УИД 16RS0007-01-2021-003370-65
Дело № 2а-82/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующей судьи Хафизова М.С.,
при секретаре судебного заседания Тазеевой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Арского района Республики Татарстан к исполнительному комитету Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Арского района Республики Татарстан обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В административном исковом заявлении указано, что прокуратурой Арского района Республики Татарстан на основании информации МОНД и ПР по Арскому и Атнинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на территории <адрес>.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Новокинерского сельского поселения по адресу: <адрес> произошел пожар, в ходе тушения которого выявлено отсутствие в радиусе 200 м источников противопожарного водоснабжения. В нарушение требований федерального законодательства населенный пункт <адрес> не обеспечен требуемым противопожарным водоснабжением.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки в адрес руководителя исполнительного комитета Новокинерского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Однако по результатам рассмотрения представления исполнительным комитетом реальные меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства, не приняты, в связи с чем прокурор обратился в суд с данным заявлением.
С учетом уточнения заявленных требований, прокурор просит признать бездействие исполнительного комитета Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению села ФИО1 муниципального района Республики Татарстан источниками противопожарного водоснабжения, незаконным. Обязать исполнительный комитет Новокинерского сельского поселения устранить выявленные нарушения путем оборудования подъезда к единственному источнику противопожарного водоснабжения, установки указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, а также обеспечения населенного пункта ФИО1 муниципального района Республики Татарстан источниками наружного противопожарного водоснабжения путем установки не менее двух пожарных резервуаров либо обустройства водопроводной сети с пожарными гидрантами в соответствии с требованиями действующего законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебных заседаниях представитель истца помощник прокурора Арского района Музафарова Э.А. исковые требования (с учетом заявленных уточнений) поддержала в полном объеме; представитель ответчика – руководитель исполнительного комитета Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 исковые требования признал, одновременно пояснил, что подъезд к единственному источнику противопожарного водоснабжения – реке возможно оборудовать летом, для установки пожарных резервуаров потребуется время не менее чем до ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия финансирования; представитель заинтересованного лица – исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 поддержала позицию ответчика; представитель заинтересованного лица – МОНД и ПР по Арскому и Атнинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ ФИО4 поддержал позицию прокурора.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Прокуратурой Арского района Республики Татарстан на основании информации МОНД и ПР по Арскому и Атнинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности на территории <адрес>.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории Новокинерского сельского поселения по адресу: <адрес> произошел пожар, в ходе тушения которого выявлено отсутствие в радиусе 200 м источников противопожарного водоснабжения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила противопожарного режима в РФ).
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима в РФ органами местного самоуправления городских и сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно пунктам 10.2, 10.3 свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.
Однако в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства населенный пункт Шура не обеспечен требуемым противопожарным водоснабжением.
Так, к реке, являющейся единственным источником противопожарного водоснабжения, не предусмотрен подъезд с площадкой для установки пожарных автомобилей и забора воды весенне-осенний период времени (когда вода не замерзает), что является нарушением пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ. Отсутствуют указатели имеющего источника противопожарного водоснабжения, что является нарушением пункта 48 Правил противопожарного режима в РФ. Непосредственно в зимний период населенный пункт не обеспечен источниками противопожарного водоснабжения, что является нарушением пункта 75 Правил противопожарного режима в РФ.
Вышеназванные факты нарушают требования законодательства о пожарной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью жителей населенного пункта, а также повреждения и уничтожения имущества в результате возникновения пожара.
Оборудование населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения направлено на обеспечение безопасности жителей села и минимизацию негативных последствий пожара. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Согласно статье 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей исполнительным комитетом Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан – жителей села, а также повреждения и уничтожения имущества в результате возникновения пожара, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, закрепленные Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Суд считает необходимым с учетом мнения ответчика уже до начала летнего времени организовать доступ к источнику водоснабжения – реке, одновременно в связи с необходимостью организации финансирования и сбора средств самообложения граждан считает целесообразным предоставить время ответчику до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения села ФИО1 муниципального района Республики Татарстан круглогодично действующими источниками наружного противопожарного водоснабжения путем установки не менее двух пожарных резервуаров либо обустройства водопроводной сети с пожарными гидрантами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Арского района Республики Татарстан к исполнительному комитету Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения удовлетворить.
Признать бездействие исполнительного комитета Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан в непринятии мер по обеспечению села ФИО1 муниципального района Республики Татарстан источниками противопожарного водоснабжения незаконным.
Обязать исполнительный комитет Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения путем оборудования подъезда к ближайшему единственному сезонному в весенне-осенний период времени источнику противопожарного водоснабжения около села ФИО1 муниципального района Республики Татарстан, установки указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения.
Обязать исполнительный комитет Новокинерского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения и обеспечить <адрес> круглогодично действующими источниками наружного противопожарного водоснабжения путем установки не менее двух пожарных резервуаров либо обустройства водопроводной сети с пожарными гидрантами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Арский районный суд Республики Татарстан.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ___________________М.С. Хафизов
Решение01.03.2022