Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 августа 2022 года г. Самара Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Давыдовой А.А., с участием административного истца ФИО1, при секретаре Трасковской Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1055/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» о признании незаконными решений об отказе в предоставлении государственной услуги по проекту «Цифровые профессии» и компенсации морального вреда установила: Административный истец ФИО1 обратился в Самарский районный суд г.Самара с указанным иском к ответчику Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» ( Далее по тексту АНО «Университет 2035», в котором просил признать незаконным решение № № от ДД.ММ.ГГГГ и решение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги в виде полной компенсации затрат на обучение по дополнительной образовательной программе в рамках реализации проекта «Цифровые профессии». В обоснование требований истец указал, что дважды через ЕПГУ подавал заявления на предоставлении данной услуги, поскольку является безработным и состоит в центре занятости населения в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением направлял документы, подтверждающие статус безработного. Однако, оспариваемыми решениями в предоставлении государственной услуги ему было отказано. Отказы мотивированы тем, что «заявитель не состоит на учете в центре занятости», что не соответствует действительности. Ссылаясь на необоснованность оспариваемых решений истец полагает о нарушении его права на получение государственной услуги в рамках проекта «Цифровые профессии». С учетом уточнения требований административный истец просил признать вышеуказанные решения № ПЗК-2№-4 от ДД.ММ.ГГГГ и № №-4 от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В судебном заседании административный истец уточненные требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнил, что в результате многочисленных жалоб в в Роспотребнадзрп, Министерство цифрового развития, связи и коммуникаций, приемную Администрации Президента РФ и Генеральную прокуратуру, его новое заявление о предоставлении данной государственной услуги по проекту «Цифровые профессии» от 16.06.2022 года удовлетворено. Вместе с тем, незаконные отказы административного ответчика по предыдущим заявлениям лишили его возможности своевременно пройти обучение и трудоустроиться в соответствии с полученным образованием. Данное обстоятельство послужило основанием для требований о взыскании с административного ответчика компенсации морального вреда. С учетом одобрения его последующего заявления от 16.06.2022 года и получением государственной услуги, от ранее заявленных требований о возложении обязанности на административного ответчика оказать государственную услугу – отказался. Представитель административного ответчика АНО «Университет 2035» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на иск, согласно которым оспариваемые решения об отказе в предоставлении полной компенсации затрат на обучение по дополнительной образовательной программе в рамках реализации проекта «Цифровые профессии» основаны на официальной информации, полученной из государственных информационных систем в порядке межведомственного взаимодействия. Так, в соответствии с данными, полученными из ресурса ЕПГУ по состоянию на 28.04.2022 и по состоянию на 12.05.2022 года у ФИО1 отсутствовал статус безработного, вследствие чего он не подпадал под критерии льготной категории граждан, имеющих право на предоставление компенсации затрат на обучение. Информация, подтверждающая статус административного истца как безработного получена только 29.06.2022 года, в связи с чем, по результатам рассмотрения заявления от 16.06.2022 года и приложенных к нему документов принято решение о предоставлении государственной услуги. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагают об отсутствии вины административного ответчика по принятию оспариваемых решений. Требования о компенсации морального вреда, по мнению административного ответчика, являются необоснованными ввиду отсутствия доказательств его причинения, просили в иске отказать. Представители привлеченных к участию в дело в качестве заинтересованных лиц Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства цифрового развития, связи, массовых коммуникаций РФ, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется подтверждение. Представитель привлеченного к участию в дело заинтересованного лица - ГКУ Центра занятости населения городского округа Самара ФИО4 действующая на основании доверенности указала, что административный истец ФИО1 обратился в ЦЗН г.о. Самара и зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 29.03.2022 года в качестве безработного на основании Приказа № 094Д664/2202 от 04.04.2022 года. Сведения о статусе ФИО1 в качестве безработного размещены в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Кроме того, с момента присвоения статуса безработного данные сведения незамедлительно в течение 1 рабочего дня размещаются на ЕПГУ. В данном случае сведения о регистрации в качестве безработного размещены на ЕПГУ 29.03.2022 года в 17:30:40 час. Сведения о создании Приказа о признании безработным – 05.04.2022 в 14:30:10. Заслушав доводы участвующих лиц, изучив материалы административного дела и представленные документы, суд приходит к следующему. Согласно положениям статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется проект «Цифровые профессии», который предусматривает возможность оказания государственной поддержки на оплату обучения по дополнительным образовательным программам, ориентированным на развитие компетенций цифровой экономики (далее - проект «Цифровые профессии»). Гражданин реализует свое право на государственную поддержку через подачу в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - портал Госуслуг) заявления на получение услуги по предоставлению частичной или полной компенсации затрат на обучение по дополнительной образовательной программе в рамках реализации проекта «Цифровые профессии». Одной из категорий является «Граждане, не получающие доход и состоящие на учете в центре занятости». Административный ответчик АНО «Университет 2035» является федеральным оператором проекта «Цифровые профессии», который осуществляется в рамках мероприятия «Реализация программ дополнительного образования для различных групп населения в целях развития компетенций цифровой экономики» результата «Проведено обучение по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций и обеспечено достижение отдельных результатов федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Мероприятие, Федеральный проект соответственно). Пункт 2.3. раздела 4 «Результаты федерального проекта» Паспорта Федерального проекта устанавливает, что для реализации Мероприятия используется цифровая платформа Университета 2035 с аутентификацией через федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». В соответствии с разделом 4 Концепции реализации Мероприятия, одобренной президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 12.04.2022 № 13), при реализации Мероприятия с 2022 года для граждан обеспечивается возможность реализации следующих функций с использованием инфраструктуры федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных услуг» (далее - ЕПГУ): 1) размещение каталога