ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-105/2016 от 22.07.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-105/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2016 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Батуевой А.Б.

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Ангарской О.А.,

представителей Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края Галкина С.П., Лопатиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» о признании недействующим Устава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район», принятого Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 20 ноября 2014 года № 104,

установил:

26 мая 2016 года ООО «Подолье XXI» посредством представителя по доверенности Соловцова С.М. обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, уточненным 23 июня 2016 года, о признании недействующим Устава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район», принятого Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 20 ноября 2014 года № 104, по мотиву нарушения порядка его обсуждения, принятия, порядка регистрации, отсутствием официального опубликования его полного текста на русском языке в средствах массовой информации, а также отсутствием сведений об Уставе и его полного текста в открытых реестрах (Едином государственном реестре юридических лиц). Требования основаны на том, что общество как собственник земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории указанного городского поселения, и, как следствие, плательщик земельного налога в местный бюджет, имеет права и несет обязанности, устанавливаемые органом местного самоуправления городского поселения посредством принятия муниципальных правовых актов, опубликованных и вступивших в силу в соответствии с Уставом муниципального образования. Административный истец указывает на нарушение порядка принятия и опубликования Уставов городского поселения «Забайкальское», принятых решениями Совета городского поселения в 2009, 2011 и 2014 годах, содержащих нормы об официальном опубликовании нормативных правовых актов в информационном вестнике «Вести Забайкальска», в связи с чем они подлежат признанию недействующими, в то время как действующим является Устав городского поселения, принятый Решением Совета поселения от 24 августа 2005 года № 11, согласно которому муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию в районной газете «Забайкалец».

Определением судьи от 30 мая 2016 года в приятии административного искового заявления в части требований о признании недействующими Уставов городского поселения «Забайкальское», принятых решениями Совета в 2009, 2011 годах отказано на основании части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ).

В качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены Совет городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район», Глава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район».

Представитель административного истца Соловцов С.М., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, направил ходатайство об отложении судебного заседания и предоставлении ему дополнительного времени (три недели) для ознакомления с документами, полученными по судебному поручению административными ответчиками в налоговом органе, и подготовки юридической позиции. Ранее, в судебном заседании 15 июля 2016 года, проведенном с участием представителя административного истца Соловцова С.М., им также заявлялось ходатайство об отложении судебного заседания в целях ознакомления с представленными административными ответчиками документами. Указанное ходатайство было удовлетворено, в этот же день Соловцов С.М. был ознакомлен с материалами дела, документами, представленными административными ответчиками, получил их копии. Ввиду того, что документы, подтверждающие направление в налоговый орган копии Устава городского поселения, административными ответчиками не представлены по причине отсутствия факта направления, а также учитывая необходимость соблюдения срока рассмотрения административного дела и наличие возражений участвующих в деле лиц против отложения судебного разбирательства, ходатайство об отложении слушания дела было отклонено.

Глава городского поселения «Забайкальское» Ермолин О.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, для участия в судебном заседании не явился, своего представителя не направил.

На основании положений статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, не сообщивших о причинах неявки в судебное заседание.

Председатель Совета городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Галкин С.П. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, представил письменный отзыв на него, дополнительно пояснил, что действующий Устав городского поселения «Забайкальское» принят Советом в рамках своих полномочий в установленном законом порядке, опубликован в официальном печатном издании городского поселения «Забайкальское» - муниципальном информационном вестнике «Вести Забайкальска», распространяемом на территории городского поселения бесплатно через администрацию, Совет городского поселения, библиотеки, предприятия торговли и культуры, поликлинику и другие общественные места. Дополнительно пояснил, что проект Устава направлялся в прокуратуру района для проведения правовой экспертизы, замечаний по нему не вносилось, антикоррупционная экспертиза Устава проводилась Управлением Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю при его государственной регистрации. Регистрация вновь принятых Уставов городского поселения и вносимых в них изменений налоговыми органами законом не предусмотрена, сведения об Уставе городского поселения, принятом в 2005 году, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц как основание для внесения записи о государственной регистрации Совета городского поселения «Забайкальское».

Представитель административного ответчика Лопатина Е.М. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, представила письменный отзыв на него, дополнительно дала пояснения о соблюдении процедуры принятия Уставов городского поселения «Забайкальское», в удовлетворении требований просила отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно свидетельству о регистрации права от <Дата> ООО «Подолье XXI» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории пгт. Забайкальск Забайкальского района Забайкальского края, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения, площадь – <площадь> га.

