к делу № 2а-1055/2021 г.
УИД: 23RS0035-01-2021-001726-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Новопокровская Новопокровского района 17 декабря 2021 года
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Баранова С.В.,
при секретаре судебного заседания Кашкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края и администрации Новопокровского сельского поселения муниципального образования Новопокровский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства,
установил:
Прокурор Новопокровского района Краснодарского края обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в уточненных требованиях просил:
признать бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края и администрации Новопокровского сельского поселения муниципального образования Новопокровский район по не определению временной управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, незаконным;
обязать администрацию муниципального образования <адрес> и администрацию Новопокровского сельского поселения муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, определить временную управляющую организацию для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация;
обязать администрацию муниципального образования <адрес> выделить бюджетные средства на определение временной управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в муниципальном образовании Новопокровский район, в ходе которой установлено, что исполнение жилищного законодательства по вопросу обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в МКД, расположенном в <адрес>, не соблюдается, а именно гражданами, проживающими в указанном МКД не заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.
Кроме того, из информации МКУ АСС «Новопокровскспас» единая дежурно-диспетчерская служба Новопокровского района (далее - ЕДДС) установлено, что собственниками помещений всех МКД расположенных на территории Новопокровского района не заключен договор на обслуживание с ЕДДС.
В соответствии с требованиями п. 4 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее - Правила) утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» условно-безопасного использования и содержания газоиспользующего оборудования является его своевременное техническое обслуживание и ремонт, которые выполняются на основе заключенных договоров со специализированными организациями.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении деятельности аварийно-диспетчерской службы подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), или заключается договор об осуществлении деятельности аварийно-диспетчерской службы с организацией, осуществляющей такую деятельность.
Однако, собственники помещений в МКД договор управления до настоящего времени не заключили, в суде данный вопрос со стороны органа местного самоуправления не инициировался. Дома до настоящего времени не включены в лицензию управляющей компании, договор со специализированной организацией по осуществлению технического обслуживания и ремонту внутридомового и внутриквартирного оборудования МКД, а также договор с ЕДДС не заключены.
Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования Новопокровский район внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого, администрация муниципального образования Новопокровский район сообщила (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) в прокуратуру района о том, что администрацией проведено совещание с главами сельских поселений Новопокровского района на котором проработан вопрос передачи полномочий по исполнению жилищного законодательства, в части проведения конкурсных процедур по выбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами на уровень администраций сельских поселений. Также, на данном этапе в адрес администраций сельских поселений направлено письмо о необходимости проведения мониторинга выбранных и реализованных способов управления в многоквартирных домах.
На основании решения Совета МО Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от органа местного самоуправления - муниципального образования Новопокровский район органам местного самоуправления Новопокровскому сельскому поселению Новопокровского района, Кубанскому сельскому поселению Новопокровского района, Незамаевскому сельскому поселению Новопокровского района, Калниболотскому сельскому поселению Новопокровского района, Покровскому сельскому поселению Новопокровского района, Горькобалковскому сельскому поселению Новопокровского района» переданы полномочия по отбору управляющей организации.
Проведенной проверкой прокуратуры района в июне 2021 года установлено, что администрацией Новопокровского сельского поселения муниципального образования Новопокровский район управляющая компания не определена.
На основании изложенного, в адрес главы администрации Новопокровского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено обобщенное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении, защиты конкуренции и жилищного законодательства, по результатам рассмотрения которого, администрация Новопокровского сельского поселения сообщила (ДД.ММ.ГГГГ№), что ДД.ММ.ГГГГ, на основании письма администрации МО Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ№, проведен конкурс по отбору управляющей компании, который признан несостоявшимся. Во исполнение решения Совета МО Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией Новопокровского сельского поселения принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в <адрес>».
Из информации администрации Новопокровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что администрацией осуществлена процедура проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок.
Из информации администрации Новопокровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что администрацией с момента несостоявшегося конкурса от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время не принято исчерпывающих мер определенных ч. 17 ст. 161 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Новопокровского района Сидоренко А.П. поддержал исковые требования, настаивал на их полном удовлетворении.
Представитель административного ответчика - администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в предоставленном ранее отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Новопокровский район Герасименко А.В., в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, путем подачи заявления.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу данной правовой нормы, обязанность заключить договор управления многоквартирным домом возникает у лиц, являющихся собственниками как жилых, так и нежилых помещений в таком доме.
На основании ч. 17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Управляющая организация определяется администрацией поселения в порядке, установленном Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, временно до выбора способа управления многоквартирными домами. В соответствии с Правилами управляющая организация для временного управления буде определяться органом местного самоуправления заявление о включении в перечень, и управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса. При этом необходимым условием для участия управляющей организации в открытом конкурсе будет ее согласие на включение в перечень. В постановлении также перечислены положения, которые должна содержать в себе конкурсная документация, в том числе, перечень обязательных работ и услуг, перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса. Установленный механизм временного управления позволит обеспечить непрерывность управления многоквартирным домом в случаях, когда собственниками помещений не приняты необходимые решения для управления домом.
Таким образом, несоблюдение администрацией Новопокровского сельского поселения муниципального образования Новопокровский район Жилищного кодекса Российской Федерации нарушает конституционные права и свободы неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном образовании Новопокровский район, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Новопокровского района в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд
решил:
Измененное административное исковое заявление прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края и администрации Новопокровского сельского поселения муниципального образования Новопокровский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края и администрации Новопокровского сельского поселения муниципального образования Новопокровский район, выразившееся в не определении временной управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края и администрацию Новопокровского сельского поселения муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, определить временную управляющую организацию для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район выделить бюджетные средства на определение временной управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Новопокровский районный суд в месячный срок со дня принятия решения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: