ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1058/20 от 18.02.2021 Куртамышского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-61/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куртамышский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Олейниковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Кочегиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 18 февраля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области к ФИО1 о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени в сумме 72 053,22руб., в том числе по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 47 715,87руб., пени по единому сельскохозяйственному налогу – 24 337,35руб.

Административный истец мотивирует свой иск тем, что ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 являлся плательщиком налога на доходы физических лиц.

С 01.01.2015 индивидуальный предприниматель (глава КФХ) ФИО1 (далее ИП ФИО1) на основании уведомления о переходе на систему налогооблажения для сельскохозяйственных товаропроизводителей от 31.12.2014, является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога (далее –ЕСХН).

Истцом в период с 29.06.2017 по 06.10.2017 была проведена выездная налоговая проверка в отношении ИП ФИО1 за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, предметом которой явилась проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

По результатам проведенной выездной налоговой проверки, 27.03.2018 истцом было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №3 в отношении ИП ФИО1, выразившееся в неуплате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за 2014 год в сумме 2 564 441руб. в результате занижения налоговой базы, квалифицируемое по ст. 106 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), как налоговое правонарушение.

Кроме того, налоговым органом выявлено отклонение по результатам проверки, налоговая база по ЕСХН увеличена на 116 11651руб. и составила 12 743 742руб. ( 15 074 140 – 2 330 398), единый сельскохозяйственный налог исчислен в сумме 764 625 ( 12 743 742*6%), то есть на 696700руб. больше по сравнению с суммой налога согласно декларации проверяемого лица.

Так, по результатам выездной налоговой проверки, налоговым органом доначислены: налог на доходы физических лиц в размере 2564441руб., пени в размере 792190,62руб., штрафная санкция – 128 211,02руб., ЕСХН – 696 700 руб., пени – 177 586,63руб., штрафная санкция – 36 576,75руб..

Налогоплательщик ИП ФИО1 не выполнил обязанность по уплате законно установленных налогов за 2014-2015 гг. в установленный срок. В связи чем за каждый день просрочки ответчику были начислены пени по налогу на доходы физических лиц за период с 20.04.2018 по 21.10.2018 в размере 115 881,39руб., пени по ЕСХН за период с 09.12.2017 по 16.07.2018 в размере 42 857,97руб., всего пеней на общую сумму - 158 739,36руб. В связи с уменьшением пеней на 86 686,14руб., сумма задолженности по пени составила – 72 053,22руб. согласно прилагаемому расчету пени.

Налоговым органом налогоплательщику было направлено требование от №1355 по состоянию на 02.07.2018 со сроком исполнения до 20.07.2018, об уплате задолженности по НДФЛ, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, в размере 3484842,64руб., из которых об уплате задолженности по страховым взносам в размере 530,46руб., которое ответчиком не исполнено.

13.12.2018 на основании заявления АО «Россельхозбанк» ИП ФИО1 признан банкротом, назначен временный управляющий. 21.09.2018 Арбитражным судом Курганской области включен во вторую очередь реестра требований кредиторов ИП ФИО1 требования истца в размере 49 699,96руб., из которых 26 299,96руб. –основной долг по НДФЛ, 23 400руб. –основной долг про страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в третью очередь – требования истца - в размере 5 564866,14, из которых 4 095 852,68руб., основной долг. 1131826,49руб. –пени, 337186,97-штраф.

Налогоплательщику были направлены: требование №2293 по состоянию на 22.10.2018 со сроком уплаты до 12.02.2019 об уплате задолженности по пени по НДФЛ (текущие платежи) за период с 20.04.2018 по 21.10.2018 в размере 115 881,39руб., не вошедшие в требования реестра кредиторов, что подтверждается почтовым реестром; требование №2321 по состоянию на 24.10.2018 со сроком уплаты до 14.02.2019 об уплате задолженности по пени по ЕСХН (текущие платежи) за период с 09.12.2017 по 16.07.2018 в размере 42 857,97руб., не вошедшие в требования, включенные в реестр кредиторов, что подтверждается почтовым реестром.

Административным истцом указывается, что им отработаны меры по взысканию недоимки по НДФЛ, на которую начислены пени в размере 47 715,87руб.. недоимки по ЕСХН, на которую начислены пени в размере 24 337,35руб.

Налоговым органом в срок, установленный ч.2 ст.48 НК РФ, было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пени по НДФЛ и ЕСХН с ответчика. 09.08.2019 мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности пени по налогам, который отменен 11.06.2020 в связи с поступившими от должника возражениями.

В связи с тем, что по состоянию на 14.10.2020 сумма задолженности пени по НДФЛ и ЕСХН в размере 72 053,22руб. ответчиком не уплачена, данное требование истцом предъявлено в порядке искового производства.

Административный истец просит взыскать с административного ответчика по состоянию на 14.10.2020 вышеуказанную задолженность в сумме 72 053,22руб., из которых пени по НДФЛ- 47 715,87руб., пени по ЕСХН – 24 337,35руб.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Курганской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с нормами статей 19, 357 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (пункт 1 статьи 12 НК РФ).

Установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП) ФИО1 был зарегистрирован в качестве ИП (КФХ) ФИО1 (л.д.42).

В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 являлся плательщиком налога на доходы физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 6 ст. 227 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

С 01.01.2015 ИП ФИО1 на основании уведомления о переходе на систему налогооблажения для сельскохозяйственных товаропроизводителей от 31.12.2014, является налогоплательщиком ЕСХН.

В соответствии со ст.346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ст.ст.346.9 и 346.10 НК РФ единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных статьей 346.10 настоящего Кодекса для подачи налоговой декларации. Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом и не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с пунктом 9 статьи 346.3 настоящего Кодекса, им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, признаваемого таковым в соответствии с настоящей главой.

Истцом в период с 29.06.2017 по 06.10.2017 была проведена выездная налоговая проверка в отношении ИП ФИО1 за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, предметом которой явилась проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Согласно ч.1,ч.4 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов,

По результатам проведенной выездной налоговой проверки, 27.03.2018 истцом было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №3 в отношении ИП ФИО1, выразившееся в неуплате налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за 2014 год в сумме 2 564 441руб. в результате занижения налоговой базы, квалифицируемое по ст. 106 НК РФ, как налоговое правонарушение (л.д.8-23).

Кроме того, налоговым органом выявлено отклонение по результатам проверки, налоговая база по ЕСХН увеличена на 116 11651руб. и составила 12 743 742руб. (15 074 140 – 2 330 398), единый сельскохозяйственный налог исчислен в сумме 764 625 (12 743 742*6%), то есть на 696700руб. больше по сравнению с суммой налога согласно декларации проверяемого лица.

Так, по результатам выездной налоговой проверки, налоговым органом доначислены: налог на доходы физических лиц в размере 2564441руб., пени в размере 792190,62руб., штрафная санкция – 128 211,02руб., ЕСХН – 696 700 руб., пени – 177 586,63руб., штрафная санкция – 36 576,75руб..

Указанное решение налогового органа налогоплательщик ИП ФИО1 не обжаловал.

Налогоплательщик ИП ФИО1 не выполнил обязанность по уплате законно установленных налогов за 2014-2015 гг. в установленный срок. В связи с чем за каждый день просрочки ответчику были начислены пени по налогу на доходы физических лиц за период с 20.04.2018 по 21.10.2018 в размере 115 881,39руб., пени по ЕСХН за период с 09.12.2017 по 16.07.2018 в размере 42 857,97руб., всего пеней на общую сумму - 158 739,36руб. В связи с уменьшением пеней на 86 686,14руб., сумма задолженности по пени составила – 72 053,22руб. согласно прилагаемому расчету пени.

13.12.2018 на основании заявления АО «Россельхозбанк» ИП ФИО1 признан банкротом, назначен временный управляющий (л.д.25).

21.09.2018 Арбитражным судом Курганской области включена во вторую очередь реестра требований кредиторов ИП ФИО1 требования истца в размере 49 699,96руб., из которых 26 299,96руб. –основной долг по НДФЛ, 23 400руб. –основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в третью очередь – требования истца - в размере 5 564866,14, из которых 4 095 852,68руб., основной долг. 1131826,49руб. –пени, 337186,97-штраф (л.д.26-29).

Административным истцом указывается, что им отработаны меры по взысканию недоимки по НДФЛ, на которую начислены пени в размере 47 715,87руб.. недоимки по ЕСХН, на которую начислены пени в размере 24 337,35руб.

Налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пени по НДФЛ и ЕСХН с ответчика. 09.08.2019 мировым судьей судебного участка №14 Куртамышского судебного района Курганской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности пени по налогам, который отменен 11.06.2020 в связи с поступившими от должника возражениями (л.д.5).

В связи с тем, что по состоянию на 14.10.2020 сумма задолженности пени по НДФЛ и ЕСХН в размере 72 053,22руб. ответчиком не уплачена, данное требование истцом предъявлено в порядке искового производства.

На основании ч.2 ст.48 НК РФ, ч.2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что налоговым органом налогоплательщику было направлено требование от №1355 по состоянию на 02.07.2018 со сроком исполнения до 20.07.2018, об уплате задолженности по НДФЛ, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, в размере 3484842,64руб., из которых об уплате задолженности по страховым взносам в размере 530,46руб., которое ответчиком не исполнено (л.д.24).

Налогоплательщику были направлены: требование №1355 по состоянию на 02.07.2018 со сроком уплаты до 20.07.2028; требование №2293 по состоянию на 22.10.2018 со сроком уплаты до 12.02.2019 об уплате задолженности по пени по НДФЛ (текущие платежи) за период с 20.04.2018 по 21.10.2018 в размере 115 881,39руб., не вошедшие в требования реестра кредиторов, что подтверждается почтовым реестром; требование №2321 по состоянию на 24.10.2018 со сроком уплаты до 14.02.2019 об уплате задолженности по пени по ЕСХН (текущие платежи) за период с 09.12.2017 по 16.07.2018 в размере 42 857,97руб., не вошедшие в требования, включенные в реестр кредиторов, что подтверждается почтовым реестром (л.д.30-36).

Таким образом, учитывая положения абзаца 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика пени по НДФЛ и ЕСХН составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов по вышеуказанным требованиям истекал – 20.01.2019, 12.08.2019 и 14.08.2019.

С исковым заявлением в Куртамышский районный суд административный истец обратился 11.12.2020, то есть по истечении срока, предусмотренного ч.2 ст.48 НК РФ, ч.2 ст. 286 КАС РФ. Восстановить пропущенный срок не просил, доказательств уважительности пропуска срока для подачи иска, не предоставил.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи с процессуальным нарушением пропуска срока для обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №6 по Курганской области к ФИО1 о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу в сумме 72053,22 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд.

Судья Е.Н.Олейникова