В связи с этим общество на основании статьи 388 Налогового кодекса РФ является налогоплательщиком земельного налога в местный бюджет.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определяются Уставом муниципального образования.

Таким образом, ООО «Подолье XXI» в силу части 1 статьи 208 КАС РФ относится к числу лиц, наделенных правом на предъявление административного искового заявления о признании не действующим Устава городского поселения «Забайкальское» Забайкальского района Забайкальского края в связи с нарушением порядка его принятия, опубликования и вступления в силу.

Проверяя полномочия Совета городского поселения «Забайкальское» на принятие оспариваемого Устава, процедуру его принятия и опубликования (обнародования), суд исходит из следующего.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статьи 130).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации и подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (статья 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (статья 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Из материалов дела следует, что после Устава Городского поселения «Забайкальское», принятого решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 24 августа 2005 года № 11, и подлежащего, по мнению представителя административного истца, применению как единственно действующий на территории указанного муниципального образования, Уставы городского поселения «Забайкальское» принимались три раза: в 2009, в 2011 и в 2014 годах.

Предметом рассмотрения настоящего административного дела является соблюдение представительным органом муниципального образования процедуры принятия действующего на момент рассмотрения дела Устава городского поселения «Забайкальское», которым является Устав, принятый решением Совета от 20 ноября 2014 года № 104 (далее – Устав 2014 года).

На момент принятия оспариваемого Устава городского поселения «Забайкальское» 2014 года на территории городского поселения действовал Устав, принятый решением Совета от 17 февраля 2011 года № 208, который прошел государственную регистрацию 21 марта 2011 года за № RU925081012011001 и был опубликован в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 7 (55) от 8 апреля 2011 года.

Решением Совета от 21 августа 2012 года № 293, опубликованным в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 37 (125) от 24 октября 2012 года, а также решением Совета от 13 июня 2013 года № 42, опубликованным в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 32 (166) от 8 августа 2013 года в Устав внесены изменения.

В действующей на момент принятия Устава 2014 года редакции Устава городского поселения, принятого Решением Совета от 17 февраля 2011 года № 208, предусмотрены нижеследующие положения в части, касающейся принятия и вступления в силу Устава городского поселения «Забайкальское».

Согласно статье 38 указанного нормативного правового акта Устав городского поселения принимается Советом большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.

Проект Устава не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Советом городского поселения порядка учета предложений по проекту указанного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав городского поселения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации городского поселения «Забайкальское».

В силу части 7 статьи 41 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта считается публикация его полного текста в официальном вестнике «Вести Забайкальска». Порядок учреждения, организационной деятельности, распространения, а также другие вопросы, связанные с печатным средством массовой информации городского поселения, устанавливаются Советом городского поселения «Забайкальское». Обнародование муниципальных правовых актов органов местного самоуправления может быть доведено до сведения жителей городского поселения «Забайкальское» путем размещения на досках объявлений в специально отведенных для данных целей местах городского поселения «Забайкальское», разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. При официальном опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта указывается, что данное опубликование (обнародование) является официальным. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов осуществляет администрация городского поселения «Забайкальское».

В соответствии с положениями статьи 25 Устава структуру органов местного самоуправления составляют Совет городского поселения, глава городского поселения, администрация городского поселения и контрольно-ревизионная комиссия.

Совет городского поселения «Забайкальское» является выборным постоянно действующим представительным органом городско поселения, состоящим из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на срок 4 года. Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1, 3 статьи 26). Решения Совета городского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения «Забайкальское», принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета (часть 3 статьи 37), Устав городского поселения Забайкальское», муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав городского поселения – большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов (часть 1 статьи 38). Принятие Устава городского поселения и внесение в него изменений и дополнений отнесено к исключительной компетенции Совета (пункт 1 части 4 статьи 26 Устава).

Порядок деятельности, полномочия, ответственность за принятие правовых актов, а также иные правоотношения, возникающие в процессе осуществления Советом своих полномочий, регламентированы, кроме того, Положением о Совете городского поселения «Забайкальское», утвержденным решением Совета от 4 мая 2006 года № 47.

Глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения, избирается на муниципальных выборах на срок 4 года, возглавляет администрацию городского поселения и в пределах полномочий, установленных статьей 27 Устава, в частности, подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского поселения, нормативные правовые акты, принятые Советом.

Обсуждение проектов муниципальных правовых актов в форме публичных слушаний предусмотрено статьей 20 Устава.

Решением Совета от 3 апреля 2013 года № 32, опубликованным в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 15 (150) от 9 апреля 2013 года, принято Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городском поселении «Забайкальское»».

Согласно указанному Положению публичные слушания являются формой прямого волеизъявления граждан, реализуемой путем обсуждения жителями городского поселения «Забайкальское» проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Статьей 3 Положения закреплена обязательность проведения публичных слушаний по проектам Устава городского поселения, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав. Решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию в средствах массовой информации в срок не позднее 10 дней со дня принятия (статья 6 Положения). По итогам проведения публичных слушаний путем открытого голосования принимаются рекомендации, которые учитываются органами местного самоуправления городского поселения и их должностными лицами при рассмотрении проекта соответствующего муниципального правового акта. Рекомендации считаются принятыми в случае, если за них проголосовало более половины всех присутствующих участников, и подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) в срок не позднее десяти дней со дня окончания слушаний (статья 13 Положения).

На основании вышеприведенных норм муниципальных правовых актов городского поселения «Забайкальское» в 2014 году состоялась процедура принятия оспариваемого ООО «Подолье XXI» Устава.

Так, на заседании Совета № 15 от 2 октября 2014 года было принято решение № 101 о принятии проекта Устава городского поселения. На заседании присутствовало 8 из 15 депутатов Совета, голосование проводилось открытым образом, 8 членов Совета проголосовали «за», решение было принято единогласно. Решение, содержащее, в том числе, сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, сам текст проекта Устава опубликованы в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 36 (228) от 13 октября 2014 года. Одновременно в указанном выпуске вестника опубликован Порядок учета предложений по проекту решения о принятии проекта Устава городского поселения.

Публичные слушания проведены 23 октября 2014 года с участием 20 жителей городского поселения «Забайкальское», по итогам слушаний Совету единогласно рекомендовано принять Устав, проект которого опубликован в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 36 (228) от 13 октября 2014 года. Протокол публичных слушаний опубликован в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 39 (231) от 5 ноября 2014 года.

На заседании Совета от 20 ноября 2014 года № 16, с соблюдением установленного 30-дневного срока опубликования проекта Устава до дня рассмотрения вопроса о его принятии, принято решение № 104 «О принятии Устава городского поселения «Забайкальское»». Решение принято единогласно при участии 11 из 15 депутатов Совета.

Заявление о государственной регистрации Устава, принятого решением Совета от 20 ноября 2014 года № 104, с приложением необходимых документов направлено Главой городского поселения «Забайкальское» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю (входящий № 7155 от 2 декабря 2014 года).

Государственная регистрация Устава городского поселения «Забайкальское» произведена 4 декабря 2014 года за номером RU925081012014001, о чем указано в свидетельстве от 04 декабря 2014 года № 024769.

Подтверждающие процедуру государственной регистрации документы поступили из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю в администрацию городского поселения 16 декабря 2014 года.

Полный текст Устава, решение о его принятии опубликованы в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 46 (238) от 22 декабря 2014 года.

23 декабря 2014 года Главой городского поселения в орган юстиции направлены сведения об источнике и дате опубликования Устава и решения о его принятии.

Принятым Уставом в статьях 24, 25, 27, 35, 36 закреплены аналогичные положения в части состава и полномочий Совета городского поселения, порядка принятия Устава городского поселения, муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав. Дополнительно установлена норма об обязанности Главы городского поселения опубликовать (обнародовать) зарегистрированные Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (часть 3 статьи 36). Также частью 8 статьи 39 Устава 2014 года установлено, что официальным обнародованием муниципального правового акта является его размещение на специально оборудованных стендах городского поселения «Забайкальское».

Решением Совета от 16 марта 2016 года № 190 в Устав 2014 года внесены изменения и дополнения, процедура принятия которого также оценивается судом как соответствующая вышеприведенным положениям законодательства, действовавших в муниципальном образовании нормативных правовых актов.

Так, решением Совета от 12 февраля 2016 года № 182 был принят проект решения Совета городского поселения о внесении изменений и дополнений в Устав 2014 года. На заседании (порядковый № 31) присутствовало 10 из 15 депутатов Совета, голосование проводилось открытым образом, 10 членов Совета проголосовали «за», решение было принято единогласно. Указанное решение, содержащее, в том числе, сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, текст проекта, совместно с Порядком учета предложений по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав были опубликованы в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 4 (310) от 15 февраля 2016 года.

Публичные слушания проведены 11 марта 2014 года с участием 27 жителей городского поселения «Забайкальское», протокол публичных слушаний опубликован в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 9 (315) от 14 марта 2016 года.

На заседании Совета от 16 марта 2016 года № 32, с соблюдением установленного 30 дневного срока опубликования проекта муниципального правового акта до дня рассмотрения вопроса о его принятии, принято решение № 190 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район», принятый решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 20 ноября 2014 года». Решение принято единогласно при участии 11 из 15 депутатов Совета.

Заявление о государственной регистрации указанного решения Совета, с приложением необходимых документов направлено Главой городского поселения «Забайкальское» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю (входящий № 1414 от 18 марта 2016 года).

Подтверждающие процедуру государственной регистрации документы направлены Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю в администрацию городского поселения 23 марта 2016 года.

Решение Совета от 16 марта 2016 года № 190 опубликовано в информационном вестнике «Вести Забайкальска» № 15 (321) от 5 апреля 2016 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт – Устав городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район», принят как в пределах полномочий муниципального образования, так и в соответствии с компетенцией его представительного органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие. Нарушений процедуры принятия, введения в действия муниципального правового акта, которым в оспариваемый Устав внесены изменения и дополнения, при рассмотрении настоящего административного дела также не установлено.

Каких-либо доказательств обратного административное исковое заявление ООО «Подолье XXI» не содержит.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» наряду с подлежащими оценке вышеизложенными обстоятельствами суду следует проверять, соответствует ли содержание оспариваемого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оценивая содержание Устава городского поселения, суд находит его соответствующим действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу Забайкальского края, утвержденному Законом Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 125-ЗЗК, Закону Забайкальского края от 03 июня 2014 года № 982-ЗЗК «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления в Забайкальском крае».

Доводов о несоответствии содержания оспариваемого Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление ООО «Подолье XXI» не содержит.

Суд не находит оснований согласиться с утверждением административно истца о непроведении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов Устава, решения о внесении в него изменений, поскольку из объяснений представителей административного ответчика, прокурора следует, что проекты муниципальных правовых актов проверялись на соответствие действующему законодательству, направлялись в прокуратуру района для проверки, замечаний до проведения заседания Совета не поступило, прокурор района участвовал в заседаниях Совета.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пункту 5 Приказа Генпрокуратуры России от 28 декабря 2009 года № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления проводится в соответствующих органах прокуратуры в течение одного месяца со дня принятия.

Кроме того, антикоррупционная экспертиза уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований проводится федеральным органом исполнительной власти в области юстиции при их государственной регистрации (пункт 3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ).

Доводы о том, что проекты Уставов не публиковались в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава опровергаются представленными документами. Оспариваемый Устав был принят на заседании Совета 20 ноября 2014 года, в то время как его проект был опубликован 13 октября 2014 года. Проект решения о внесении в Устав изменений и дополнений был опубликован 15 февраля 2016 года, решение о внесении в Устав изменений и дополнений было принято Советом 16 марта 2016 года.

Ссылки представителя административного истца на неопубликование самого оспариваемого муниципального правового акта, подлежат отклонению в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статьей 41 Устава городского поселения, принятого Решением Совета от 17 февраля 2011 года № 208, предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается публикация его полного текста в официальном вестнике «Вести Забайкальска». Порядок учреждения, организационной деятельности, распространения, а также другие вопросы, связанные с печатным средством массовой информации городского поселения устанавливаются Советом.

Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 19 января 2008 года № 135 утверждено положение о печатном органе массовой информации городского поселения «Забайкальское», в соответствии с которым печатным средством массовой информации городского поселения является муниципальный информационный вестник «Вести Забайкальска», который учрежден для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии городского поселения, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации до населения. Вестник распространяется бесплатно на территории городского поселения «Забайкальское» не реже одного раза в месяц и не позднее 5 дней со дня очередного заседания Совета, тиражом не менее 50 и не более 950 экземпляров.

Постановлением Главы городского поселения «Забайкальское» от 9 февраля 2009 года № 8 «Об учреждении средства массовой информации городского поселения «Забайкальское» для обеспечения издания официальных сообщений и опубликования нормативных и иных актов» определены места его распространения на территории городского поселения, а именно: в магазинах, в почтовом отделении, в поликлинике, жителям населенных пунктов поселения (произвольно).

