ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1055/18 от 25.12.2018 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

административное дело №2а-1055/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 декабря 2018 года г.Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи Эбзеева Х.Х.,

при секретаре судебного заседания – Байрамуковой А.К.,

с участием административного истца Салпагаровой С.Б.,

представителя административного ответчика МИФНС России (номер обезличен) по КЧР Курговой А.О., действующей на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салпагаровой С.Б. к Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Салпагарова С.Б. обратилась в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике (далее МИФНС России (номер обезличен) по КЧР) о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В обоснование административного иска административным истцом Салпагаровой С.Б. указано, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС (номер обезличен) по КЧР. Поскольку предпринимательская деятельность не приносила никаких доходов, (дата обезличена) она прекратила статус индивидуального предпринимателя, подав соответствующее заявление в МИФНС (номер обезличен) по КЧР. (дата обезличена) налоговым органом ей была выдана справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, в общей сумме 81 140,89 рублей из которых: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) -33496,05 рублей; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) - 20 371,85 рублей; - пеня 27 272,99 рублей. Административный ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от (дата обезличена) задолженность по страховым взносам является безнадежной ко взысканию. Задолженностью указанной в справке она категорически не согласна, так как никаких извещений либо требований об указанной задолженности она не получала. Считает, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку истцом утрачены в связи с истечением сроков, предусмотренных пп.8 п.1 ст.23 НК РФ, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности истца перед бюджетом. Административный ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафов, процентов. Просит суд признать невозможной к взысканию налоговым органом с нее, Салпагаровой С.Б., (дата обезличена) года рождения, задолженности по страховым взносам: в общей сумме – 81 140,89 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) - 33496,05 рублей; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) - 20 371,85 рублей; - пеня 27 272,99 рублей.

Административный истец Салпагарова С.Б., поддержала административное исковое заявление к МИФНС России (номер обезличен) по КЧР о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания по основаниям, изложенным в нем, просила его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика МИФНС России (номер обезличен) по КЧР Кургова А.О., требования, изложенные в административном исковом заявлении не признала в полном объеме и в своих письменных возражениях показала, что Салпагарова С.Б. обратилась в Усть-Джегутинский районный суд с требованием о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Административное исковое заявление Салпагаровой С.Б., считаю необоснованным и не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что в силу п.п. 4 ч.1, п. 2 ч.2 ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока из взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Согласно п.4 приложения (номер обезличен) к Приказу ФНС России от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/393 «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам», установлено, что к документам, подтверждающим обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, относится копия вступившего в законную силу судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положения в соответствии, с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах Е.4-2.5 Порядка. В совокупности изложенных норм права следует, что действующее законодательство не предоставляет суду право принимать решение о признании имеющейся задолженности безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов. В свою очередь, налоговый орган вправе принимать решение о признании имеющейся задолженности безнадежной к взысканию, только лишь в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Задолженность по налогам у Салпагаровой С.Б. отражена инспекцией в приложении к справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (номер обезличен). Согласно справке (номер обезличен) о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на (дата обезличена), за административным истцом числится задолженность по налогам, пени, штрафам в общем размере 81 381 рублей 29 копеек. В справке о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам отражается вся задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, не отражение задолженности невозможной к взысканию, либо указание в справке сведений об утрате возможности ее взыскания не предусмотрено. Вступившего в законную силу судебного акта, из которого бы усматривалась утрата налоговым органом возможности взыскания указанной недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, так же как и существование такого судебного акта, не имеется. На основании вышеизложенного, Межрайонная инспекция ФНС России (номер обезличен) по КЧР считает, что в удовлетворении административного искового заявления Салпагаровой С.Б. к Межрайонной инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР следует отказать.

Суд, изучив письменные материалы дела, считает административные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

В связи с вступившими в законную силу изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с взысканием недоимки по страховым взносам, отнесены к компетенции налоговых органов.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержатся также в п.1 ст. 3 НК РФ.

Согласно п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ).

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежным к взысканию установлен ст. 59 НК РФ.

В соответствии с подп. 4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года №ЯК-7-8/393@.

Согласно п.п.1, 2.4 Порядка задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, подлежит списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Согласно нормам подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Согласно подп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Таким образом, в данном случае основанием для вынесения соответствующего решения налоговым органом является судебный акт о признании безнадежной к взысканию задолженности.

Вместе с тем, отношения по оплате налоговых платежей являются публично-правовыми отношениями, основанными, с одной стороны, на властном правомочии налогового органа, с другой стороны, на безусловной обязанности гражданина исполнять установленные законом налоговые обязательства.

