Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 сентября 2019 годаг.Шуя Ивановской области Шуйский городской суд Ивановской области В составе Председательствующего судьи Беспаловой О.В., При секретаре Козичко Н.Н., С участием с участием прокурора Панфиловой Ю.А., представителя административного истца МП ЖКХ г.ШуиФИО1, представителя административного ответчика Администрации г.о.Шуя ФИО2, представителя заинтересованного лица АО «Шуйская водка» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании недействующим постановления Администрации городского округа Шуя от 26.12.2018 года №1717 «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя», У С Т А Н О В И Л: МП ЖКХ г.Шуи обратилось в суд с административным иском к Администрации г.о.Шуя Ивановской области, в котором просит признать не действующим со дня его принятия постановление Администрации городского округа Шуя от 26.12.2018 года №1717 года «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя». Административный иск мотивирован тем, что постановление Администрации городского округа Шуя от 26.12.2018 года №1717 года «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» не соответствует требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, и нарушающим права административного истца на осуществление контроля состава сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект и на компенсацию расходов предприятия, связанных с сверхнормативным сбросом сточных вод в систему канализации абонентами. Административный истец считает, что оспариваемое постановление принято в нарушение Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктов 61, 70 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 года №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации». Пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации предусмотрено, что именно органы местного самоуправления или уполномоченная ими организация водопроводно-канализационного хозяйства обязаны устанавливать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Данные нормативы были установлены постановлением Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя». Правилами холодного водоснабжения и водоотведения также установлены требования по предотвращению негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения. Нормативы водоотведения по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами № 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением №5 к Правилам №644, имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты); требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением №5 к Правилам №644, направлены на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. При этом действующим законодательством установлены два самостоятельных вида платы: за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой определяется Постановлением Администрации Ивановской области № 55-па от 04.06.2002 года, и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами №644. То есть, действующее законодательство не предусматривает возможность при осуществлении контроля состава сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду руководствоваться нормативами, установленными для контроля состава стоков в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения. Административный истец считает, что указание в Постановлении Администрации городского округа Шуя №1717 от 26.12.2018 года на то, что МП ЖКХ г. Шуи при заключении договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения) на территории городского округа Шуя должно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», устанавливающим перечень максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения не соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, Положения Правил №167, имеющие большую юридическую силу, содержат прямое указание на обязанность органов местного самоуправления принимать нормативно-правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения по составу сточных вод. В связи с этим Администрация г.о. Шуя обязана обеспечить наличие действующих в любой момент на территории городского округа Шуя нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов. Принимая Постановление №1717 от 26.12.2018 года об отмене Постановления Главы городского округа Шуя №1892 от 18.09.2006 года «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» Администрацией г.о. Шуя новый нормативно-правовой акт, устанавливающий нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов, принят не был. В судебном заседании представитель административного истца МП ЖКХ г.ШуиФИО1 заявленный административный иск поддержала в полном объеме по основания и доводам, изложенным в заявлении. Представитель административного ответчика Администрации г.о.Шуя ФИО2 заявленные требований не признала. Суду пояснила, что постановлением Правительства Ивановской области от 21.09.2017 года № 356-п была отменена Методика по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов, утвержденная постановлением Администрации Ивановской области от 04.06.2002 года № 55-па «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области». В этой связи Администрацией г.о. Шуя принято постановление от 26.12.2018 года №1717 «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 8.09.2006 года №1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя».Проект Постановления 20 ноября 2018 года был размещен в сети Интернет и в соответствии со ст. 6 ФЗ «О противодействии коррупции», прошел антикоррупционную экспертизу. Полученные из Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области разъяснения подтвердили правильность принятого решения. В связи с признанием указанной Методики утратившей силу, Департамент разъяснил, что в настоящее время при заключении договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения) необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», устанавливающим перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (Приложение №5 к Постановлению). Кроме того, тарифы, указанные в постановлении Главы городского округа Шуя Ивановской области №1892 от 18.09.2006года были установлены значительно выше областных тарифов, действующих на территории Ивановской области. В настоящее время постановление Главы городского округа Шуя Ивановской области №1892 от 18.09.2006года не соответствует действующему законодательству, так как прошло более 10 лет, нормативы изменились. Для установления нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации г.о. Шуя необходимо разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Для разработки указанного проекта первоначально необходимо произвести исследования для осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организациями, осуществляющими водоотведение, проверить состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), отводимых в централизованную систему водоотведения и нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения согласно Постановлению Правительства РФ от 21 июня 2013 года №525 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод». В результате оценки состава сточных вод,сбрасываемыхобъектами централизованных систем водоотведения в водные объекты, организацией, осуществляющей водоотведение, будет формироваться перечень загрязняющих веществ, содержание которых в сбрасываемых сточных водах организации, осуществляющей водоотведение, превышает установленные предельно допустимые концентрации и требования. В ближайшее время планируется заказать проект нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации г.о. Шуя, после чего будет принято новое постановление Администрации г.о Шуя с указанием величины предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные с учетом возможности очистных сооружений г.о. Шуя. Не проведя необходимые исследования и не имея выше названного проекта нормативов, указанные действия совершить не возможно. Представитель заинтересованного лица АО «Шуйская водка» ФИО3 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Считает, что Администрацией г.