образовательных программ дополнительного профессионального образования, доступных гражданам для обучения; 2) выбор гражданином образовательной программы для обучения; 3) подача гражданином заявления на обучение; 4) оценка соответствия гражданина выбранной льготной категории в целях принятия решения о возможности обучения в рамках Мероприятия (подтверждение льготной категории осуществляется посредством межведомственного взаимодействия (передача сведений, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории из ЕПГУ в Университет 2035). Информация о том, состоит ли гражданин на учете в органах занятости населения в качестве безработного, поступает в Университет 2035 в результате межведомственного взаимодействия на Портале государственных сервисов в рамках запроса. «Предоставление сведений о гражданах, состоящих на учете в органах службы занятости населения» по виду сведений «Сервис получения сведений о нахождении на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)». Поставщиком указанных сведений является Федеральная служба по труду и занятости. В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами и официальной информацией. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе. Подтверждение статуса заявителя реализуется с использованием механизма электронного межведомственного взаимодействия, путем запроса сведений в федеральной базе данных Роструда. Как следует из материалов дела, 15.04.2022 года административный истец ФИО1 через Единый портал "Государственные услуги" обратился с заявлением о предоставлении полной компенсации затрат на обучение по дополнительной образовательной программе в рамках реализации проекта «Цифровые профессии по категории «Граждане, не получающие доход и состоящие на учете в центре занятости». 22.04.2022 года по заявлению истца АНО «Университет 2025» принято решение № № об отказе в предоставлении данной государственной слуги. Основанием для отказа явилось несоответствие заявителя категории лиц, имеющих право на предоставление услуги. Причиной отказа в решении указано: заявитель не состоит на учете в органа службы занятости населения ( л.д.13). 25.04.2022 года административный истец вновь обратился через Единый портал "Государственные услуги" обратился с аналогичным заявлением, с предоставлением документов, подтверждающих статус безработного с 29.03.2022 года. 06.05.2022 года административным ответчиком принято решение № № об отказе в предоставлении государственной услуги по аналогичным основаниям (л.д.14). Как следует из письменных возражений административного ответчика, при принятии решения об отказе в предоставлении полной компенсации затрат на обучение АНО «Университет 2035» основывался на официальной информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия в информационном ресурсе ЕПГУ, где по по состоянию на 28.04.2022 года сведения о статусе административного истца ФИО1 как безработного – отсутствовали. Вследствие чего, указанный гражданин не подпадал под критерии льготной категории граждан, имеющих право на предоставление компенсации затрат на обучение. В обоснование своих доводов административный ответчик ссылается на выгрузки информации с ресурса ЕПГУ. Вместе с тем, данные доводы административного ответчика и представленные выгрузки суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела. В соответствии с п. 4 Правил представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576 органы службы занятости размещают сведения и информацию, предусмотренные пунктом 3 статьи 25 Закона, и представленные работодателем в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, на единой цифровой платформе в течение одного рабочего дня со дня их представления работодателем. Судом установлено и подтверждается представленными ФКУ ЦЗН г.о. Самара сведениями о размещении на ЕГПУ в установленный вышеуказанным Порядком срок, то есть в течение 1 рабочего дня сведений в отношении ФИО1 о признании его безработным 29.03.2022 года в 17 часов 30 минут 40 секунд, а так же размещении на ЕПГУ 05.04.2022 года в 14 часов 30 минут 10 секунд сведений об издании Приказа о признании ФИО1 безработным. Данные сведения подтверждаются так же распечаткой электронного журнала взаимодействий Центрального филиала ЦЗН о размещении 29.03.2022 года указанных сведений на Портале «Работа в России». По сведениям Министерства труда РФ от 24.06.2022 года № МТЗМ -03/10 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на регистрационном учете в качестве безработного в государственном казенном учреждении Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» с 29.03.2022 по настоящее время. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностного лица, его действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Учитывая изложенное, а так же тот факт, что к своим заявлением о предоставлении государственной услуги административным истцом направлялись документы, в том числе подтверждающие его статус безработного, суд приходит к выводу о формальном рассмотрении административным ответчиком заявлений и приложенных к нему документов, без использования механизма электронного межведомственного взаимодействия. При наличии противоречивых сведений информационного ресурса и представленных заявителем документов административный ответчик не убедился в достоверности сведений путем направления дополнительных запросов посредством межведомственного взаимодействия в уполномоченные органы, что привело к необоснованному принятию оспариваемых решений и нарушению прав административного истца на своевременное получение запрашиваемой им государственной услуги. Кроме того, суд полагает, что наличие в информационных базах недостоверных сведений не должно влечь для истца негативные последствия и не может являться основанием для отказа истцу в защите нарушенного права. Вместе с тем, руководствуясь требованиями ст. 151 ГК РФ суд не усматривает оснований для взыскания с административного ответчика компенсации морального вреда размере 5000 рублей административным истцом не предоставлено и судом не установлено, что в рассматриваемом истцу причинены действиями административного ответчика физические и нравственные страдания; не представлено доказательств невозможности трудоустройства в результате вынесения оспариваемых решений. В соответствии с ч.1 ст. 103, ч.4 ст. 106, ч.1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная при подаче иска. Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск ФИО1 к Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» о признании незаконными решений об отказе в предоставлении государственной услуги по проекту «Цифровые профессии», и компенсации морального вреда – удовлетворить частично. Признать решение Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» ОГРН № ИНН № КПП № от ДД.ММ.ГГГГ № № № и решение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 полной компенсации затрат на обучение по дополнительной программе в рамках реализации проекта «Цифровые профессии» - незаконными. Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы 2035» ОГРН № ИНН № КПП № в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,, уроженца г.Самара, паспорт гражданина РФ <...> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 ( триста) рублей 00 копеек 00 коп. В остальной части требований – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2022 Судья: А.А.Давыдова. |