В то же время взыскание недоимки по налогу не является правом налоговой инспекции, а представляет собой исполнение государственно-властных полномочий, являющихся функцией поименованного государственного органа.

Реализация таких полномочий является обязанностью государственного органа, осуществляемой в порядке, установленном законом.

При этом бездействие по реализации обязанностей по взысканию налоговой недоимки государственным органом не может служить обоснованием несения гражданином дополнительных обязательств.

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п.1 ст. 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Данные, отраженные в акте сверки расчетов и в справке о состоянии расчетов, в силу статей 11, 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговым проверкам.

В соответствии с Письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01 декабря 2008 года №ММ-6-1/872 исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Как следует из материалов дела, Салпагарова С.Б. утратила статус индивидуального предпринимателя с (дата обезличена), деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения.

Обязанность по уплате страховых взносов Салпагаровой С.Б. не исполнялась, потому у неё образовалась задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на (дата обезличена) в общей сумме 81 140,89 рублей.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего на момент возникновения обязанности по уплате налога) требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение десяти дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Административный ответчик – МИФНС России (номер обезличен) по КЧР предоставил суду возражение на административное исковое заявление Салпагаровой С.Б., в котором указал, что считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав, что согласно справке (номер обезличен) о состоянии расчетов по налогам, сборам и пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на (дата обезличена) за административным истцом числится задолженность по налогам, пени, штрафам в общем размере 81 140,89 рублей. В справке о состоянии расчетов по налогам и сборам и взносам отражается вся задолженность, числящая за налогоплательщиком, не отражение задолженности невозможной к взысканию, либо указание в справке сведений об утрате возможности ее взыскания не предусмотрено. Вступившего в законную силу судебного акта, из которого бы усматривалось утрата налоговым органом возможности взыскания указанной недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, так же как и существование такого судебного акта, не имеется. Административный ответчик, полагает, что в удовлетворении административного искового заявления Салпагаровой С.Б. к МИФНС России (номер обезличен) по КЧР следует отказать.

Из справки (номер обезличен) о состоянии расчетов на (дата обезличена), выданной МИФНС России (номер обезличен) по КЧР, являющейся приложением к административному исковому заявлению, следует, что по состоянию на (дата обезличена) за Салпагаровой С.Б. числится задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам в размере 81 140,89 рублей, из которых: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) - 33 496,05 рублей; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена)-20 371,85 рублей; - пеня 27 272,99 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Салпагарова С.Б. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (дата обезличена).

Учитывая, что с момента направления требований каких-либо мер по принудительному взысканию с Салпагаровой С.Б. недоимки по страховым взносам, контролирующим органом не предпринималось, в настоящее время также таких мер не предпринимается, суд приходит к выводу, что установленные законом сроки для принудительного взыскания истекли. При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, судом не установлено, административным ответчиком не представлено, что позволяет сделать вывод об утрате возможности ее взыскания. Утрата возможности взыскания основной недоимки по страховым взносам влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, в силу положений ст.75 НК РФ, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.

Таким образом, оценивая имеющиеся по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд соглашается с требованием административного истца.

Административно-исковые требования Салпагаровой С.Б. о признании безнадежной к взысканию МИ ФНС России (номер обезличен) по КЧР с нее задолженности по страховым взносам по состоянию на (дата обезличена) в сумме 81 140,89 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) – 33 496,05 рублей; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) – 20 371,85 рублей; - пеня – 27272,99 рублей, подлежат удовлетворению, поскольку правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, наделены налоговые органы на основании судебного акта, которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179, 227-228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Салпагаровой С.Б. к Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания по состоянию на (дата обезличена) в сумме 81 140,89 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) – 33 496,05 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) – 20 371,85 рублей; пеня – 27272,99 рублей – удовлетворить.

Признать невозможной к взысканию Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР недоимки и задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам, в связи с истечением установленного срока их взыскания с Салпагаровой С.Б., (дата обезличена) года рождения, место рождения: (адрес обезличен ), зарегистрированной по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), по уплате задолженности в сумме 81 140,89 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) – 33 496,05 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) – 20 371,85 рублей; пеня – 27272,99 рублей, по состоянию на (дата обезличена).

В соответствии с п.1 ст. 298 КАС РФ, решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда КЧР через Усть-Джегутинский районный суд КЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий – судья Х.Х. Эбзеев