Таким образом, информационный вестник «Вести Забайкальска» фактически был учрежден дважды: на основании решения Совета городского поселения, а также на основании постановления Главы городского поселения, однако это не свидетельствует о незаконности его учреждения и несоблюдении процедуры опубликования в нем принимаемых нормативных правовых актов. Сами по себе акты об учреждении печатного органа массовой информации не противоречат друг другу и не содержат взаимоисключающих положений.

Административным ответчиком суду представлены для обозрения подшивки указанного периодического издания за 2011-2015 годы, в которых имеются выпуски вестников № 7 (55) от 8 апреля 2011 года, № 37 (125) от 24 октября 2012 года, № 32 (166) от 8 августа 2013 года, № 36 (228) от 13 октября 2014 года, № 46 (238) от 22 декабря 2014 года, № 4 (310) от 15 февраля 2016 года, № 15 (321) от 5 апреля 2016 года с указанием на тираж 500 экземпляров, содержащие тексты муниципальных правовых актов, которые исследованы в судебном заседании, копии указанных документов приобщены к материалам дела.

Размер тиража вестника (500 экземпляров) с учетом способов его размещения на стенде, в здании администрации, в магазинах, библиотеке суд расценивает как достаточный для ознакомления населения с содержанием опубликованных решений.

Из объяснений представителей Совета, а также из содержания подшивки усматривается, что издание информационного вестника осуществляется путем изготовления макета выпуска и дальнейшего его размножения при помощи копировальной техники в необходимом количестве. При этом учет количества изготовленных копий и их рассылки не ведется. Все выпуски информационного вестника размещаются на информационном стенде у входа в администрацию городского поселения, в здании администрации на специально отведенном под эти цели столе, а также доступ к ним имеется на сайте городского поселения «Забайкальское». Фотоматериалы, свидетельствующие о наличии указанных мест распространения информационного вестника, представлены административным ответчиком в судебном заседании для обозрения, приобщены к материалам дела.

В рамках судебного разбирательства судом была запрошена информация о нахождении оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Государственном реестре Уставов муниципальных образований Забайкальского края.

Согласно сведениям, представленным исполняющим обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю от 6, 21 июля 2016 года решение Совета от 17 февраля 2011 года № 208 зарегистрировано 21 марта 2011 года, номер государственной регистрации RU925081012011001, решение Совета от 21 августа 2012 года № 293 зарегиcтрировано 11 октября 2012 года, номер государственной регистрации RU925081012012001, решение Совета от 13 июня 2013 года № 42 зарегистрировано 18 июля 2013 года, номер государственной регистрации RU925081012013001, решение Совета от 20 ноября 2014 года зарегистрировано 4 декабря 2014 года, номер государственной регистрации RU925081012014001, решение Совета от 16 марта 2016 года № 190 зарегистрировано 23 марта 2016 года, номер государственной регистрации RU925081012016001.

Дополнительно из Государственного реестра Уставов муниципальных образований Забайкальского края представлены тексты указанных документов. Разночтений между текстами муниципапльных правовых актов, принятыми Советом городского поселения, зарегистрированными Управлением Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю, и опубликованными в информационном вестнике «Вестник Забайкальска», не установлено.

Отсутствие сведений об Уставе 2014 года в Едином государственном реестре юридических лиц, а также ненаправление административными ответчиками копии Устава в налоговый орган не свидетельствует о несоблюдении процедуры его принятия и введения в действие.

При таком положении, а также с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48, согласно которой целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, суд приходит к выводу о том, что такая возможность в отношении оспариваемого муниципального правового акта принявшим его представительным органом муниципального образования была обеспечена. Оснований полагать порядок его опубликования нарушенным не имеется.

В дополнение к изложенному судом принимается во внимание представленная в материалы административного дела справка о результатах исполнения поручения прокуратуры края от 20 июля 2016 год, согласно которой информационный вестник «Вести Забайкальска» является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов городского поселения «Забайкальское», распространяется на стенде администрации городского поселения, в магазинах, расположенных на территории городского поселения, в почтовом отделении, в поликлинике.

С учетом изложенного, суд не находит оснований полагать оспариваемый Устав не вступившим в силу в связи с нарушением процедуры его принятия и опубликования. Обстоятельств, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого муниципального правового акта недействующим, не установлено.

При таком положении требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» о признании недействующим Устава городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район», принятого Решением Совета городского поселения «Забайкальское» от 20 ноября 2014 года № 104, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2016.

<данные изъяты>

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-105/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.