РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2022 года <...>
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Рыбиной Н.Н.,
при секретаре Ивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1059/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Прокуратуре Тульской области о признании действия (бездействия) незаконными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре Тульской области о признании действия (бездействия) незаконными, указав, что 28.09.2021 он направил в Прокуратуру Тульской области через официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ заявление о проведении проверки по факту присвоения ученой степени профессора прокурору Зареченского района г. Тулы Зенкину А.Н. Однако, несмотря на установленные сроки, до настоящего времени какого – либо ответа из Прокуратуры Тульской области не получено.
С учетом изложенного, ФИО1 просил признать действия административного ответчика по неисполнению требований ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ и п. 5.1 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 по непредоставлению административному истцу какого – либо ответа по результатам проведения проверки по факту присвоения ученой степени профессора прокурору Зенкину А.Н. – незаконными, обязать устранить допущенные нарушения.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика прокуратуры Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, сославшись на то, что указанное обращение направлено в Прокуратуру Белгородской области, кроме того, текст обращения от 04.10.2021 № № не содержит довод о проведении проверки по факту присвоения ученой степени профессора прокурору Зареченского района г. Тулы Зенкину А.Н. Согласно сведениям АИК «Надзор - WEB», обращения ФИО3 о проведении проверки по факту присвоения ученой степени профессора прокурору Зареченского района г. Тулы Зенкину А.Н. в прокуратуру Тульской области не поступали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации в качестве одной из конституционных гарантий закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращения граждан регламентированы Федеральным законом от 5 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция), пунктами 3.1, 3.2, 3.4 которой, в частности предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято решение о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры. Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
В соответствии с п. 5.1 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 28.09.2021) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а на требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В Определения Конституционного Суда РФ от 25 января 2005 года № 42 сформулировано право гражданина на получение "адекватного ответа" на свое обращение, адресованное в суд или в государственный орган должностным лицам любых государственных органов при рассмотрении обращения гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.10.2021 ФИО1 направил в прокуратуру Белгородской области через официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ жалобу, в которой указал, что решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 07.06.2021 с ФИО4 в пользу ФИО1 взыскана денежная сумма за пользование денежными средствами, исполнительный лист от 11.08.2021 № № госпошлина присужденная судом 6259,40 рублей.
Также в обращении, указал, что вопреки требованиям ФЗ «Об исполнительном производстве», решение суда до настоящего времени не исполнено. Судебный пристав – исполнитель с разрешения старшего пристава не вошел в жилое помещение, занимаемое должником и не произвел опись и арест находящегося в нем имущества. Просил провести проверку указанных сведений и принять действенные меры прокурорского реагирования.
Из обращения ФИО1, адресованного прокурору Белгородской области поступившего 02.10.2021, видно, что заявитель просит провести проверку и принять меры по взысканию задолженности в пользу административного истца с ФИО5
Проверяя доводы ФИО1, изложенные в административном исковом заявлении, судом исследовались скриншоты автоматизированного – документационного обеспечения надзорного производства в органах прокуратуры «Надзор - WEB», согласно которым, обращение ФИО1 о проведении проверки по факту присвоения ученой степени профессора прокурору Зареченского района города Тулы Зенкину А.Н. в прокуратуру Тульской области не поступало.
Согласно пункту 4.14 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45, по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также; по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения: по нему уже принято решение компетентным органом; "принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка; "направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
Учитывая предмет прокурорского надзора и принимая во внимание, что указанное в административном исковом заявлении обращение ФИО1 о признании действий административного ответчика по неисполнению требований ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ и п. 5.1 Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 по непредоставлению административному истцу какого – либо ответа по результатам проведения проверки по факту присвоения ученой степени профессора прокурору Зенкину А.Н. – незаконными, обязать устранить допущенные нарушения, на рассмотрение в Прокуратуру Тульской области не поступало, решение по нему не принималось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием нарушений прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Прокуратуре Тульской области о признании незаконным действия (бездействия) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий