ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1059/2021 от 16.07.2021 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1059/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2021 года г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Грибановой А.А.,

при секретаре Салаховой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании пеней,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (далее- МИФНС № 21 по ПК) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее- УСН), за налоговый период 2019 год в размере 34299,33 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляла деятельность без образования юридического лица, применяла специальный налоговый режим в виде УСН с объектом налогообложения «доходы». На основании налоговой декларации по УСН за 2019 год, представленной в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой выявлено занижение налоговой базы по УСН в результате не включения в состав дохода суммы в размере 9000000 руб., полученного в связи с продажей недвижимого имущества (помещений в здании вещевого рынка по <адрес>, оформлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, полученное налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ФИО1 дополнительно начислен авансовый платеж по УСН за 2019г. в сумме 496748 руб., исчисленный исходя из неучтенного дохода, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, который исполнен ДД.ММ.ГГГГ за пропуском установленного законом срока. Согласно ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37757,33 руб., размер которых снижен с учетом произведенного зачета от ДД.ММ.ГГГГ и до 34299,33 руб. Требование со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком не исполнено. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен по возражениям должника ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку задолженность не погашена до настоящего времени, налоговый орган просит о взыскании исчисленных сумм пени по УСН в размере 34299,33 руб., почтовых расходов 70,80 руб.

Административный истец - МИФНС № 21 по Пермскому краю представил письменное заявление, в котором просил о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, на заявленных требованиях административного иска настаивает по изложенным в иске доводам.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, с иском не согласна, просила отказать в удовлетворении требований. Ссылаясь на абз. 3 п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, указала, что поскольку недоимка по налогу была погашена добровольно до того, как налоговый орган вынес решение о взыскании недоимки, то пени не могут быть взысканы. Данную позицию обосновывала ответом «Центра поддержки предпринимательства» г. Пермь (л.д. 48-49,50).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 Налогового кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. (п.2 ст.69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст. 70 Налогового кодекса РФ).

Статьей 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты по день уплаты включительно. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета, т.е. месту жительства, в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 Кодекса).

Согласно ст. 346.21 Налогового кодекса РФ авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7). Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (п. 2). Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 3).

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.

В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом не пропущен.

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществляла деятельность без образования юридического лица, применяла специальный налоговый режим в виде УСН с объектом налогообложения «доходы» (л.д. 10-12).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, за 2019 год, с исчисленной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет (л.д. 13-15).

На основании данной налоговой декларации по УСН за 2019 год была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой выявлено занижение налоговой базы по УСН в результате не включения в состав дохода суммы в размере 9000000 руб., полученной в связи с продажей недвижимого имущества (помещений в здании вещевого рынка по <адрес>

По итогам камеральной проверки оформлен акт от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 22-24).

Налогоплательщику ФИО1 дополнительно начислен авансовый платеж по УСН за 2019 год в сумме 496748 руб., исходя из неучтенного дохода (9000000х6%-43252 руб. сумма уплаченных страховых взносов) по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным «Расчеты с бюджетом» платеж по налогу УСН в сумме 496748 руб. исполнен налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ за пропуском установленного законом срока (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в отношении ФИО1 вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения , полученное налогоплательщиком под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19).

В соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки налоговым органом начислены пени по налогу УСН за 2019 год за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37757,33 руб. (л.д. 20 оборот).

В соответствии с положениями налогового законодательства административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате пени по налогу УСН со сроком уплаты пени по УСН до ДД.ММ.ГГГГ (реестр требований, п/н 20) (л.д. 6-8).

В добровольном порядке налогоплательщиком платежи не произведены, указанное требование административного истца не исполнено.

На основании решений налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ произведен зачет сумм излишне уплаченного налога (сумма 1463 руб.) и (сумма 1995 руб.), в связи с чем размер исчисленных ранее пени по налогу УСН снижен до 34299,33 руб. (л.д. 26-27).

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 4 Чайковского судебного района вынесен судебный приказ , который отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника (л.д. 16).

Данными выписки из лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за налогоплательщиком числится задолженность по пени по налогу УСН за 2019 год в размере 34299,33 руб. (л.д. 9).

Административным ответчиком факт наличия задолженности по уплате пени по налогу УСН в указанной сумме не оспаривается. В обосновании возражений по начислению данных пени ФИО1 ссылается на незаконность начисления и применения штрафной санкции.

Опровергая позицию административного ответчика, налоговый орган указывает следующее (л.д. 54-55).

В силу вышеприведенных ст. 45 и п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ принудительное взыскание налога и пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке действия ст. 48 Кодекса.

