ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1058/20 от 28.07.2020 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

УИД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 2а-1058/2020

г. Наро-Фоминск 28.07.2020

Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Кутиченко ФИО5 при секретаре Грибановой ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области к Валовой ФИО7 о взыскании задолженности по земельному налогу

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области обратилась в суд с административным иском к Валовой ФИО8 уточнив исковые требования просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком в границах городских округов за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, пени по данному налогу в размере <данные изъяты> рубля.

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Валова ФИО9, зарегистрированная по адресу: <адрес>, владеет на праве собственности земельными участками и недвижимым имуществом и, следовательно, на основании положений ст. 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц. В соответствии с Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган исчислил за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков Налогоплательщика с кадастровыми номерами: , , сумму земельного налога в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. На основании вышеизложенного, а так же с учетом положений Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа" был произведен перерасчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы. Согласно сведениям, полученным Инспекцией в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, земельные участки с кадастровыми номерами: , , отнесены к категории земель - земли населенных пунктов. На земельные участки с кадастровыми номерами: , зарегистрированы права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с видом использования земель - для размещения промышленных объектов. В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ, п. 2.1 Решения, указанные земельные участки не попадают под перечень категорий земель, для которых установлена дифференцированная ставка земельного налога в размере <данные изъяты> Таким образом, причиной перерасчета земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: , явилось изменение налоговой ставки на <данные изъяты>. На земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право от ДД.ММ.ГГГГ с видом использования земель - под размещение объектов торговли и общественного питания. Перерасчет земельного налога за 2015-2016 на земельный участок с кадастровым номером произошел в связи с изменением данных о доле в праве собственности (было - 1/4, стало - 1). В соответствии с пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 397 НК РФ, плательщики земельного налога, уплачивают указанный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 409 НК РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было направлено посредством электронной формы через личный кабинет налогоплательщика. В уведомлении сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., на общую сумму <данные изъяты> руб.; налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ с учетом перерасчета за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В связи с отсутствием уплаты, Инспекцией были сформированы требования: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рубля.

Налогоплательщик частично исполнил требование от ДД.ММ.ГГГГ.

В части погашения суммы задолженности по имущественному налогу: ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.

В части погашения суммы задолженности по земельному налогу: ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.; ДД.ММ.ГГГГ зачтена сумма налога в размере <данные изъяты> руб.

Зачтенные суммы были направлены на погашение задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Оплата задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. не поступала. ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет на сумму <данные изъяты> руб. В результате перерасчетов недоимка по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, пени – <данные изъяты> рубля, на общую сумму <данные изъяты> рублей

В судебном заседании представитель административного истца, поддержал заявленные требования в полном объеме. Просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Административный ответчик Валова ФИО10 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Представил отзыв на административное исковое заявление из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области обратилась в Наро-Фоминский городской суд с целью взыскания с Валовой ФИО11 недоимки по земельному налогу и пене, а также пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество. ДД.ММ.ГГГГ Истец уточнил исковые требования, направив соответствующее ходатайство, настаивая на взыскании земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год с физических лиц в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> рублей, и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ годы. ДД.ММ.ГГГГ истец еще раз уточнил исковые требования, потребовав взыскать с ответчика земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пеню в размере <данные изъяты> руб., пеню за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей. Считает данные требования необоснованными и незаконными. Из приложенных Истцом документов следует, что задолженность по уплате налогов и пеней образовалась за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов. ДД.ММ.ГГГГ - определением Наро-Фоминского городского суда производство по делу о взыскании налогов и пеней с Ответчика за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы прекращено. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о взыскании недоимки по налогам и пене, не допускается, что прямо следует из статьи 195 КАС РФ. В последствии, при настоящем рассмотрении, административный истец отказался от требований о взыскании с Валовой ФИО12 пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб.

Мотивируя свои требования, Истец указывает, что налоговое уведомление с перерасчетом земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы было выставлено с учетом положений Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа». Причиной перерасчета земельного налога явилось изменение налоговой ставки на <данные изъяты>

Таким образом, Истец распространяет действие муниципального правового акта от ДД.ММ.ГГГГ на предыдущие периоды - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ год, что прямо запрещается ст. 4 ГК РФ, и ч. 2 ст. 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Кроме того, Истец указывает, что перерасчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год на земельный участок с кадастровым номером произошел в связи с изменением данных о доле в праве собственности. Необходимо пояснить, что изменение данных о доле в праве собственности на указанный земельный участок произошло еще ДД.ММ.ГГГГ, когда долевая собственность на него была прекращена и он был передан в единоличную собственность Валовой ФИО13

Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ годах участок принадлежал Валовой ФИО14 о чем государственным органам было известно, соответствующие изменения в ДД.ММ.ГГГГ году проходили государственную регистрацию, ДД.ММ.ГГГГ было выдано новое свидетельство о государственной регистрации права.

