ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1059/2022 от 02.03.2022 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело <№>а-1059/2022 <Дата>

29RS0<№>-<***>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

Председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ассоциации «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ассоциации «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также – ЕГРЮЛ).

В обоснование требований указано, что ассоциация «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» зарегистрирована Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу <Дата>. Основной государственный регистрационный номер – <***> присвоен Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу <Дата>. Истцом установлено, что организация по юридическому адресу не располагается, при этом, ответчик в нарушение действующего законодательства сведения о смене местонахождения в регистрирующий орган не представил. Также административный истец указал на то, что в нарушение законодательства организация не представляла в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, документы, содержащие сведения о расходовании целевых денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников по формам, утвержденным приказом Минюста России от <Дата><№> «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2019-2020 годы, а также заявление, подтверждающее соответствие некоммерческой организации требованиям п. 3.1. ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, и информацию о продолжении своей деятельности в 2019-2020 годах в срок до <Дата>, <Дата> соответственно, установленные п.2 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата><№> «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и п.2 приказа Минюста России от <Дата><№> «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности».

Предупреждения Управления об устранении выявленных нарушений возвращены в Управление почтовой службой за истечением срока хранения. Документы, подтверждающие устранение ответчиком нарушений требований законодательства Российской Федерации, в Управление не представлены. Административный истец просит ликвидировать ассоциацию «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» и исключить ее из ЕГРЮЛ.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ассоциации «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» в судебное заседание не явился, извещался в соответствии с требованиями норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) путем направления заказной корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу, а также посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения данного административного дела на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.

Руководствуясь статьями 150, 263 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца, административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ассоциация «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» зарегистрирована налоговым органом <Дата>. Основной государственный регистрационный <№>.

В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона от <Дата> № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от <Дата> № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от <Дата> №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата><№> "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", действовавшего в юридически значимый период (до <Дата>), вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата><№> "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом (местонахождением) ассоциации является: <***>.

Таким образом, ассоциацией «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» не соблюдается обязанность по информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от <Дата> №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех рабочих дней со дня наступления таких изменений, в части предоставления сведений об изменении адреса (места нахождения) некоммерческой организации, что является нарушением п.7 ст.32 Закона о некоммерческих организациях.

В связи с чем, Управлением в адрес некоммерческой организации вынесены письменные предупреждения от <Дата>, <Дата>, <Дата> с установленным сроком для устранения нарушений до <Дата>, <Дата>, <Дата> соответственно. Предупреждения, направленные по юридическому адресу некоммерческой организации возвращены в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения. Данные предупреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не обжаловались.

Обновленные сведения об изменении адреса (места нахождения) некоммерческой организации и документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в Управление до настоящего времени не представлены.

Кроме того в нарушение п.п. 3, 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация не представила в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, документы, содержащие сведения о расходовании целевых денежных средств и использовании иного имущества, в том числе, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства от указанных источников по формам, утвержденным приказом Минюста России от <Дата><№> «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2018-2020 годы, а также заявление, подтверждающее соответствие некоммерческой организации требованиям п. 3.1. ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, и информацию о продолжении своей деятельности в 2019-2020 годах в срок до <Дата>, <Дата> соответственно, установленные п.2 постановления Правительства Российской Федерации от <Дата><№> «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и п. 2 приказа Минюста России от <Дата><№> «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности».

Документы, подтверждающие устранение некоммерческой организацией нарушений требований законодательства Российской Федерации в полном объеме, в Управление до настоящего времени не представлены. Таким образом, предупреждение не исполнено.

Согласно пункту 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных указанной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение фактическое непредставление некоммерческой организацией необходимых сведений в уполномоченный орган, что является достаточным основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В установленном порядке административным ответчиком не представлено возражений по административному иску и доказательств предоставления необходимых сведений в Управление.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от <Дата><№>, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата><№> (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Таким образом, Управление является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В ходе судебного разбирательства установлено наличие в деятельности административного ответчика существенных и грубых нарушений законодательства Российской Федерации, которые создают препятствия для осуществления государственных функций государственными органами исполнительной власти.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от <Дата><№>-О, от <Дата><№>-О; Постановления Конституционного Суда РФ от <Дата><№>-П, от <Дата><№>-П).

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от <Дата> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

С учетом перечисленных обстоятельств и приведенных правовых норм суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Управления о ликвидации ассоциации «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 -180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ассоциации «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать ассоциацию «Архангельская региональная ассоциация медиаторов», основной государственный регистрационный <№>, адрес места нахождения: <***>

Исключить юридическое лицо ассоциацию «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения сведений об ассоциации «Архангельская региональная ассоциация медиаторов» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ж.С. Кочина