о. Шуя при принятии Постановления № 1717 от 26.12.2018 года об отмене Постановления Главы городского округа Шуя № 1892 от 18.09.2006 года «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» не были нарушены нормы действующего законодательства. Оспариваемый муниципальный нормативный акт принят в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, полномочиями Администрации и не противоречит федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку оспариваемый нормативный акт был принят в связи с тем, что нормативы водоотведения по составу сточных вод были отменены. При этом, полагает, что из смысла правовых норм в их взаимосвязи следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящейся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Кроме того, считает, что ранее утвержденные показатели нормативно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов были чрезмерно занижены, что нарушало законные интересы абонентов, так как проверяющая организация в лице МП ЖКХ г.Шуи взимало существенные суммы штрафных платежей. Просит в иске отказать. Представитель прокуратуры Ивановской области в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие прокуратуры Ивановской области, из которого следует, что участие прокурора по указанному делу обеспечить Шуйская межрайонная прокуратура. Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области в судебное заседание не явился, однако ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление. Из письменного отзыва Департамента на заявленный административный иск следует, что вопросы организации водоотведения в границах городского округа в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения городского округа. Кроме того, на территории Ивановской области органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится участие в реализации жилищно-коммунальной реформы, эффективного функционирования и развития систем водоотведения в населенных пунктах, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. Представитель заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в судебное заседание также не явился, в материалах дела имеется письменное заявление Департамента о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, из представленных пояснений следует, что учитывая, что в соответствии с п. 61 постановления Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства, Департамент решение вопроса о признании постановления Администрации городского округа Шуя от 26.12.2018 года № 1717 недействующим оставляет на усмотрение суда. Заслушав пояснения представителя административного истца МП ЖКХ г.ШуиФИО1, представителя административного ответчика Администрации г.о.Шуя ФИО2,представителязаинтересованного лица АО «Шуйская водка» ФИО3, заключение прокурора Панфиловой Ю.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Частью 7 ст. 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, а именно: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В силу ч.2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Частями 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 48указанного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Исходя из изложенного, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Судом установлено, что постановлением Администрации Ивановской области от 4 июня 2002 года № 55-па в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167, утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области, а также Методика по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов. Как следует из данной Методики перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов в системы канализации населенных пунктов, устанавливаются, в том числе, исходя из оценки местных условий водоотведения по соблюдению нормативов предельно-допустимого сброса на выпусках систем канализации населенных пунктов в водные объекты. Методикой приведен рекомендованный расчет нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, имеющих очистные сооружения, на выпусках в водный объект в водный объект, а также расчет допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах, поступающих на очистные сооружения канализации, исходя из условий обеспечения нормативного качества сточных вод на сбросе в водный объект. Во исполнение постановления Администрации Ивановской области от 4 июня 2002 года № 55-па «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области» 18 сентября 2006 года Главой администрации городского округа Шуя издано постановление № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя», которым утверждены предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя, изложенные в приложении, а также на МП ЖКХ г.Шуи возложена обязанность по взиманию платы с абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя в соответствии с настоящим постановлением. Таким образом, постановление № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» было принято в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты). Указанное постановление № 1892 от 18.09.2006 года было вынесено в установленном законом порядке, уполномоченным на то органом местного самоуправления, соответствовало требованиям законодательства, действующим на дату его вынесения, что сторонами не оспаривалось. Правительством Ивановской области от 21 сентября 2017 года № 356-п в постановление Администрации Ивановской области от 4 июня 2002 года № 55-па внесены изменения: признан утратившим силу абзац 2 пункта 1 постановления, а именно, Методика по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов. 26.12.2018 года Администрацией г.о.Шуя принято Постановление №1717 «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18.09.2006 года №1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации г.о.Шуя». При этом, п.2 указанного постановления предусмотрено, что МП ЖКХ г.Шуи при заключении договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения) на территории г.о.Шуя должно руководствоваться постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», устанавливающим перечень максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения. Текст Постановления постановления от 26.12.2018 года № №1717 был опубликован в печатном издании «Вестник городского округа Шуя» № 345 от 01 февраля 2019 года, а также на официальном сайте Администрации городского округа Шуя в разделе «Экология». Обращаясь в суд с настоящим иском, МП ЖКХ г. Шуи считает, что Постановление №1717 от 26.12.2018 года издано в нарушение действующего законодательства. Постановлением Администрации городского округа Шуя №960 от 25.06.2013 года МП ЖКХ г. Шуи определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Шуя. Согласно ст.2 Федерального Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение), определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случае, предусмотренных указанным федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения). В соответствии с ч.1 ст. 30 указанного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года, контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Частью 1 ст. 27 Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2019 года, установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категориикоторых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 года № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» определено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. Федеральным законом от 29 июля 2017 года№ 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 225-ФЗ) внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми с 1 января 2019 года порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов определяется правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В связи с поступающими запросами о порядке установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов и расчета и взимания платы за превышение таких нормативов с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерациинаправилоразъяснения по применению действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения в части установления нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов и расчета и взимания платы за превышение таких нормативов (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 октября 2017 года № 36109-АЧ/04. В соответствии с п.1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России, который вправе давать разъяснения по вопросам применения постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 и иным нормативным актам в указанной сфере. Как следует из указанных разъяснений, до вступления в силу соответствующих изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее - Правила № 644), подлежащих внесению во исполнение Закона№ 225-ФЗ и определяющих порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных водсверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее - Правила № 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление № 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления№ 1310. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и72 - 94 Правил № 167, при этом пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил № 167 сохраняют свое действие до настоящего времени. В соответствии с пунктом 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: -соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; -обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; -техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ. Согласно пункту 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как установлено пунктом 1 Постановления № 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Таким образом, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: - нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами№ 167; - требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к Правилам № 644. Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением № 5 к Правилам № 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы: - платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением№ 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; - платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами№ 644. Минстроем России в письме от 9 октября 2017 года № 36109-АЧ/04 указано, что поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются воисполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила№ 167, Постановление№ 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании соответствующего права организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие порядок исчисления и взимания платы за их превышение, не могут быть отменены или признаны утратившими силу без одновременного принятия новых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов. В противном случае будут нарушены права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу - Правилами№ 167 и Постановлением № 1310, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ внесены изменения в ч. 11 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». С 1 января 2019 года данная норма предусматривает, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (п.3), а также порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (п.8.1) и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (8.2). До настоящего времени данные нормативы не установлены. Приложение № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, на которые ссылается административный ответчик, устанавливает перечень максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и не могут применяться в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты). Администрация городского округа Шуя не оспаривает, что при отмене постановления Главы городского округа Шуя №1892 от 18.09.2006 года новый акт, устанавливающий нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или делегирующих право на их установление организациям ВКХ, а также определяющих порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов, приняты не были. Представитель административного ответчика пояснила, что указанные нормативы, а также порядок исчисления и взимания платы за превышение указанных нормативов Администрацией г.о.Шуя не приняты до настоящего времени, поскольку порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов до настоящего времени не разработан, изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения не внесены. Таким образом, отмена постановления Главы городского округа Шуя №1892 от 18.09.2006 года без одновременного принятия нового нормативно-правового акта, устанавливающего нормативы водоотведения по составу сточных вод абонентов нарушает право административного истца на осуществление контроля состава сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект р. Теза, и на компенсацию МП ЖКХ г.Шуи повышенных затрат на очистку сточных вод. Кроме того, при данных обстоятельствах отмена постановления Главы городского округа Шуя №1892 нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку это приведет к бесконтрольному сбросу абонентами на территории г.о. Шуя Ивановской области сточных вод и исключит контроль со стороны административного истца. При данных обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйстве города Шуи к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании недействующим постановления Администрации городского округа Шуя от 26.12.2018 года №1717 года «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» следует удовлетворить. Кроме того, в силу положений п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решенияШуйского городского суда от 03 сентября 2019 года подлежит опубликование в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором было опубликовано оспариваемое постановление, - «Вестник городского округа Шуя». Рассматривая требование административного истца о возмещении судебных расходов в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины, суд исходит из следующего. В силу п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в связи с тем, что нормами КАС РФ, АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ. Частью 1 ст. 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Исходя из приведенных правовых норм, с государственных органов и органов местного самоуправления, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не может быть взыскана в том случае, когда административный истец, чей административный иск был удовлетворен, освобожден от уплаты государственной пошлины. В случае удовлетворения административного иска возврат административному истцу уплаченной государственной пошлины законодательством не предусмотрен, равно как в этом случае законодательством не предусмотрено освобождение органов государственной власти и органов местного самоуправления от обязанности по возмещению судебных расходов, состоящих, в том числе, из государственной пошлины. Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано ст. 111 КАС РФ. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса (ч. 1 данной статьи). Таким образом, в случае удовлетворения административного иска расходы административного истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов. Факт несения административным истцом расходов по уплате госпошлины в размере 4500 рублей подтвержден чек-ордером от 15 февраля 2019 года, заявлением на перевод денежных средств, доверенностью № 460 от 15.02.2019 года. При данных обстоятельствах суд считает, что в пользу МП ЖКХ г.Шуя с Администрации г.о. Шуя подлежит взысканию оплаченная при подаче административного иска госпошлина в размере 4500 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 215КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Шуи к Администрации городского округа Шуя Ивановской области о признании недействующим постановления Администрации городского округа Шуя от 26.12.2018 года №1717 «Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» удовлетворить. Признать постановление Администрации городского округа Шуяот 26.12.2018 года №1717«Об отмене постановления Главы городского округа Шуя от 18 сентября 2006 года № 1892 «О допустимых концентрациях загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, принимаемых в систему канализации городского округа Шуя» недействующим со дня его принятия. Сообщение о принятии решенияШуйского городского суда от 03 сентября 2019 года подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором было опубликовано оспариваемое постановление, - «Вестнике городского округа Шуя». Взыскать с Администрации городского округа Шуя Ивановской области в пользу Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйстве города Шуи расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.В.Беспалова. Решение изготовлено в окончательной форме 9 сентября 2019 года. |