Соответственно, Истец не имеет возможности повторно требовать взыскания налогов и пени за период ДД.ММ.ГГГГ годов с учетом указанных перерасчетов,

Ответчикзаявляет о том, что с момента отмены судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка Наро-Фоминского судебного района Московской области, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ, до подачи административного искового заявления, прошло более шести месяцев. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Уважительных причин для пропуска этого срока налоговой инспекцией не указано.

Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, суд находит административный иск не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Как определено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контроль органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

Статьей 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Судом установлено, что согласно сведений, полученных ИФНС России по городу Наро-Фоминску Московской области в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Валова ФИО16 ИНН , владеет на праве собственности: земельными участками с кадастровыми номерами: , , и, следовательно, на основании положений статей 389 НК РФ является плательщиком земельного налога.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием расчета транспортного налога, земельного налога и расчета налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года с разъяснением обязанности уплатить налог не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, в установленный срок указанные в налоговом уведомлении суммы налога административный ответчик в полном размере не уплатил.

Налоговыми органами в адрес Валовой ФИО17 направлялись требования об уплате налогов, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с указанием о наличии у административного ответчика задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и разъяснением обязанности погасить указанные суммы задолженности.

Как следует из представленных истцом материалов дела, ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Валовой ФИО18 недоимок по налогам и сборам на общую сумму <данные изъяты> руб., на основании которого ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ мировым судьей судебного участка Наро-Фоминского судебного района Московской области. Судебный приказ отменен на основании заявления Валовой ФИО19ДД.ММ.ГГГГ.

Однако представителем административного ответчика в судебное заседание представлено определение мирового судьи судебного участка Наро-Фоминского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ о взыскании о взыскании с Валовой ФИО20 недоимок по налогам и сборам на общую сумму <данные изъяты> руб. Из чего суд приходит к выводу, что административный истец в ДД.ММ.ГГГГ года обращался с заявлением о взыскании с Валовой ФИО21 недоимок по налогам и сборам на общую сумму <данные изъяты> руб. повторно по тем же основаниям.

Согласно представленным расчетам, административному ответчику за ДД.ММ.ГГГГ год ранее исчислялся земельный налог на земельные участки с кадастровыми номерами , , в размере <данные изъяты> руб.

С учетом положений Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа" был произведен перерасчет земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами , , . Сумма исчисленного земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, с учетом вышеуказанного Решения стала составлять <данные изъяты> руб.

Административным истцом предъявляются требования на взыскание с Валовой ФИО22 разницы рассчитанного земельного налога с учетом положений Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа" и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, рассчитанного без учета данного положения.

Требований о взыскании земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, рассчитанного без учета положений Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа" к административному ответчику Валовой ФИО23 не предъявляется.

П. 1 Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа" гласит: Установить и ввести с ДД.ММ.ГГГГ на территории Наро-Фоминского городского округа земельный налог.

Согласно п. 2 указанного Решения установлены дифференцированные ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельного участка: По землям с предельной ставкой <данные изъяты> установленной ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации: <данные изъяты> от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, используемых по назначению: земли дошкольного, начального и среднего общего образования; земли среднего и высшего профессионального образования; земли культурного развития; земли социального обслуживания; земли религиозного использования; земли амбулаторно-поликлинического обслуживания; земли стационарного медицинского обслуживания; земли спорта; земли природно-познавательного туризма. В отношении прочих земельных участков применяется предельная ставка <данные изъяты> от кадастровой стоимости земельного участка.

Из буквального толкования данного Решения следует, что положения Решения Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении земельного налога на территории Наро-Фоминского городского округа" применяется к правоотношениям возникшим после ДД.ММ.ГГГГ. Однако административным истцом заявлены требования о взыскании с Валовой ФИО24 недоимок по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год. Данные требования противоречат положениям ст. 57 Конституции Российской Федерации в которой указано, что Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Кроме того, согласно п. 2.1 ст. 52 Налогового Кодекса Российской Федерации перерасчет, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, то есть в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с Валовой ФИО25 суммы недоплаченного земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 281-290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминску Московской области к Валовой ФИО26 о взыскании задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками в границах городских округов за ДД.ММ.ГГГГ год, в отношении объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья ФИО27 Кутиченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено