанное распоряжение вынесено после возникновения права собственности на жилой дом, расположенный по спорному адресу, земельный участок не имеет правообладателя, не зарезервирован, не изъят из оборота. Из содержания отказа и устных пояснений следует, что «красная линия» проходит через принадлежащий истцу дом. Однако, установление «красных линий» без учета существующей застройки не соответствует действующему законодательству, нарушает права истца как собственника земельного участка и жилого дома. Просит признать недействующим и отменить Проект планировки и межевания территории ___», утвержденный Распоряжением ОА г. Якутска от ____, в части установления «красных линий» по ____

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила, что «красная линия» проходит через жилой дом истца, в результате переводит и дом истца, и земельный участок под ним в места общего пользования, что нарушает права истца. Полагает, что проект планировки и межевания территории утвержден в нарушение требований закона о разработке документов территориального планирования с учетом фактического землепользования. Также считает, что истцом не пропущен срок обращения в суд, поскольку ответ на свое обращение получила только в ___ 2018 года. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признал, считает, что права истца не нарушены, пояснил, что оспариваемый отказ основан на том, что «красные линии» проходят за домом истца, там планируется проезд. Просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы

Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____

В целях оформления прав на земельный участок, расположенный под жилым домом, ____ 2017 года и ____ 2018 года истица обращалась в ОА г. Якутска с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____

Сообщениями Департамента имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска от ____ 2017 года и ____ 2018 года истцу сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что по проекту межевания территории ___, утвержденному распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____ запрашиваемый участок сформирован в иных границах с условным номером «___», площадью ___ кв.м., земельный участок пересекает «красные линии».

____ 2018 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о внесении изменений в Проект планировки и межевания территории ___ в части изменения «красных линий» по адресу: ____

Сообщением Управления архитектуры и градостроительной политики ОА г. Якутска от ____ 2018 года административному истцу отказано во внесении изменений по тем основаниям, что Проект планировки территории улично-дорожной сети, утвержденный распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____ года , разработан на основании Генерального плана г. Якутска, утвержденного Постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от ____ года . Согласно утвержденному плану ___ учтена как магистральная улица районного значения.

Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____ года утвержден проект планировки и межевания территории ___», прошедший процедуру публичных слушаний ____ года на основании распоряжения Окружной администрации от ____ года «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в проект планировки и межевания территории ___».

Согласно указанному проекту планировки и межевания территории ___» испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный по адресу: ____, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, пересекает линии градостроительного регулирования «красные линии».

Согласно ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Учитывая изложенное, срок обращения в суд с иском об оспаривании распоряжения Окружной администрации г. Якутска от ____ года административным истцом не пропущен.

Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

Согласно п.9 ст. 42 ГрК проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В соответствии со ст. 42 ГрК проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.

То есть, границы территорий общего пользования, а также земельных участков под линейные сооружения, в том числе планируемые, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст. 15 и п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, устанавливаются в документации по планировке территории, в частности проектами планировки территорий и кварталов.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 41.1 ГрК РФ также предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).

Как установлено судом, оспариваемый истцом проект планировки и межевания территории ___» прошел процедуру публичных слушаний ____ года на основании распоряжения Окружной администрации г. Якутска от ____ года «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в проект планировки и межевания территории ___», доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительно красных линий, в материалы дела не представлено.

Красные линии, определенные в составе документации по планировке территории, утвержденной оспариваемым постановлением ОА г. Якутска от ____ года соответствуют генеральному плану города Якутска.

Генеральный план, являясь документом территориального планирования, является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и их дальнейшей реализации. Таким образом, установление планируемых к размещению территорий общего пользования, определяемые генеральным планом городского округа, соответственно отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки и расположенных на них объектов в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N, от 15 июля 2010 г. N и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

Таким образом, доводы истца о том, что при осуществлении территориального планирования неправомерно не был учтен существующий порядок землепользования, его длительный характер и прочее, на нормах права не основан.

По смыслу ГрК РФ проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).

Безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, законом не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Учитывая изложенное, доводы административного истца об утверждении документов территориального планирования с нарушением требований закона об учете фактического землепользования суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании положений норм права.

Доказательств того, истица обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка в иных границах и в предоставлении участка ей было отказано, суду не представлены.

Кроме того, права и законные интересы истца защищены компенсационными мероприятиями в случае изъятия земельного участка и объектов недвижимости, баланс частных и публичных интересов на момент рассмотрения дела соблюден.

Несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в ходе судебного разбирательства не установлено, а также не установлено нарушение порядка принятия оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый Проект планировки и межевания территории принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании Проекта планировки и межевания территории микрорайона Марха городского округа «город Якутск», утвержденного Распоряжением Окружной администрации города Якутска от ____ года , в части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья А.А. Кочкина

___