Разъяснения, изложенные в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, на который ссылается налогоплательщик, также касаются порядка взыскания пеней, установленных в ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

Согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем положения ст. 46 и 47 Налогового кодекса РФ к налогоплательщику применены быть не могут, а полежит применению ст. 48 Кодекса.

По итогам камеральной проверки оформлен акт от ДД.ММ.ГГГГ за , дополнительно начислен авансовый платеж по УСН за 2019 год в сумме 496748 руб.

Обязанность по уплате налога по УСН за 2019 год в размере 496748 руб. исполнена добровольно ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, задолженность по уплате налога по УСН за 2019 год, возникшая по результатам камеральной проверки декларации налогоплательщика, была уплачена с пропуском установленного срока (не позднее ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем пени по налогу по УСН за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день фактической уплаты недоимки) в размере 37757,33 руб. начислены правомерно.

Решение налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получено налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, получено налогоплательщиком лично, не обжаловалось.

Требование налогового органа также в установленный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) не исполнено.

Шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление мировому судье о вынесении судебного приказа направлено ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, отменен ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящий административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленных законом сроков.

Несогласие административного ответчика со взысканием пени по налогу УСН основано на неверном понимании действующего налогового законодательства, а именно ст. 75 Налогового кодекса РФ.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, пеня является не санкцией за правонарушение, как ошибочно понимает налогоплательщик ФИО1, а способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 приостановлено применение налоговых санкций за налоговые правонарушения.

Как следует из материалов дела, решением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав налогоплательщика.

Письмами ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено взыскание, а не начисление налогов, пеней и штрафов. В соответствии с данными рекомендациями ФНС России налоговые органы не имели правомочий взыскивать данные платежи в принудительном порядке, но на процесс начисления налогов, пеней и штрафов принятые меры поддержки никаким образом не влияли.

Таким образом, оснований для признания незаконными начисления налоговым органом пеней по налогу на УСН в период действия ограничительных мер, введенных из-за пандемии COVID-19, не имеется.

Не предъявление задолженности по налогу в принудительном порядке, на которую начислены пени, обусловлено исполнением добровольно налогоплательщиком уплатой налога ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пени начислены по указанную дату. Вместе с тем, оснований для отказа в удовлетворении требований не имеется.

Обязанность предоставления налогоплательщику налоговых документов, выносимых налоговым органом в случае применения законодательства о налогах и сборах, в рассматриваемом случае материалов камеральной проверки, законодателем не предусмотрена.

Доводы ФИО1 о неполучении документов камеральной проверки, проведенной налоговым органом, признаются необоснованными.

В ст. 112 Налогового кодекса РФ прямо указывается на «обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения», следовательно, положения ст. 112 Налогового кодекса РФ не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку пеня не является налоговой санкцией.

Возможность снижения размера пеней из-за неполучения актов налогового органа вследствие ограничительных мер или тяжелого финансового положения отсутствует.

Иных доводов в обосновании возражений административным ответчиком не приведено.

О погашении задолженности по пеням по налогу УСН в период судебного разбирательства по делу полностью, либо в части, а равно за наличие иных обстоятельств, исключающих возможность ее взыскания в принудительном порядке, административным ответчиком не заявлено.

Возражений по правильности расчетов не имеется, контррасчет отсутствует.

Расчет пени по налогу УСН, представленный налоговым органом, проверен судом, принимается как верный.

Копия административного искового заявления с приложением направлялась административному ответчику заказной корреспонденцией, согласно списку внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, получена адресатом, что не оспаривается им самим.

Руководствуясь установленными обстоятельствами, приведенными в решении положениями налогового законодательства, суд удовлетворяет заявленные административным истцом требования в полном объеме и взыскивается с административного ответчика пени по налогу УСН в размере 34299,33 руб..

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым в силу п. 6 ст. 106 КАС РФ относятся почтовые расходы.

В случае, если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного искового заявления, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, по просьбе административного истца взыскиваются с административного ответчика (ч. 1 ст. 113 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ.

Из материалов дела следует, что административным истцом понесены почтовые расходы по отправке административному ответчику копии административного иска.

В подтверждение несения указанных расходов приложен список внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ (п/н 1), согласно которому сумма платы за пересылку почтовой корреспонденции составила 70,80 руб. (л.д. 29-30).

Понесенные почтовые расходы подлежат возмещению административному истцу за счет административного ответчика.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 09.07.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета госпошлину в размере 1229 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Пермскому краю пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34299 руб. 33 коп.; почтовые расходы в размере 70 руб. 80 коп.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в местный бюджет 1229 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья: подпись А.А.Грибанова

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи _____________________________________

(А.А. Грибанова)

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

(Л.Ю.Салахова)

«_____» _____________ 20__ г

Решение (определение) ___ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а- 1059 /2021

УИД 59RS0040-01-2021-001582-83

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края