ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1056/2022 от 27.09.2022 Троицкого районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1056/2022

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Троицк Челябинская область 27 сентября 2022 год

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Курдюковой И.А., с участием помощника прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацией, запрещенной к распространению,

установил:

Прокурор Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением о признании информации, адресованной неопределенному кругу лиц, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на страницах сайтов с URL- адресом: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению.

Данная информация доступна неограниченному кругу лиц и содержит сведения порнографического характера, в том числе с признаками детской порнографии, распространение которой может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.

На основании этого просит признать указанную информацию подлежащей запрету, направив информацию в службу по надзору в сфере связи, информационной технологии, массовых коммуникаций для принятия мер к исключению доступа к ней.

Помощник прокурора Троицкого района Кожемякина Е.А., участвуя в суде, административный иск поддержала в части, просила признать информацию, размещенную на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в части сайтов: <данные изъяты>/, <данные изъяты> требование не поддержала, поскольку указанные сайты в настоящее время не доступны.

Представитель заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Управление Роскомнадзора по Челябинской области) в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещены судебной повесткой, а также извещение о времени и месте рассмотрения административного дела в порядке главы 27.1 КАС РФ размещено на Интернет-портале ГАС «Правосудие» 12.09.2022г. В суд поступили письменные объяснения относительно административного иска, где Управление Роскомнадзора по Челябинской области просит о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя, сообщают, что информация на сайте: <данные изъяты> в сети Интернет по состоянию на 22.09.2022г. доступна, информация на сайтах: <данные изъяты>/, <данные изъяты> по состоянию на 22.09.2022г. не доступна.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, которая может быть ограничена в определенных случаях.

Исходя из материалов дела на день проведения прокурором мониторинга, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> размещена информация, которая является общедоступной неограниченному кругу лиц, вход на указанные сайты и просмотры размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, также отсутствуют ограничения на передачу, копирование и распространение.

Данная информация является общедоступной неограниченному кругу лиц, вход на указанные сайты и просмотры размещенной на них информации является свободным. Использование данной информации противоправно, поскольку способствует причинению вреда нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.

Исходя из мониторинга размещенной информации установлено, что на ней размещена информация, содержащая сведения порнографического характера, в том числе с признаками детской порнографии (признаки вытекают из характеристик размещенных лиц, имеющих признаки несовершеннолетнего возраста)

Указанная информация является запрещенной в силу следующего.

Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу 4.1 ст.9 указанного Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» урегулированы отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Так, указанный федеральный закон прямо относит к запрещенной для распространения среди детей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, а также иного порнографического характера (части 1, 2 статьи 5).

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации порнографического характера, дистанционным способом с использованием информационнотелекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Признание той или иной информации порнографического характера, запрещенной для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные законодательством и иными нормативноправовыми актами, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ч.1 ст. 15.1 Федерального закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (реестр).

Согласно ч.2 ст. 15.1 Федерального закона № 149 в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», основанием для включения в реестр указанных сведений, в частности, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149).

Согласно п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационнотелекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Как установлено, вход на указанные сайты свободные, не требуют предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой Интернет-пользователь, в том числе не достигший совершеннолетия. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.

Исходя из мониторинга сайтов, сведения о лице, разместившем данную информацию на указанных сайтах, отсутствуют, согласно мониторинга сайтов и сведений единого реестра доменных имен сведения о доменном имени, сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, их месте нахождения (т.е. сведения о фактических владельцах сайта и соответствующей размещенной информации) отсутствуют.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона ФЗ-149 от 27.07.2006г. владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте. Владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, следовательно несет ответственность за размещенную им информацию (за исключением случаев, если он докажет, что размещенная информация размещена третьими лицами, а не владельцем сайта и, соответственно, последний является информационным посредником).

Решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием включения сведений в единый реестр является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), в течение суток со дня получения решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Поскольку установить надлежащих владельцев сайтов не представилось возможным, данный иск рассмотрен лишь с привлечением Роскомнадзора по Челябинской области, которое в силу закона в данном случае является органом, исполняющим решение суда в случае признания информации размещенной в сети Интернет незаконной.

Учитывая изложенное, установив, что размещена информация, пропагандирующая противоправность поведения, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований.

Согласно ст. 15.1 ФЗ- 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр), основание включения в реестр является решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, то Роскомнадзор и (или) оператор реестра в течение суток со дня его получения, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией, вносят в единый реестр реестровую запись (п. 9 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101).

На основании этого в целях реализации указанного решения и защите прав пользователя информационными ресурсами сведения о сайтах должны быть внесены в единый реестр доменных имен, как запрещенной информации с ограничением доступа к ней.

Разрешая требования прокурора в части признания информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено на сайте: <данные изъяты> то суд приходит к выводу, что в данной части заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку информация на данном сайте доступна неопределенному кругу лиц.

Данное подтверждается скриншотами, предоставленными Управлением Роскомнадзора по Челябинской области.

Информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на сайтах: <данные изъяты>, <данные изъяты> недоступна. В этой части иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежащей запрету, удовлетворить частично.

Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, на котором размещены сведения порнографического характера, в том числе с признаками детской порнографии, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Челябинской области включить указатель страницы сайта: <данные изъяты>, на котором размещены сведения порнографического характера, в том числе с признаками детской порнографии, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В остальной части исковых требований прокурору Троицкого района Челябинской области отказать.

На основании ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Троицкий районный суд Челябинской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья: Е.В. Черетских